ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПОТРЕБИТЕЛИ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Теория мотивации З. Фрейда, А. Маслоу и Ф. Герцберга
1.2 Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей
1.3 Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей
РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ТОРГОВОЙ МАРКИ «ВИТА»
2.1 Исследование лояльности покупателей продукции торговой марки «Вита»
2.2 Сегментирование основных групп потребителей безалкогольных напитков торговой марки «Вита»
2.3 Оценка степени удовлетворенности / неудовлетворенности потребителей безалкогольных напитков торговой марки «Вита»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговый подход к решению задач, стоящих перед современны-ми организациями, фирмами и индивидуальными предпринимателями, основан на изучении, формировании, развитии и удовлетворении потребностей тех экономических субъектов, которые выбраны в качестве потенциальных клиентов.
Поведение потребителей – это прикладная наука, использующая достижения экономики, психологии, социологии, антропологии, статистики и других дисциплин.
Чтобы понять поведение потребителей, нужно знать, что происходит в голове потребителя. Но понимание того, почему потребители ведут себя так, а не иначе, – только начало. Необходимо уметь с мастерством применять полученные знания к созданию товаров, рекламе, розничной торговле и другим аспектам маркетинговых программ.
До сих пор актуален вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые организация может применить? Организация, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и организации, и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Актуальность данной работы заключена в том, что изучение поведения потребителя позволяет разрабатывать новые продукты, видоизменять их характеристики, назначать цены, разрабатывать каналы распределения, рекламные обращения и другие элементы комплекса маркетинга.
В качестве объекта исследования выступили покупатели продукции торговой марки «Вита», предмет исследования – поведение покупателей продукции анализируемой торговой марки.
РАЗДЕЛ 1 ПОТРЕБИТЕЛИ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Теория мотивации З. Фрейда, А. Маслоу и Ф. Герцберга
Для разработки маркетинговой стратегии и тактики, осуществления конкретных маркетинговых действий необходимо обеспечить анализ и моделирование покупательского поведения (англ. consumer buying) в целях выявления мнений и предпочтений потребителей, мотивации и прогнозирования покупок. Это является необходимой предпосылкой формирования и стимулирования спроса, управления качеством товаров и торгового сервиса.
Анализ поведения покупателей включает оценки их действий и намерений, направленных на выбор наиболее привлекательных и эффективных способов продажи и видов товаров/торговых марок, а также выявление удовлетворенности/неудовлетворенности покупкой или торговым обслуживанием.
Покупательское поведение – намерение и действия покупателей на рынке товаров, которые в конечном итоге приводят к решению купить товар, отказаться от покупки, или отложить ее [3, с.225].
Маркетологи ищут ответ на такие вопрос, как: «Почему совершается данная покупка?», «Какую основную потребность покупатель хочет удовлетворить данным товаром?» и т.п.
Мотив – это та потребность, которая побуждает человека удовлетворить ее. При исследовании мотивов поведения человека применяется мотивационный анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу [9, с.36].
Основные мотивы потребительского поведения:
1) мотив выгоды или экономии;
2) мотив снижения риска (желание чувствовать себя уверенно, иметь гарантии сохранения стабильности);
3) мотив признания (поиск действий по формированию статуса, имиджа);
РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ТОРГОВОЙ МАРКИ «ВИТА»
2.1 Исследование лояльности покупателей продукции торговой марки «Вита»
СООО «Витебский завод безалкогольных напитков» – это современное динамично развивающееся предприятие, производящее широкий ассорти-мент безалкогольных газированных напитков, минеральных и питьевых вод под торговой маркой «Вита».
Коллектив компании работает на рынке безалкогольной продукции более 19 лет. Именно тогда, в 1995 году, увидели свет первые сифоны с питье-вой газированной водой «Вiта блакiтная», ставшие первой продукцией компании. В том же году было принято решение о производстве минеральной воды, и вскоре в торговой сети Витебска появилась минеральная вода из местных природных источников – «Вита» и «Лётцы». Данные названия выбраны не случайно. Vita в переводе с латыни означает «жизнь», а вода, как всем известно – основа жизни. Лётцы – экологически чистое место с уникальной природой – именно здесь находятся источники с минеральной водой.
Для широкого народного признания параллельно с минеральной водой предприятие запустило в производство серию напитков под торговой маркой «Вита». Все напитки изготавливаются из высококачественного сырья и материалов ведущих европейских производителей.
В 2002 году было принято решение о создании в Витебске службы по доставке питьевой воды «Вита» в новых для нашего рынка емкостях – американских бутылях объемом 5 галлонов (18,9 литров), которую можно использовать как для питья, так и для приготовления пищи.
В 2008-2009 годах предприятие провело комплексную замену и модернизацию оборудования, что позволило не только многократно увеличить производственную мощность, но и обеспечивать стабильно высокое качество выпускаемой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для разработки маркетинговой стратегии и тактики, осуществления конкретных маркетинговых действий необходимо обеспечить анализ и моделирование покупательского поведения (англ. consumer buying) в целях выявления мнений и предпочтений потребителей, мотивации и прогнозирования покупок. Это является необходимой предпосылкой формирования и стимулирования спроса, управления качеством товаров и торгового сервиса.
Покупательское поведение – намерение и действия покупателей на рынке товаров, которые в конечном итоге приводят к решению купить товар, отказаться от покупки, или отложить ее.
Мотив – это та потребность, которая побуждает человека удовлетворить ее. При исследовании мотивов поведения человека применяется мотивационный анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу, Ф. Герцберга.
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения- поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия.
А. Маслоу разделил потребности на базисные: пища, безопасность, позитивная самооценка и производные, или мета-потребности: правдивость, доброта, красота, цельность, живость, уникальность, совершенство, завершенность, справедливость, простота, богатство, вольность, игривость, само-достаточность, осмысленность. Он считал, что базисные потребности постоянны и иерархичны, а мета-потребности изменяются и равны друг другу.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебник / И. Л. Акулич. – 6-с изд., испр. – Минск : Выш. шк., 2009. – 511 с.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. – М.: Экономистъ, 2006. – 525 с.
3. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: Учеб. пособие / И.К. Беляевский. – М.: МГУЭСиИ, 2004. – 414 с.
4. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей: 10-е изд. Пер. с англ. / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – СПб.: Питер, 2007. – 944 с.
5. Власова, М.Л. Внутренние факторы влияния на поведение потребителей / М.Л. Власова // marketing.by [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://marketing.by/mnenie/vnutrennie-faktory-vliyaniya-na-povedenie-potrebiteley/. – Дата доступа: 02.06.1016.
6. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования: теория и практика / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Юрайт, 2015. – 570 с.
7. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ: 5-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В.Н. Фунтова. – СПб: Питер, 2008. – 560 с.
8. Данченок, Л.А. Основы маркетинга / Л.А. Данченок. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 260 с.
9. Егорова, М. М. Маркетинг. Конспект лекций / М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И.Г. Швайко. – М.: АЛЬФА-М, 2008. – 160 с.
10. Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю Сербиновский, В.И. Павленко. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 361 с.
11. Кислицына, О. А. Маркетинг : учеб. пособие / О. А. Кислицына, С. И. Потапович, В. К. Стародубцева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – 92 с.
12. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
13. Краковецкая, И.В. Маркетинговые исследования: учебно-методическое пособие / И.В. Краковецкая, Ж.Н. Зенкова. – Томск: Томский государственный университет, 2012. – 120 с.
14. Кремнев, Д. Пирамида потребностей Маслоу: где теория пересекается с практикой? / Д. Кремнев // Блог kremnev.info [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://kremnev.info/com/piramida_maslou/. – Дата доступа: 02.06.1016.
15. Макарова, Т.Н. Поведение потребителей / Т.Н Макарова, Н.И. Лыгина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 365 с.
16. Моисеева, H.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2012. – 304 с.
17. Основы маркетинга: Учебное пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: МИЭП, 2010. – 200 с.
18. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 656 с.
19. Прокопенко, О.В. Поведение потребителей / О.В. Прокопенко // Библиотека-Online [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/povedinka_spozhivachiv_-_prokopenko_ov/chinniki_zovnishnogo_vplivu_povedinku_spozhivachiv.htm. – Дата доступа: 02.06.1016.
20. Романов, А. А. Маркетинг: Учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 440 с.
21. Синяева, И. М. Маркетинг в коммерции: Учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 548 с.
22. Теория мотивации Герцберга / Сайт о кадрах и мотивации [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://z-motiv.ru/index.php/teor-motiv-top/347-motivatsiya-po-gertsbergu. – Дата доступа: 02.06.1016.
23. Теория мотивации Фрейда / Полезные юридические советы [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://propravoguru.ru/finansy-2/poleznye-stati/13531-teorija-motivacii-frejda.html . – Дата доступа: 02.06.1016.
24. Теория мотивации Фрейда / Центр управления финансами [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Teoriya-motivacii-Freida.php. – Дата доступа: 02.06.1016.
25. Фомичёва, Л.М. Маркетинг: учебное пособие / Л.М. Фомичёва, С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2016. – 202 с.
26. Ястремская, П. В. Поведение потребителей / П. В. Ястремская. – Минск : БГТУ, 2011. – 133 с.