ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Оценка уровня и интенсивности конкуренции в отрасли
1.2 Анализ сил конкуренции по Портеру
1.3 Построение конкурентной карты рынка
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ ПРОДУКТЫ»
2.1 SWOT – анализ ОАО «Витебские продукты» для определения маркетинговых возможностей
2.2 Анализ основных конкурентов ОАО «Витебские продукты»
2.3 Применение метода диагностики концентрации на рынке
2.4 Оценка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия и их эффективность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое предприятие, в рыночной экономике, действует в определенной конкурентной среде, факторы которой производят на него определенное влияние. Анализ и прогнозирование конкурентной среды достаточно трудоемкая составляющая. Ключевой элемент рынка – конкуренция: нет конкуренции, нет рыночной экономики.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы вы-явить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.
Конечная цель любой организации – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности организации. Достигается она или нет – за-висит от конкурентоспособности товаров организации, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией других организаций.
Успешность любой организации обуславливается способностью предложить товары, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначному аспекту организации, как конкурентные преимущества.
Развитие рыночных отношений вызывает появление новых задач, что вызывает необходимость совершенствования управления. Важно понимание рук
1 РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Оценка уровня и интенсивности конкуренции в отрасли
Конкуренция представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность про-дать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль [18, c. 53].
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким об-разом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им при-быль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: «что? как? для кого производить?».
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий [14, с.20].
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ ПРОДУКТЫ»
2.1 SWOT – анализ ОАО «Витебские продукты» для определения маркетинговых возможностей
Точкой отсчёта деятельности предприятия по обеспечению населения Витебска продовольственными товарами можно считать 1969 год. Именно тогда Витебский горпищеторг разделился на два обособленных торговых предприятия. В 2004 году предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Витебские продукты» путем акционирования КУТП «Витебские продукты».
Сегодня ОАО «Витебские продукты» является одной из самых крупных организаций в сфере розничной торговли продуктами питания на территории Витебска и Витебской области – это сеть магазинов, кулинарные и кондитерский цеха, кафе, пиццерия, развлекательный центр «Город», к услугам посетителей в котором уютный ресторан, стильный бар, бильярд и боулинг.
Не только количество, но и качество торговых объектов является предметом пристального внимания сотрудников ОАО «Витебские продукты». Морально и физически устаревшие интерьеры магазинов образца 70-ых – 80-ых годов преобразованы в современные торговые объекты, модернизированы и оснащены по последнему слову техники и дизайна.
Однако красивые, просторные магазины с богатым ассортиментом без достойной работы обслуживающего персонала не создадут должного впечатления у посетителей. Профессионализм и доброжелательность сотрудников стали визитной карточкой магазинов нашей розничной сети. Всё это де-лает
ОАО «Витебские продукты» безусловным лидером среди предприятий с подобным видом деятельности.
Проведем диагностику деятельности ОАО «Витебские продукты» с по-мощью SWOT-анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность про-дать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким об-разом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им при-быль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Оценка конкурентоспособности организации на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей организации, она при-звана определить потенциальные возможности организации и мероприятия, которые организация должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.
Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти та-кую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них.
Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке.
Сегодня ОАО «Витебские продукты» является одной из самых крупных организаций в сфере розничной торговли продуктами питания на территории
1 Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2013. – № 5. – С. 55.
2 Волынец, Е. А. Совершенствование процедуры маркетингового исследования потребительского рынка региона / Е. А. Волынец // Потребительская кооперация. – 2012. – № 2. – С. 47 – 52.
3 Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2011. – №5. – С. 6–9.
4 Глубокий, С. В. Учетная политика и маркетинговые исследования: принципы и допущения / Сергей Глубокий, Елена Щемелева // Главный экономист. – 2013. – № 5. – С. 53 – 58.
5 Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
6 Горелова, А. А. Поведение потребителей как объект маркетингового исследования / А. Горелова // Маркетинг. – 2015. – № 3. – С. 29 – 38.
7 Григорян, Е.С. Маркетинговое исследование отношения населения к социальной рекламе / Григорян Екатерина Сейрановна, Мирошниченко Ксения Сергеевна // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2011. – № 1 (февраль). – С. 76-85.
8 Жудро, М. К. Маркетинговые исследования покупательских предпочтений потенциальных потребителей белорусских продовольственных товаров / Михаил Жудро, Алла Гец // Аграрная экономика. – 2013. – № 12. – С. 3 – 7.
9 Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2011. – 246 с.
10 Киреенко, Н. В. Рынок маркетинговых исследований: современные тенденции и направления развития / Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2012. – №4 (65). – С. 29–35
11 Климович, Л. К. Основы менеджмента: учебник / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.
12 Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2013. – № 5. – С. 57–61.
13 Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. пособие / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2012. – 142 с.
14 Мисаков, В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. С. Мисаков. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 284 с.
15 Показатели конкурентоспособности фирмы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://bibliotekar.ru – Дата доступа: 10.05.2016.
16 Раицкий, К. А. Экономика организации: учебник для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498
17 Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
18 Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун,// Маркетинг в России и за рубежом. 2010. – №4. – С. 44–54.
19 Яшева, Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. – 2011. – №1. – С. 20-25.