Введение
1. Теоретический анализ проблемы карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов
1.1 Понятие карьерных ориентаций в психологии
1.2 Особенности карьерных ориентаций студентов
1.3 Специфика карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов
2. Эмпирическое исследование карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов
2.3 Практические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшим аспектом профессионального развития личности, ее самореализации выступает сознательное планирование карьеры. Самой приоритетной в XXI веке является наука, способная обеспечить современного человека знаниями и его индивидуальное развитие. Именно потому возросла потребность общества в подготовке студентов, восприимчивых к изменениям, участвующих в инновационных процессах, стремящихся к самореализации путем саморазвития.
Сегодня карьера рассматривается как часть жизненного пути индивида, как поле для самореализации в профессиональной деятельности. С позиций такого понимания карьеры можно рассмотреть карьерные ориентации студента, которые обусловлены их личностью, ее составляющими мотивами. Успешное построение карьеры невозможно без наличия сформированной позиции в отношении ценностей будущей работы, осмысленности ее построения на этапе обучения в вузе. В связи с этим студенты должны обладать сформированными карьерными ориентациями.
Особый интерес представляет изучение карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов, так как специфика их профессиональной подготовки обеспечивает, с одной стороны, высокую адаптивность выпускника к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда, с другой - требует сформированных компетенций как в области программирования, так и в педагогике.
Феномен карьерных ориентаций исследовали такие зарубежные психологи, как Э. Шейн, Д. Сьюпер, Дж. Бахубер, Д. МакКлелланд и др.
Проблему карьерных ориентаций в студенчестве изучали О.А. Баинова, О.Л. Бегичева, Н.Н. Доронина, У.Г. Егорова, А.А. Жданович, Т.Х. Невструева, И.А. Панкратова, В.И. Рерке, А.В. Халудорова и др.
1. Теоретический анализ проблемы карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов
1.1 Понятие карьерных ориентаций в психологии
В современной психологии существуют различные взгляды на понятие и сущность карьерных ориентаций в психологии. понятие «карьера» как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни, определил Д. Сьюпер. Исследования психолога подчеркнули психологическую природу выбора профессии и развитие карьерного поведения на протяжении всей жизни [23, с. 12].
В настоящее время за рубежом широко распространена концепция карьерных ориентаций под названием «якорная теория» Э. Шейна. Здесь автор карьеру анализирует как внутренний процесс проявления личностного потенциала, а «карьерные якоря» рассматриваются в виде системы представлений субъекта о себе как профессионале с учетом его основных ценностей, мотивов и профессиональных навыков, влияющих на выбор карьеры и путь профессиональной жизни [24, с. 136].
С позиций Э. Шейна, имеет ряд направлений продвижения личности в профессии, которые соответствуют ее карьерным ориентациям. Согласно автору, «якорь карьеры» – это совокупность потребностей, ценностей и способностей, реализация которых в наибольшей степени значима для индивида при осуществлении профессионального выбора и развития [24, с. 138].
Согласно Э. Шейну, выделяются восемь типов карьерных ориентаций:
– автономия, в основе которой находится желание свободно распоряжаться своим рабочим временем, проявлять самостоятельность и независимость в выполнении функций.
2. Эмпирическое исследование карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов
2.1 Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский национальный технический университет». Всего в исследовании приняли участие 29 студентов, обучающихся по специальности «педагог-программист». Выборку исследования составили 15 студентов 1 курса и 14 студентов 4 курса.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить карьерные ориентации будущих педагогов-программистов.
Гипотеза исследования: существуют различия в карьерных ориентациях будущих педагогов-программистов первого и последнего курсов.
В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика «Якоря карьеры», разработанная Э. Шейном (адаптированная В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой). Методика предназначена для выявления структуры карьерных ориентаций личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути. С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»: 1) профессиональная компетентность; 2) менеджмент; 3) автономия; 4) стабильность, 5) служение; 6) вызов; 7) интеграция стилей жизни; 8) предпринимательство. Опросник включает 41 утверждение. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по степени согласия с каждым из них по 10-балльной шкале. Обработка методики осуществляется по ключу методики.
Методы математико-статистической обработки данных.
Заключение
Рассмотрено понятие карьерных ориентаций в психологии. Карьерные ориентации рассматриваются как диспозиция в контексте профессионализации, обладающая для индивида устойчивым жизненным смыслом и реализующая функцию выбора первостепенного направления профессионального продвижения, а также как совокупность поведенческих паттернов в ходе профессиональной самореализации. Карьерные ориентации – это совокупность потребностей, ценностей и способностей, реализация которых значима для индивида при осуществлении профессионального выбора и развития.
Охарактеризованы особенности карьерных ориентаций студентов. Карьерные ориентации отражают направленность личности студента на конкретные нормы и ценности в сфере карьеры. Специфика карьерных ориентаций в студенчестве состоит в том, что они часто не осознаются в полной мере, осуществляется постановка целей неопределенного характера, что связано с возрастными особенностями самосознания. Иерархия карьерных предпочтений в определенных значениях претерпевают изменения на протяжении всего обучения за исключением преобладающего якоря карьеры Особенности карьерных ориентаций студентов связаны с их специальностью и будущей профессиональной деятельностью.
Специфика карьерных ориентаций будущих педагогов-программистов связана с характером профессиональной деятельностью, которая сочетает педагогический аспект и необходимость быть специалистов в области информационных технологий. Карьерные ориентации будущих педагогов-программистов начинают формироваться на этапе профессионального обучения. Осознание карьерных ориентаций будущими педагогами-программистами выступает одной из задач профессионального развития и условия профессионального самосознания будущих педагогов-программистов.
1. Афанасьева, Н. А. Подготовка педагогов-программистов в условиях информатизации процесса обучения / Н. А. Афанасьева // Наука – образованию, производству, экономике : материалы 16-й Международной научно-технической конференции. – Минск : БНТУ, 2018. – Т. 4. – С. 186.
2. Болгарина, Е. В. Профессиональные компетенции специалистов информационных технологий / Е. В. Болгарина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 2. – С. 55-64.
3. Гуцуляк, Б. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы студентов на разных этапах профессионального обучения / Б. В. Гуцуляк // Вестник Харьковского нац. ун-та внутренних дел. – 2015. – № 2. – С. 31–34.
4. Доронина, Н. Н. Карьерные ориентации студентов / Н.Н. Доронина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 1-7.
5. Евдокимова, О. Н. Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специалиста / О. Н. Евдокимова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – № 2. – С. 11-16.
6. Егорова, У .Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте / У. Г. Егорова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2017. – № 6. – С. 26-30.
7. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
8. Жукова, Т. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л. Жукова, С. А. Воеводина. – Новополоцк : ПГУ, 2013. – 264 с.
9. Зеер, Э. Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала / Э. Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – № 2. – С. 141–147.
10. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г.В. Иванченко // Мир России. –2005. – № 2. – С. 25-29.
11. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
12. Левшин, С. В. Формирование профессионального самосознания студентов как фактора успешной адаптации в профессии : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Левшин. – Ставрополь, 2011. – 23 с.
13. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Академия, 1996. – 309 с.
14. Мешкова, И.В. Психологические особенности студентов педагогического вуза с различными ценностными карьерными ориентациями / И.В. Мешкова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 56–60.
15. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг : монография / Е. А. Могилевкин. - СПб. : Речь, 2007. – 336 с.
16. Пахомова, Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е. В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 111-115.
17. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности : системогенетический подход / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 211-216.
18. Полянская, Е. Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е.Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 1–15.
19. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
20. Старцева, Н. Н. Карьерно-профессиональные модели IT-специалистов: социологический аспект / Н. Н. Старцева // Дискуссия. – 2016. – № 2. – С. 125-132.
21. Харланова, Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Харланова. – М., 2016. – 26 с.
22. Цариценцева, О. П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография / О.П. Цариценцева. – Оренбург : Изд-во РИО ОУНБ им. Н. К. Крупской, 2009. – 186 с.
23. Цымбалюк, А. Э. Характеристика основных проблем психологии карьерного развития / А. Э. Цымбалюк // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 11-16.
24. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство : Построение. Эволюция. Совершенствование / Э. Шейн. – СПб. : Питер, 2002. – 336 с.
25. Шершнева, Т. В. Карьерные ориентации будущих педагогов-инженеров / Т. В. Шершнева, Р. В. Король [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/38093/Karernye_orientacii_budushchih_pedagogov-inzhenerov.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
26. Щелокова, Е. Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Щелокова. – Челябинск, 2012. – 22 с.