ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения в психологии
1.2 Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования риска суицидального поведения у подростков
2.3 Рекомендации по профилактике суицидального поведения в подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По данным Детского фонда ООН в последние годы отмечается значительное увеличение числа суицидальных попыток и суицидов среди подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст является самым сложным в жизни каждого человека, так как именно в это время начинается формирование личности, ее ценностей и приоритетов. В этот период ребенок поддается своим эмоциям, у него беспричинно меняется настроение, он становится более раздражительным и агрессивным, остро реагирует на незначительные замечания. Подростки сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они переживают и теряются. У подростков с низкой стрессоустойчивостью в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде.
Кроме того, негативные тенденции в форме деформации моральных устоев, напряженности социальных отношений, конфликтных отношений с родителями приводят к единственному, по их мнению, выходу из сложившейся трудной ситуации, – суициду.
Вопрос изучения и профилактики риска суицидального поведения в подростковом возрасте в условиях экономической нестабильности, роста социальных перемен, важен, поскольку на этом возрастном этапе жизни повышается склонность к самоанализу, негативной оценке окружающего мира и своей самооценке.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения в психологии
В настоящее не существует общепринятой концепции, объясняющей природу суицидального поведения. Выделяются отдельные теоретические подходы к изучению суицидального поведения, среди которых можно назвать: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы.
Психопатологическая концепция основана на положении о том, что самоубийцы являются душевнобольными людьми, а суицидальные действия являются проявлением острых или хронических психических расстройств. Представители данной концепции психиатры Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров предпринимали попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (суицидомания), а саму проблему изучали медицинскими методами. В настоящее время психопатологическая концепция вызывает только исторический интерес, одно некоторыми исследователи поддерживается идея о том, что суицидальные действия являются формой проявления психических заболеваний [4, с. 87].
Психологический подход основан на идеи о том, что в формировании суицидальных тенденций личности главная роль принадлежит психологическим факторам. Основателем психоанализа З. Фрейдом самоубийство рассматривалось в качестве проявления инстинкта смерти, выражения агрессии, в частности, аутоагрессии. Сторонники психоаналитической концепции видят в суициде преобразованное (направленное на себя) убийство. Современные ученые, стоящие на психоаналитических позициях, не разделяют взгляды Фрейда на аутоагрессию. Однако отдают ведущее значение психологическим особенностям личности [24, с. 66].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 8-9 классов, из них 13 мальчиков и 17 девочек. Возраст испытуемых – 14-15 лет. Опрос проводился с использование Google-платформы.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика риска суицидального поведения подростков с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить факторы риска суицидального поведения подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в факторах риска суицидального поведения подростков в зависимости от пола.
В качестве психодиагностического инструментария был использован опросник суицидального риска А.Г. Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой.
С помощью опросника можно выявить суицидальный риск, уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов. Опросник включает в себя 9 шкал – факторов суицдального риска, среди которых: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор. Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в психологии существуют различные подходы к пониманию суицида и суицидального поведения: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы. Суицидальное поведение представляет собой сложное многоплановое явление, феномен человеческого поведения, который представляет собой следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Суицидальное поведение является аутодеструктивным набором действий, суицидальной активности, возникающим как результат личных трагедий, разногласий между личностью и социальной средой, уход от субъективно невыносимых переживаний.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте имеет свои особенности. Специфика проявления суицидального поведения у подростков обусловлена их индивидуально-психологическими характеристиками, характером протекания подросткового периода. Риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте связан со следующими факторами: личностные и характерологические особенности, психологическая нестабильность на фоне тяжело переживаемого подросткового кризиса, дезадаптация, неприятие подростка в школьном коллективе, конфликты в семье, алкоголизация и наркотизация как основа для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для ее реализации.
1. Аблам, О. Э. Причины суицидального поведения молодежи / О. Э. Аблам // Научные труды РИВШ (г. Минск). – 2015. – № 15. – С. 3-9.
2. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
4. Визель, Т. Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М. : ФПКМУ, 2007. – 425 с.
5. Виноградова, Е. В. Суицидальные риски у детей с девиантным поведением / Е. В. Виноградова // Медицина. – 2017. – № 22. – С. 9-10.
6. Григоренко, Е. А. Проблема суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Е. А. Григоренко // Научное обозрение. Медицинские работники. – 2016. – № 5. – С. 40-44.
7. Делейчук, Л. Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема / Л. Э. Делейчук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 2 (19). – С. 312-314.
8. Игумнов, С. А. Изучение и профилактика суицидального поведения в Беларуси / С. А. Игумнов, А. П. Гелда, Е. В. Гриневич // Медицинская психология в России. – 2017. – № 3. – С. 1-23.
9. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения: метод. рекомендации / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. – Самара, 2005. – 120 с.
10. Кирпиченко, А. А. Суицидальный риск среди подросткового населения г. Витебска / А. А. Карпиченко, А. Н. Барышев // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2015. – № 1, Т. 14. – С. 44–49.
11. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М .: Эксмо, 2005. – 960 с.
12. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00297.htm.
13. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
14. Перфилов, Ю. А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю. А. Перфилов, Н. В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
15. Пичиков, А. А. Половые различия суицидального поведения у подростков : автореф. дис. канд. мед. наук : 14.01.06 / А. А. Пичиков. – СПб .: СПбГУ, 2015. – 19 с.
16. Поздняков, А. В. Суицидальное поведение подростков : психологические и социально-педагогические основы профилактики / А. В. Поздняков // Научно-методический журнал Педагогический поиск. – 2013. – № 3. – С. 34-40.
17. Руженков, В. А. Концепции суицидального поведения / В. А. Руженков, В. В. Руженкова, А. В. Боева // Суицидология. – 2012. – № 1. – С. 52-60.
18. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
19. Синягин, Ю. В. Детский суицид: психологический взгляд / Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина. – СПб.: КАРО, 2016. – 176 с.
20. Скачкова, В. А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В. А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 11-17.
21. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2005. – 222 с.
22. Султанов, А. А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста / А. А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидологии : сб. науч. трудов. – М., 2003 – С. 95-99.
23. Сыроквашина, К. В. Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте / К. В. Сыроквашкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 3 (97). – С. 60-75.
24. Фрейд, 3. Мы и смерть. Танатология / С. Рязанцев. – СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 242 с.
25. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2001. – 132 с.