Введение
1 Роль и значение аудита расчетов по оплате труда
1.1 Задачи и источники аудита расчетов с персоналом по оплате труда
1.2 Составление плана и стратегии аудита расчетов по оплате труда
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования
2 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Аудит соблюдения Положения по оплате труда
2.2 Аудит правильности начисления оплаты труда
2.3 Аудит удержаний из оплаты труда
2.4 Проверка правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда
3 Заключительный этап аудита расчетов по оплате труда
3.1 Составление аудиторского заключения по результатам аудита расчетов по оплате труда
3.2 Совершенствование аудита правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Оплата труда для работников является основополагающим источником дохода, который в то же время показывает меру труда и показатель потребления. Суть заработной платы – мотивировать сотрудников на работу, улучшать качество работы и производительность.
Значение темы курсовой работы заключается в том, что заработная плата является одной из основных статей затрат при формировании себестоимости продукции (работ, услуг). Основную информацию о расходах на оплату труда, их доле в общих затратах на производство продукции, работ, услуг, о заработке каждого работника, удержаниях из заработной платы и других сведениях, связанных с использованием трудовых ресурсов организации, предоставляет рационально организованный бухгалтерский учёт. В связи с этим существует необходимость организации чёткого контроля за мерой труда, правильным начислением заработной платы, сумм налогов и страховых взносов, своевременной подготовкой отчётности по показателям оплаты труда. Кроме того,
Порядок оплаты труда работников организаций зависит от принятой формы оплаты труда (повременная или сдельная), а также действующих в Республике Беларусь положений по труду и его оплате. Вопросы труда и трудовых отношений регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, а также Положением по оплате труда, утвержденным для каждой организации.
Важность исследуемой темы обусловлена тем, что при рыночных условиях хозяйствования поставлена задача дальнейшей активизации социальной политики, усовершенствования, обеспечения обоснованной дифференциации в оплате труда. В связи с этим оплата труда должна быть поставлена в зависимость от конкретного взноса каждого работника в конечные результаты работы.
Правильная организация контроля за расходованием средств на оплату труда есть одна из важных задач проверки. Действующий контроль за использованием трудовых ресурсов и средств на оплату труда в значительной мере оказывает содействие возрастанию производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и эффективному применению установленной системы оплаты труда.
1 Роль и значение аудита расчетов по оплате труда
1.1 Задачи и источники аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Поэтому правильная организация расчетов с работниками по оплате труда непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся.
Учет расчетов с персоналом по оплате труда является важнейшей функцией хозяйственного управления, которая оказывает серьезное влияние на качество управленческих решений и конечные результаты деятельности любой организации. Это объясняется, прежде всего, необходимостью организации четкого контроля за мерой труда, правильным начислением заработной платы, сумм налогов и страховых взносов, своевременной подготовкой отчетности по показателям оплаты труда. Учет позволяет получить полную информацию о расходовании денежных и трудовых ресурсов, их влиянии на себестоимость продукции и финансовое состояние организации.
Как правило, расчеты с персоналом по оплате труда производятся в основном наличными денежными средствами и в большей части связаны с формированием расходов предприятия. Поэтому проверке расчетов с персоналом по оплате труда уделяется существенное внимание.
Целью проверки расчетов с работниками по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, действующим в Республике Беларусь в проверяемом периоде нормативным документам [10, с. 270].
2 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Аудит соблюдения Положения по оплате труда
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда целесообразно начинать с проверки соблюдения Положения по оплате труда.
В ОАО «Белдортранс» оплата труда работников производится в соответствии с принятым положением об оплате труда и материальном стимулировании (Приложение А), основная цель которого описание применяемых в данной организации механизмов оплаты труда.
При разработке Положения по оплате труда ОАО «Белдортранс» руководствуется законодательством Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда, а также учитывает особенности организации труда, характер деятельности, финансовое положение организации и другие факторы.
При осуществлении проверки аудитор устанавливает соответствие Положения по оплате труда предприятия законодательству Республики Беларусь, утверждение руководителем предприятия, согласование с профкомом, внесения действующих изменений. Аудитору проверяет также соблюдение установленных в Положении норм премирования работников, применения рассчитанных коэффициентов оплаты труда в соответствии с полученными разрядами. При проверке следует также выявить правомерность и соответствие с Положением сокращений премий, так как в Положении должна быть установлено, в каком процентном соотношении и за какие виды нарушенимй трудовой дисциплины производится сокращение или же лишение премии. Также необходимо рассмотреть обоснованность производимых надбавок, доплат к заработной плате, вознаграждений за хорошие результаты труда и соответствие их установленным показателям.
При проверке Положения по оплате труда в ОАО «Белдортранс» не было выявлено нарушений. На предприятии данный документ разрабатывает главный экономист, согласован с председателем профкома и утвержден руководителем.
3 Заключительный этап аудита расчетов по оплате труда
3.1 Составление аудиторского заключения по результатам аудита расчетов по оплате труда
В данной курсовой работе, используя информацию, собранную ОАО «Белдортранс» выполнена проверка отдельных вопросов.
В ходе проведенной проверки отельных вопросов учета труда и его оплаты установлена документальная обоснованность, законность и достоверность всех начислений и удержаний из заработной платы.
Проверка проводилась на выборочной основе с использованием следующих документов: расчетные и платежные ведомости по начислению заработной платы, табели учета рабочего времени, трудовые договора, контракты, учетные регистры (карточки счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») и др.
Результаты тестирования и проведенная проверка расчетов с персоналом по оплате труда показали, что в организации внутренний контроль находится на достаточно высоком уровне. На предприятии соблюдаются все действующие нормы, правила, инструкции и иные законодательные акты, устанавливающие порядок ведения расчетов с персоналом по оплате труда. Учетные работники, по мере изменений и дополнений в действующем законодательстве вносят соответствующие коррективы в методику ведения учета.
Исследуя материалы проверок государственных органов контроля, в частности, Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, к наиболее типичным ошибкам в практике расчетов по оплате труда можно отнести:
- ошибки при исчислении среднего заработка;
- необоснованные удержания сумм из заработной платы;
- нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы;
- необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони;
- нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о трудовом стаже, заработной плате или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представления таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения;
- невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством;
- не уведомление органов государственной службы занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Расчеты с персоналом по оплате труда — важнейший участок учета и контроля деятельности организаций. Проверка расчетов по оплате труда позволяет установить соответствие применяемой в организации методики учета операций по расчетам с персоналом нормативно-законодательной базе Республики Беларусь, выявить имеющиеся ошибки или нарушения, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Проверка операций по расчетам с работниками по оплате труда, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь, аудиторами и специалистами ведомственного контроля.
Планирование является важнейших этапов ревизии, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможна качественная ревизия. Планирование означает разработку общей стратегии и детального подхода к проверке, обусловленных срокам проведения аудита и объемом работ.
На основании задач, поставленных перед аудитом, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, аудитор (проверяющий) составляет программу аудита. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должен быть проведен аудит.
В Республике Беларусь существует обширная нормативно-правовая база, регулирующая расчеты организаций и предприятий с персоналом по оплате труда, а также всесторонняя система актов законодательства по вопросам проведения контрольно-ревизионной работы деятельности.
Проверку расчетов с работниками по оплате труда целесообразно начинать с проверки наличия и соответствия законодательству Положения об оплате труда работников. Положение по оплате труда работников вводится в целях совершенствования оплаты труда работников, усиления их материальной заинтересованности в конечных результатах труда и направлено на повышение производительности труда, усиление связи оплаты труда работника с его личным трудовым вкладом.
1. Аудит. Теория и практика: учебник/ под ред. Н.А. Казаковой. — М.: Юрайт, 2014. — 400 с.
2. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие/И.М. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2014. — 306 с.
3. Дробышевский, Н.П. Ревизия и аудит: учеб.-метод. пособие / Н.П. Дробышевский. — Минск: Мисанта, 2013. – 415 с.
4. Ерофеева, В.А. Аудит: учеб. пособие / В.А. Ерофеева. — М.: Юрайт, 2014. — 640 с.
5. Заббарова, О.А. Аудит: учеб. пособие / О.А. Заббарова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 214 с.
6. Зонова, А.В. Бухгалтерский учет и аудит: учебник / А.В. Зонова, С.В. Банк, И.Н. Бачуринская. — М.: Рид Групп, 2011. — 480 c.
7. Карагод В. С. Аудит. Теория и практика: учебник/В. С. Карагод. — М.: Юрайт, 2014. — 672 с.
8. Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие / Н.И. Ладутько. – Минск: Амалфея, 2012 – 688 с.
9. Левкович, О.А. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева, Ю.И. Акулич; подред. О.А. Левковича. — Минск: Амалфея, 2013. — 640 с.
10. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит: учеб. пособие / В.Н. Лемеш. — 3-е изд., доп. и перераб. — Минск: Гревцова, 2013. — 272 с.
11. Марченкова, И.Н. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда / И.Н. Марченкова // Территория науки. – 2015. – № 3. – С. 124–129.
12. Миргородская, Т.В. Аудит: учеб. пособие / Т.В. Миргородская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Кнорус, 2014. — 307 с.
13. Морозова, Ю.Ю. Совершенствование методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда / Ю.Ю. Морозова // Молодой ученый. — 2016. — № 1. — С. 427–430.
14. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 57-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
15. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции и порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50: в редакции от 30.06.2014 г. № 46 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 56-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
17. О ведомственном контроле в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 июня 2010 г., № 325: в редакции от 29.11.2013 г., № 529 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
18. Об оплате труда: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 июля 2014 г., № 744: в ред. от 26.01.2015 г. № 47 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19. Об утверждении Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21.10.2011 г., № 104 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. Об утверждении Рекомендаций по применению комиссионной системы оплаты труда работников коммерческих организаций: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь,31 марта 2014г., № 17 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Подольский, В.И. Аудит: учеб. / В.И. Подольский. – 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. – 587 с.
22. Пономаренко, П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под ред. П.Г. Пономаренко. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 543 с.
23. Пупко, Г.М. Ревизия и аудит: учеб. пособие / Г.М. Пупко. — Минск: БГЭУ, 2009. — 302 с.
24. Рогуленко, Т.М. Аудит: учебник/Т.М. Рогуленко. — М.: КноРус, 2014. — 432 с.
25. Савин, А.А. Аудит: учеб. пособие / А.А. Савин. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 509 с.
26. Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета / В.И. Стражев, О.В. Латынова; под ред. В.И. Стражева. – Минск: Выш. шк., 2012. – 204 с.
27. Тебекин, А.В. Бухгалтерский учет и аудит / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2013. – 592 c.
28. Федоренко, И.В. Аудит: учеб. пособие /И.В. Федоренко. — М.: Инфра-М, 2013. — 272 с.
29. Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит: учеб. пособие / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. – Минск: БГЭУ, 2011. – 472 с.
30. Шишкин, А. К. Учет, анализ, аудит на предприятии / А.К. Шишкин, В.А. Микрюков, И.Д. Дышкант. – М.: Аудит, Юнити, 2015. – 496 c.