ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты разработки туров спортивной тематики
1.1 Сущность и классификация активных туров спортивной тематики
1.2 Особенности разработки спортивно-активного тура: дифференцированный подход
2. Анализ наличия туристских ресурсов для разработки активных туров спортивной тематики
2.1 Наличие и оценка туристских ресурсов для создания спортивных активных туров
2.2 Анализ туристских предложений спортивных активных туров
3. Перспективы внедрения, реализации и продвижения активного тура «Многодневный велосипедный тур по Беларуси «Легенды замков Беларуси»
3.1 Формирование и калькуляция тура. Его эффективность
3.2 Основные направления продвижения и реализации тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке произошли коренные изменения в определении понятий «туризм» и, в частности, «спортивный туризм». Однако, на данный момент окончательных и общепринятых дефиниций не определено, так как они трансформируются в связи с развитием рынка туристических услуг. Туризм как часть сферы услуг и развлечений является взаимосвязанным со спортивными, экзотическими и экстремальными видами туризма.
Наиболее популярными, в последнее время, являются некоторые виды спортивного туризма. Данный вид туризма объединяет различные путешествия, которые связаны с активными средствами передвижения, с времяпрепровождением на природе с целью получения новых впечатлений, с поддержанием высокого уровня физической формы туриста.
К специфическим видам туризма можно отнести спортивный туризм, который стремительно набирает силу как во всем мире, так и в Беларуси в частности. Спортивный туризм - разновидность туризма, связанная с физическими нагрузками и организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации и включает необычные путешествия, нетрадиционные транспортные средства.
Итак, спортивный туризм тесно переплетается с экзотическим, спортивным и экстремальным туризмом. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием.
На сегодня туризм является неотъемлемой частью жизни человека, поскольку связан с закономерным желанием человека путешествовать и посещать новые места, страны, знакомиться с уникальными природными и рекреационными ресурсами, а также культурными и этнографическими особенностями населения.
Спортивный туризм является одним из самых перспективных в мире, поскольку развивается быстрыми темпами. Все больше людей предпочитают активный отдых, что предполагает преодоление трудностей и опасностей, подстерегающих туриста. Причем это касается не только профессиональных туристов, для которых риск - это стиль жизни, но и простых людей.
На мировом рынке туристических услуг спортивный туризм пользуется большим спросом, кроме того, для своего развития он не требует значительных финансовых затрат и позволяет из года в год в несколько раз увеличить пакеты предложений отдыха, связанного с активными путешествиями.
1.Теоретические аспекты разработки туров спортивной тематики
1.1 Сущность и классификация активных туров спортивной тематики
Спортивный туризм представляет собой группу различных типов, видов и форм туризма, объединённых мотивами занятий, характером маршрута - организационными формами. Мотивами занятий спортивным туризмом являются е формы активного туризма, экстремальные туристские походы и путешествия, спортивное совершенствование в пределах естественных препятствий природной среды в любых условиях от комфортных до экстремальных [10].
По характеру маршрута это могут быть пешеходные, водные, велосипедные, лыжные и другие виды туристских походов и путешествий [37].
Спортивный туризм – можно представлять с различных позиций:
- в виде школьного ориентирования на местности и преодоления разнообразных естественных препятствий,
- в виде активного отдыха,
- в качестве восстановления организма человека [16].
Спортивный туризм реализует такие функции, как образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Кроме того, имеет воспитательное значение, как средство физического, эстетического, трудового, воспитания подрастающего поколения. Безусловно, нельзя не отметить, что спортивный туризм является средством познания окружающей среды в природных условиях [23].
Исследователи активного туризма указывают, что самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм по своему существу не является сферой услуг, а это достаточно самостоятельная и социально-ориентированная сфера и образ жизни значительной прослойки общества, для которой самодеятельный туризм служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями [31].
Наличие привлекательной познавательной цели «открытия», часто формируемой на основе исторических и краеведческих материалов или исследования природных явлений, приводит к тому, что активный туризм часто определяется как спортивный [17].
Согласно Торговой ассоциации спортивного туризма (Global Adventure Travel Trade Association), к спортивному туризму можно отнести любую туристскую активность, если она включает два из трех признаков: физическую активность, культурный обмен либо взаимодействие или погружение в природную среду [35].
2. Анализ наличия туристских ресурсов для разработки активных туров спортивной тематики
2.1 Наличие и оценка туристских ресурсов для создания спортивных активных туров
Спортивный туризм является одним из приоритетных видов внутреннего и въездного туризма в Беларуси, имеет значительный ресурсный потенциал. Согласно Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь, одним из приоритетных направлений внутреннего и въездного туризма является спортивный туризм.
Являясь сложной социально-экономической системой, спортивный туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности [16].
Факторы, воздействующие на спортивный туризм, подразделяются на два вида:
- внешние (экзогенные);
- внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.
К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:
- природно-географические;
- экономические;
- социальные;
- демографические;
- технологические;
- экологические [28].
Природные и географические факторы как основа туристических ресурсов имеют решающее значение, когда туристы выбирают регион для посещения. Богатство природных ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития спортивного туризма.
В целом природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют длительную, неизменную ценность. Человек может только адаптировать их к своим потребностям и сделать их более доступными для использования в туристических целях.
Природные условия нашей страны не позволяют развивать туристические маршруты высокой категории сложности, привлекая группы иностранных туристов, специализирующихся в сфере экстремального спортивноготуризма. В то же время, активные путешествия по Беларуси (пешие походы, водные прогулки, катание на лошадях, езда на велосипеде, катание на лыжах) доступны для широкого круга туристов. В связи с этим водные прогулки по многочисленным рекам и озерам страны особенно привлекательны для туристов. Наиболее популярными среди водных туристов являются сплавы длительностью 2-4 дня по рекам Березина, Вилия, Западная Березина, Ислочь, Неман, Щара.
3. Перспективы внедрения, реализации и продвижения активного тура «Многодневный велосипедный тур по Беларуси «Легенды замков Беларуси»
3.1 Формирование и калькуляция тура. Его эффективность
Многодневный велосипедный тур «Легенды замков Беларуси».
Цель тура – ознакомиться с культурным наследием Беларуси в процессе велосипедного тура.
Задачи:
- Познакомить туристов с легендами замков Беларуси, а также с их исторической и культурной ценностью.
- Способствовать развитию физических качеств путешественников: выносливости, скоростно-силовым способностям.
Маршрут путешествия: Минск – Мир Коссово – Ружаны – Несвиж – Мир – Минск
Замки Беларуси в маршруте: Дворец Пусловских в Коссово – Дворцовый комплекс Сапеги в Ружанах – Несвижский замок Радзивиллов – Мирский замок
Маршрут тура: 540 км.
1 день.
08.00 Отъезд из Минска.
15.00 Прибытие в Мир.
15.30 Обед в кафе города.
16.00 Обзорная экскурсия по Мирскому замку.
19.00 Свободное время
22.00 Ночевка
2 день.
08.00 Отъезд из Мира
10.30 Прибытие в Несвиж
11.00 Обзорная экскурсия по замку, городу и парку г. Несвиж.
14.30 Обед в кафе города
15.00 Отъезд в Коссово
20.00 Прибытие в д. Миловиды, ночевка там.
3 день.
08.00 Отъезд в Коссово
12.00 Прибытие в Коссово
13.00 Осмотр замка Пусловских, посещение усадьбы Костюшко
15.00 Обед
16.00 Отъезд в Ружаны
17.30 Прибытие в Ружаны
18.00 Осмотр Дворца Сапег, посещение музея
22.00 Ночевка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, туризм – явление, известное каждому. Лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях.
Ттуристическая отрасль в Республике Беларусь в последние годы демонстрирует устойчивый рост, как по числу туристов, так и по объемам полученных доходов. Однако абсолютные показатели и динамика этого роста не соответствуют туристическому потенциалу страны и уступают аналогичным показателям соседних стран. В последнее десятилетие развитию туризма в Республике Беларусь как отрасли экономики уделяется повышенное внимание. Особое внимание уделяется и развитию спортивного туризма в нашей стране.
Спортивный туризм представляет собой самостоятельную и социально-ориентированная сферу, образ жизни значительной прослойки общества. Он является эффективным средством духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями, формой “народной дипломатии” основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов.
Спортивный активный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание. По типу мероприятий спортивно-оздоровительный туризм реализует свои цели при организации и проведении: путешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивного туризма.
Материально-технической базой функционирования спортивного туризма является: туристское снаряжение; технические и иные средства передвижения; туристские полигоны; приюты; турбазы; станции юных туристов и туристские клубы.
Таким образом, можно сказать, что спортивный туризм является очень многогранным видом деятельности, включающим не только туризм как спорт, но и посещение спортивных мероприятий, которые далеки от этой концепции. Спортивный туризм в Беларуси прошел большой путь, но после распада СССР он фактически начал развиваться с нуля. Единая классификация спортивного туризма еще не создана, поскольку она включает в себя множество видов деятельности, которые могут быть не связаны между собой.
1. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016–2020 годы: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №232 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр».
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г., № 135-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Офиц. сайт М-ва экономики Респ. Беларусь – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya/.
4. О туризме: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 1999 г., № 326-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. № 410-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
5. Об утверждении Правил оказания туристических услуг: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 ноября 2014 г., № 1064 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
6. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 сент. 2009 г. № 49-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9.01.2019 г. № 168-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь Постановлением Совмина от 6 апреля 2017 г. № 253 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11000105.
8. Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан Указ Президента Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 8 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 11.01.2017, 1/16855 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=P31700008.
9. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 89, 1/7647.
10. Белоусов А. В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 136 с.
11. Бирицкая, Н.М. Моделирование и продвижение туров: учеб.-практ. пособие/ Н.М. Бирицкая, Т.М. Сергеева – Минск: БГЭУ, 2011. −233 с.
12. Бунич, Г.А., Старцев, В.А Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты: учеб.-практ. пособие / Г.А. Бунич, В.А. Старцев – Москва: 2012 – 236 с.
13. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность предприятий туристической индустрии: учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Волонцевич. – Минск: РИПО, 2014. – 134 с.
14. Горбылева, З.М. Экономика предприятий туризма / З.М. Горбылева: учебник. – Минск: БГЭУ, 2018. – 527 с.
15. Дунец А. Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта : учебное пособие / А. Н. Дунец; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014. – 163 с.
16. Дурович, А.П. Организация туризма /А.П. Дурович. − Минск: Современная школа, 2010. − 384 с.
17. Игнатьева, И.Ф. Организация туристической деятельности. Учеб. пособие. / И.Ф. Игнатьева – СПб.: Питер, 2015. – 448 с.
18. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. − 3-е изд. испр. – Минск: Новое знание, 2005. – 409 с.
19. Конкурентоспособность туристического комплекса Республики Беларусь: современные тенденции и вызовы: монография / Е. Г. Киреенко, Д. Г. Решетников, А. И. Тарасенок и др.; под общ. ред. Киреенко Е. Г., Решетникова Д. Г. – Минск: Ковчег, 2018. – 400 с.
20. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – М.: КноРус, 2015. – 296 c.
21. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М.Гайдукевич [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2014. – 348с.
22. Малашенко, В.И. Менеджмент туристского предприятия: учеб.- практ. пособие / В.И.Малашенко. − Минск: БГЭУ, 2007. − 165 с.
23. Малашенко, В.И. Организация туризма и туроперейтинг: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / В.И. Малашенко, Т.М. Сергеева. – Минск: БГЭУ, 2017 г. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/15319.
24. Маркетинг туристской индустрии: учебное пособие Ч.1. / Абазян А.Г., Горбачева Д.А., Секисов А. Н. – Краснодар: КГУКИ, 2015. – 118 с.
25. Мумладзе, Р.Г. Инновационный менеджмент: теория и практика: учеб. пособие / Р. Г. Мумладзе, И. В. Васильева. – Москва: РУСАЙНС, 2018. – 119 с.
26. Организация туризма: учеб. пособие /А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева [ и др.]; под общ. ред. А.П. Дуровича. 2-е изд., испр. Минск: Новое знание, 2008. – 640 с.
27. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение: учеб. пособие/ Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2004. – 336 с.
28. Савина, Н.В Экскурсионный сервис как фактор действенного обслуживания потребителей туристических услуг // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: Матер. IХ Междунар. науч.- практ. конф., (Минск, 19–20 мая 2016г): в 2 т. – Минск: БГЭУ, 2016. – Т.1. – С.341–343.
29. Савина, Н.В. Технология репрезентации историко-культурного наследия в экскурсионном сервисе // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, 23–24 апреля 2016 г.: в 5 ч. Ч. 3. / отв. ред. Н.П. Баранова. – Минск: МГЛУ, 2016. – С. 18–21.
30. Савина, Н.В. Туристические ресурсы как векторное направление развития индустрии гостеприимства Беларуси / Н.В. Савина // Academy. – 2017. № 9 (24). С. 20–25.
31. Савина, Н.В. Эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики / Н.В. Савина // Academy.– 2017.– № 2 (17) – С.37–41.
32. Сергеева, Т.М. Основы организации туристической деятельности, учеб. метод. пособие / Т.М. Сергеева. Минск: МГЛУ, 2010. – 299 с.
33. Спортивный туризм [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.wikipedia.org/.
34. Тарасенок, А.И. Туристический комплекс Республики Беларусь: современные проблемы и новый механизм развития / А.И. Тарасенок // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 109–127.
35. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
36. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2008. - 463 с.
37. Шпитальная Е.Н, Латухин С.А. Классификация спортивных объектов: статья / Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского – 4 с.