Введение
1 Теоретические аспекты налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции, и их исчисления
1.1 Перечень и сущность налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции
1.2 Краткая характеристика налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции
1.3 Порядок исчисления и уплаты налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции
2 Налоги, относимые на затраты по производству и реализации продукции, уплачиваемые филиалом УПТК ОАО «Строительный трест №14»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала УПТК ОАО «Строительный трест №14»
2.2 Исчисление и уплата земельного налога и налога на недвижимость филиалом УПТК ОАО «Строительный трест №14»
2.3 Исчисление и уплата экологического налога филиалом УПТК ОАО «Строительный трест №14»
2.4 Отчисления филиала в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь
3 Администрирование, перспективы исчисления и уплаты налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции
3.1 Администрирование налогов, относимых на затраты: белорусский и зарубежный опыт
3.2 Проблемы администрирования, исчисления и уплаты налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции, в Республике Беларусь
3.3 Пути и перспективы совершенствования механизма исчисления и администрирования налогов, относимых на затраты, в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, основным источником доходов государства и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции Республики Беларусь). Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового менеджмента и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмент и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам. На сайте Министерства экономики Республики Беларусь отмечено, что Республика Беларусь заняла 37-е место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2019». По оценке Всемирного банка с 2005 года (отчет «Ведение бизнеса 2006») в нашей стране проведено 39 реформ по улучшению деловой среды, в том числе 2 из них засчитаны в этом году. Вместе с тем, требует совершенствования такая сферы деятельности, как «Налогообложение» (-3 пункта).
На сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь отмечено, что в Республике Беларусь ведется упрощение методологии исчисления налогов и отчислений в ФСЗН и расширение сферы и качества оказания электронных услуг, что является основным резервом для дальнейшего продвижения в рейтинге. В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с внедрением мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, расходов по налоговому администрированию, времени на расчет и уплату налогов, в частности, за счет электронного декларирования, что также учитывают эксперты Всемирного банка. Все эти налоговые реформы направлены на совершенствование процесса управления налогами. Экономический анализ, наряду с планированием и бухгалтерским учетом, является одним из основных составляющих управления, в общем, и управления налогами и сборами, в частности.
1 Теоретические аспекты налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции, и их исчисления
1.1 Перечень и сущность налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Налоги служат, во-первых, основным источником пополнения государственных доходов, а во-вторых, являются одним из основных рычагов влияния государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной налоговой системы является одной из важнейших задач любого государства [2, с. 26].
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с появлением первых социальных потребностей. Без налогов ни одно государственное образование не могло и не может существовать после краха племенной системы. Основной задачей налогообложения является удовлетворение финансовых потребностей государства. Однако эта роль налогов отнюдь не ограничена. Помимо выполнения чисто фискальной функции, налоговый механизм используется как экономический инструмент влияния государства на развитие производственной, промышленной и территориальной производственной структуры, состояния научно-технического, то есть налогов важнейшей функцией регулирования национальной экономики. При выполнении национальных функций важно не отними у хозяйствующих субъектов стимула продолжать и развивать свою предпринимательскую или иную профессиональную деятельность. Таким образом, налоги являются объективной необходимостью, потому что они обусловлены насущными потребностями прогрессивного развития общества [1, с. 79].
2 Налоги, относимые на затраты по производству и реализации продукции, уплачиваемые филиалом УПТК ОАО «Строительный трест №14»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала УПТК ОАО «Строительный трест №14»
ОАО «Строительный трест №14», основанное на праве хозяйственного ведения, было создано в соответствии с решением общего собрания членов производственно-строительного кооператива «Трест «14» от6 августа 2004 года и приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25 февраля 2005 года №48.
Имущества Треста находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит акционерному обществу на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с уставом ОАО «Строительный трест №14» целью деятельности организации является извлечение прибыли, предметом деятельности - выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом зданий, сооружений и других объектов.
Управление производственно-технологической комплектации (далее УПТК) в соответствии с уставом ОАО «Строительный трест №14» является обособленным подразделением (филиалом). В своей деятельности УПТК руководствуется законодательством Республики Беларусь, уставом ОАО «Строительный трест №14», положением о филиале «Управление производственно-технологической комплектации» ОАО «Строительный трест «14», а также приказами, распоряжениями ОАО «Строительный трест «14».
Согласно Положению о филиале «Управление производственно-технологической комплектации», ОАО «Строительный трест №14», УПТК не обладает правами юридического лица, но имеет отдельный баланс своей финансово-хозяйственной деятельности с включением его в баланс ОАО «Строительный трест №14», счета в учреждения банка, печать, штамп и бланки с обозначением своего наименования.
Место нахождения предприятия: 246027, г. Гомель, ул.Барыкина,305Д.
Основными задачами УПТК являются:
1.Организация производственно-технологической комплектации объектов строительства (реконструкции, капитального ремонта) строительными конструкциями, оборудованием, материалами, изделиями и полуфабрикатами в соответствии с заявками филиалом ОАО «Строительный трест №14» и утвержденными графиками.
3 Администрирование, перспективы исчисления и уплаты налогов, относимых на затраты по производству и реализации продукции
3.1 Администрирование налогов, относимых на затраты: белорусский и зарубежный опыт
Налоговая система всегда должна быть эффективной, способной определять полноту источников доходов для налогообложения, сокращения расходов. Поэтому для получения налогов бюджетами любого уровня, используемых для исполнения расходных обязательств, определения резервов, проведения контрольных мероприятий, а также усиления взаимодействия с налогоплательщиками нужен институт налогового администрирования.
Администрирование налогов является важной сферой, оказывает большое воздействие на экономику страны. Если оно будет неэффективно, экономическое развитие страны будет медленнее и налоговое администрирование может стать тяжким бременем для налогоплательщика.
Под администрированием понимают способность руководить, управлять чем-нибудь. Наиболее полно содержание администрирования отражено в его первоначальном понятии: «администрировать — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить и контролировать» [19, с. 44].
Содержание налогового администрирования также отражено в следующем определении: «это осуществление органами исполнительной власти действий в пределах их компетенций и полномочий, установленных государством, используя законодательно закрепленные методы и формы, регламентирующие исполнение законодательства по налогам и сборам, с целью обеспечения наиболее полного поступления налогов и сборов в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования, планирования, стимулирования и налогового контроля» [19, с. 54].
Администрирование налогов — это метод определенного выражения и проведения контрольных мероприятий.
Основная цель администрирования видится в увеличении получения налогов бюджетами всех уровней. Повышение эффективности администрирования в большей степени зависит «от трансформирования общественного правосознания по отношению к обязанности «платить законные налоги и сборы». Достижение возможно только в случае проведения справедливой налоговой политики. Следует отметить, что управление администрированием связано с налоговыми органами, но в первую очередь с органами власти.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования, проведенного в работе можно сделать следующие выводы.
Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
По источнику уплаты налоги подразделяются на:
1) налоги, перечисляемые из выручки;
2) налоги, включаемые в себестоимость продукции (издержки);
3) налоги, уплачиваемые из прибыли;
4) налоги, уплачиваемые из доходов физических лиц.
К налогам, сборам, отчислениям, включаемым в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) относятся:
1. Экологический налог
2. Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов
3. Земельный налог
4. Налог на недвижимость
5. Отчисления от фонда оплаты труда
Таким образом можно сделать вывод, что в государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять при формировании их налогооблагаемой базы и соответственно – на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно, требуется методологическое определение, как источников налогов, так и согласованный порядок учета в системах бухгалтерского и налогового учета.
1 Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2016. 214 с.
2 Авеков, В. В. Налоги и государственное регулирование отношений собственности / В. В. Авеков, В. В. Крюков, Б. А. Райзберг // Имущественные отношения в РФ. – 2015. – № 9 (108). – С. 26–35.
3 Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория и практика) / С. И. Адаменкова. – Минск: Элайда, 2014. – 568 с.
4 Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М.: КНОРУС, 2016. 376 с.
5 Данилов, А. Д. Налоговая нагрузка в системе фискального регулирования финансовых потоков / А. Д. Данилов, Т. В. Паентко // Белорусский экономический журнал. – 2012. — № 3. — С. 113-120.
6 Домбровская, Е. Н. Налоги и налогообложение : курс лекций / Е. Н. Домбровская, Е. А. Коровушкин. – Витебск: УО «ВГТУ», 2015. – 86 с.
7 Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Киреева [и др.] ; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. 447 с.
8 Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2.
9 Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 447 с.
10 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З: в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
11 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З: в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
12 Налоги и налогообложение: учебник для студентов экономических специальностей вузов / под общей редакцией Н. Е.Заяц. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 303 с.
13 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность»: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 (в ред. постановления от 22 дек. 2018г. №74) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020
14 Осетрова, Н. И. К вопросу о сущности и определении налогов / Н. И. Осетрова // Налоговый вестник. – 2015. – № 6. – С. 150.
15 Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nalog.gov.by/.
16 Палицын, В. А. Налогообложение: учеб. пособие / В. А. Палицын. – Минск: БГУИР, 2015. – 61 с.
17 Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Е.М. Попов. – Минск : Выш. шк., 2011. – 272 с.
18 Родионов И. Налоговый риск и его факторы глазами налоговых менеджеров крупнейших компаний России и мира / И. Родионов, Ф. Кудрявцев // Финансовый директор. – 2014. – №5. – С. 78-83.
19 Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент, администрирование, планирование, учет: Учебное пособие для вузов по специальностям 080107 «Налоги и налогообложение», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бух учет, анализ и аудит». – М. ЮНИТИ, 2014. – 224 с.
20 Титаева, А. В. Налоговое планирование и экономическая безопасность организации / А. В. Титаева, Ю. Н. Ледакова. – М.: журн. «Налоговый вестн.», 2016. – 287 с.
21 Фокин В.Н. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Статут, 2015. – 76 с.