Введение
Глава 1 Экранная культура: основные понятия, история развития и специфика
1.1 теоретический обзор литературы по проблеме экранной культуры
1.2 экранная культура в контексте средств массовой коммуникации
Глава 2 Развитие экранной культуры на современном этапе
2.1 функции экранных образом и тенденции их развития в современной экранной культуре
2.2 современные стратегии формирования экранных образов в экранной культуре
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что современная реальность превращает экранную культуру в особенно важный фактор для настоящего момента, интенсифицирует процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат.
Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она является особенным способом коммуникации и передачи информации, социокультурного опыта, а также социальных ценностей и значимых стереотипов. Можно с уверенностью утверждать, что широкое распространение экранной культуры повлияло на восприятие общей картины мира и социума в целом. С развитием технического прогресса экран почти заменил книги. Таким образом, произошла своеобразная смена эпох. На смену логоцентристскому пришел новый тип культурно-информационного пространства, где нейтральное место принадлежит визуальному образу.
Сущность экранной культуры заключается в том, что ее основным носителем является не письменность, а экранность. В современных реалиях экранная культура является результатом закономерного развития прогресса. В настоящее время на экранную культуру огромное влияние оказывают последние технические достижения. Посредством экранной культуры человек взаимодействует с информационным пространством, может осуществлять процесс коммуникации на новом уровне. Экранная культура предлагает человеку широкий выбор, который он может осуществлять самостоятельно.
Экранная культура воздействует на сознание потребителей экранной продукции по законам классической мифологии, конструирует виртуальный мир бытия человека и образов его социальной престижности, формирует представления о жизни социума, навязывает интересы и потребности. Современный экран создает новую мифологию человека владеющего и манипулирующего, заставляя зрителей соответствовать стандартам социальных эталонов и притязаний.
Вместе с тем следует отметить, что философско-культурологическое исследования экранной культуры, как составной части процесса информатизации общества, еще не получило своей полной реализации. В массиве литературы по этой проблеме мы можем найти, в основном, лишь отдельные статьи, освещающие частные вопросы функционирования экранной культуры. Еще меньше можно найти работ, в которых проблемы экранной культуры освещались на фоне информатизации общества.
Глава 1 Экранная культура: основные понятия, история развития и специфика
1.1 Теоретический обзор литературы по проблеме экранной культуры
В широком смысле понятие «экранная культура» рассматривается как вид аудиовизуальной коммуникации, связанный с экранными носителями. Стоит отметить, что экранная культура возникла с развитием кинематографа. И. Вернер отмечает, что «существует множество узких пониманий экранной культуры: кино, телевидение, компьютер и т.д.» [5, с. 34].
При изучении этапов развития экранной культуры исследователи отмечают, что каждый предыдущий этап создавал предпосылки для возникновения следующего. В связи с этим Ю.Б. Борев пишет о том, что «процесс развития экранной культуры тесно связан с развитием и возникновением экранных технологий, как продукта научно-технического прогресса» [2, с. 41].
Появление экранной культуры было связано с возникновением кинематографа. Первый киносеанс организовали братья Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. На нем зрителям было продемонстрировано несколько короткометражных фильмов. В их числе «Выход работниц из ворот фабрики», «Прибытие поезда», «Игра в карты» и др. В начале своего развития кино было документальным. Только по прошествии двух десятков лет на экране стали появляться художественные произведения, стали широко использоваться такие приемы видеосъемки как монтаж, крупный план.
Продолжительное время в экранном искусстве присутствовало только изображение без звука. Экранную культуру этого времени называют «великое немое кино». Из-за отсутствия возможности воздействовать на слуховые анализаторы зрителя, актерская игра отличалась особой выразительностью мимики и пластичностью движений. Наиболее активно оно начало развиваться в 1920-е гг. В этот период работали такие выдающиеся советские кинематографисты как С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. За рубежом экранная культура развивалась в русле творчества Д. Гриффита, Э. Штрогейма, К. Видора, Дж. Штернберга, Ч. Чаплина, В. Шестрема, М. Стиллера, А. Хичкока.
Глава 2 Развитие экранной культуры на современном этапе
2.1 Функции экранных образом и тенденции их развития в современной экранной культуре
В связи с тем, что массовая экранная культура современного общества порождает определенные образы, которые рассматриваются в качестве «мифов», необходимо рассмотреть понятие «мифа» в данном контексте, чтобы понять сущность изменений, происходящих в экранной культуре. В настоящее время в экранной культуре наблюдается компиляция мифов, которая направлена на создание иной реальности, отличной от жизни в угоду социальному заказу. Можно отметить несколько плоскостей, в рамках которых особенно активно формируются мифы современной экранной культуры:
- религия;
- история;
- политика;
- этика, мораль и система нравственных ценностей;
- общественная и социально-культурная жизнь общества [18, с. 114].
Рассматривая развитие мифологии в рамках экранной культуры можно выделить некоторые характерные черты, свойственные современным мифологическим образам. Рассмотрим их более подробно.
1. В процессе восприятия мифов экранной культуры человек испытывает потребность слияния с социумом, стремится как бы слиться с ним, ощущая при этом разрушение связи однотипных явлений, происходящих в общественной жизни, природе и социуме.
2. Мифы вынуждают человека ощущать авторитаризм социума и общественной жизни. Стоит отметить, что этот авторитаризм не переносится на природу.
3. Анализируя мифы современной экранной культуры, у человека формируется мифологическое мышление, которое руководствуется не индивидуальной волей и желаниями личности, а практическим результатом, который будет соответствовать требованиям общества.
4. Экранная культура становится продуктом массового потребления, который ориентирует зрителя на удовлетворение своих потребностей в рамках досуга, не требующего дополнительных усилий со стороны человека. То есть такого досуга, который не нужно организовывать, затрачивая на него энергию и интеллектуальные ресурсы.
Заключение
В ходе работы было рассмотрено понятие экранной культуры и основные этапы ее развития. Было отмечено, что в широком смысле понятие «экранная культура» рассматривается как вид аудиовизуальной коммуникации, связанный с экранными носителями. Стоит отметить, что экранная культура возникла с развитием кинематографа. Телевидение появилось значительно позднее кинематографа, и рассматривалась как продукт, созданный на основе кинематографии, а не как отдельное явление экранной культуры.
Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление компьютера. Появление компьютерных технологий позволило экранной культуре перейти на качественно новый уровень развития. Сегодня общедоступность к информации в рамках сети Интернет превращает медийное пространство в огромное поле коммуникации. Современная экранная культура находится в сложных условиях, когда ей грозит исчезновение под влиянием виртуальной реальности. В настоящее время все большее количество людей ведут активную жизнь в виртуальном пространстве Интернета, которые предпочитают данное пространство реальности.
Анализ исторической перспективы развития экранной культуры позволил установить, что в начале пути развития экранной культура развивалась в рамках кинематографа, который изначально воздействовал на зрителя только визуальными образами. С появлением телевидения экранная культура приобрела несколько другие особенности, и ее дальнейшее развитие осуществлялось в русле взаимодействия кино и телевидения. С развитием информационного общества и появлением Интернета, экранная культура приобрела качественно новые характеристики, которые формируются под воздействием массового сознания. На сегодняшний день экранная культура вступает в активное взаимодействие с виртуальной реальностью, которая все больше проникает в социокультурное пространство.
Взаимодействие экранной культуры и современного коммуникативного пространства порождают новый тип общения, который основан на свободном выходе личности в так называемое «информационное поле». Доступность и свобода пользования информацией превращает медиапространство в место встречи людей, которые ищут созвучия в огромном мире культуры. Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира.
1. Культурная революция, 2006. – 269 с.
2. Борев, Ю.Б. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса / Ю.Б. Борев, Г.И. Веневитинов. – М.: ИПКРК, 1998. – 112 с.
3. Борев Ю.Б. Культура и массовая коммуникация / Ю.Б. Борев, А.В. Коваленко. – М.: Наука, 1988. – 301 с.
4. Борзенко, А. Мультимедиа для всех / А. Борзенко, А. Федоров. – 2-е изд. – М.: КомпьютерПресс, 2009. – 251 с.
5. Вернер, И. Все о мультимедиа / И. Вернер. – Киев: BHV, 2008. – 352 с.
6. Дьяконов, В.П. Популярная энциклопедия Мультимедиа / В.П. Дьяконов. – М.: ABF, 2008. – 390 с.
7. Евтуш, О.А. Особенности медиатекста в условиях развития «экранной культуры» [Электронный ресурс] / О.А. Евтуш. – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/osobennosti-mediateksta-v-usloviyah-razvitiya-ekrannoy-kultury.pdf.
8. Жабский, М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись / М.И. Жабский. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация, 2009. – 775 с.
9. Иванов, Г.П. Совершенствование системы продвижения аудиовизуальной продукции / Г.П. Иванов, П.К. Огурчиков, В.И. Сидоренко // Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 244 с.
10. Каптерев, А.И. Введение в мультимедиа: учеб. пособ. / А.И. каптерев, А.В. Шлыкова. – М., 2008. – 105 с.
11. Каптерев, А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен / А.И. Каптерев. – М.: ИПО Профиздат, 2011. – 224 с.
12. Колоскова, Н.И. Средства массовой информации в условиях информатизации общества / Н.И. Колоскова // Вестник ДГТУ «Проблемы гуманитарных и естественных наук / Н.И. Колоскова. – Ростов-на-Дону: Изд ДГТУ, 2000. – С. 35-39.
13. Колоскова, Н.И. Экранная культура как феномен информатизации общества / Н.И. Колоскова, С.П. Яременко // Вестник ДГТУ «Проблемы гуманитарных и естественных наук. Ростов-на-Дону: Изд ДГТУ. – 2000. – №5. – С. 126-127.
14. Кравченко, А.И. Культурология: словарь / А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект, 2000. – 670 с.
15. Крейнак, Д. Энциклопедия Интернет / Д. Крейнак. – СПб.: Питер, 2009. – 555 с.
16. Кречман, Д.П. Мультимедиа своими руками / Д.П. Кречман, А.И. Пушков. – СПб: БХВ СПб, 2008. – 511 с.
17. Кристева, Ю. Семиотика. Исследование по семианализу / Ю. Кристева. – М.: Академический Проект. 2013. – 289 с.
18. Марысаев, В.Б. Интернет и мультимедиа / Б.И. Марысаев. – М.: Терра-Книжный клуб, 2011. – 319 с.
19. Норберт, В. Азбука медиа / В. Норберт. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.
20. Огнев, К.К. Экранная культура: становление и основные этапы развития. [Электронный ресурс] / К.К. Огнев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ekrannaya-kultura-stanovlenie-i-osnovnye-etapy-razvitiya-tema-dlya-issledovaniya.
21. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.
22. Терин, В.П. Массовая коммуникация / В.П. Терин. – М.: Изд-во Международных отношений МИД, 1999. – 169 с.
23. Чистякова, В.О. Экранная культура. Теоретические проблемы / В.О. Чистякова, Я.Б. Иоскевич. – М.: Дмитрий Буланин, 2012. – 752 c.
24. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения: В 6 т. Том 4 / сост. П.М. Аташева, Н.И. Клейман. – Москва: Искусство, 1966. – 790 с.
25. Экономические аспекты оценки создания телевизионного экранного сообщения // Социальная сфера в рыночных условиях. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2012. – С.137-144.
26. Экранная культура в контексте средств массовой информации // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 5. – С.112-115.
27. Экранная культура. Теоретические проблемы: сборник статей / Российский ин-т культурологии М-ва культуры Российской Федерации; отв. ред. К. Э. Разлогов. – СПб., 2012. – 751 с.
28. Экранная культура и современное коммуникативное пространство // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – №2. – С.113-116.