Глава 2 Экспериментальная работа по изучению особенностей формирования умений словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Методика организации экспериментальной работы
2.2. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по изучению особенностей формирования умений словоизменения прилагательных у детей с ОНР и их нормально говорящими сверстниками
Глава 3 Практические аспект формирования умений словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Комплекс упражнений по формированию умений словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
Приложение 1
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению особенностей формирования умений словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Методика организации экспериментальной работы.
Целью исследования являлось изучение особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Задачи экспериментальной части исследования:
разработать методику исследования словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.
выявить особенности словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием.
сравнить показатели особенностей словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным уровнем речевого развития.
Организация исследования включает три этапа:
на первом этапе осуществлялся отбор детей – участников исследования в две группы: экспериментальную и контрольную. Анализировалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей экспериментальной группы. Разрабатывалась методика исследования.
на втором этапе осуществлялось констатирующее исследование особенностей словоизменения детей дошкольного возраста. Осуществлялась первичная обработка данных исследования, качественный и количественный анализ.
на третьем этапе были разработаны методические рекомендации по совершенствованию словоизменения детей дошкольного возраста с ОНР.
Исследование проводилось в 2019 году на базе ГУО «Средняя школа № 203» г. Минска.
В исследовании участвовали 2 группы детей:
1.Экспериментальная группа. Дети старшего дошкольного возраста с заключением «общее недоразвитие речи». Количество детей 15 человек (10 мальчиков и 5 девочек). Средний возраст детей – 6,5 лет. Подробный список детей экспериментальной группы представлен в Приложении.
2.Контрольная группа. Это дети без речевой патологии в количестве 15 человек (10 мальчиков и 5 девочек). Средний возраст детей – 6,6 лет. Подробный список детей контрольной группы представлен в Приложении.
Глава 3 Практические аспект формирования умений словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.1. Комплекс упражнений по формированию умений словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.
На основе изученной литературы и проведенного экспериментального исследования, нами был разработан комплекс словесных упражнений, игр и загадок по формированию умений словоизменения прилагательных.
В дошкольном возрасте целесообразно проводить фронтальные и индивидуальные занятия с использование игр, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, со взрослыми. Также игровая деятельность способствует развитию внимания, памяти и закреплению понимания норм поведения. Самым главным преимуществом для логопедии является то, что игра способствует развитию речи. Для дидактической игры главной задачей является обучение. В процессе дидактической игры ребенок просто играет, но на самом деле в процессе игры он учится чему-то новому, закрепляет ранее полученные знания.
При описании методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, представленные в работах С. В. Зориной, Т. Б. Филичевой, Е. Ф. Соботович и др. авторов.
1. Игра с мячом «Какой это предмет?»
Задача: закрепить согласование прилагательных с существительными.
Ход игры
Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:
Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса
Старый –диван, дедушка, портфель,платье,шарф
Маленькая–девочка, юбка, шапка,собачка
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Узкий –ремень, лента, коридор, проход
Новая– кофта , юбка ,шапка, тахта, лодка
Трудная –работа, задача, дорога.