2 Практическое исследования роли детско-родительских отношений в сохранении психологического здоровья ребенка
2.1 Изучение уровня психологического здоровья ребенка
2.2 Диагностика детско-родительских отношений и связи с уровнем психологического здоровья ребенка
Список использованных источников
2 Практическое исследования роли детско-родительских отношений в сохранении психологического здоровья ребенка
2.1 Изучение уровня психологического здоровья ребенка
Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе … В качестве испытуемых выступили учащиеся 3-х классов в возрасте 8-9 лет (35 человек) и их родители. Все дети воспитываются в полных семьях, в исследовании принимали участие в основном матери.
Целью данной курсовой работы является изучение роли детско-родительских отношений в сохранении психологического здоровья ребенка. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на исследование психологического здоровья и особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка младших школьников представлена детьми, успешно обучающимися по программе общеобразовательной школы. При этом 20 детей учатся хорошо, 15 детей учатся удовлетворительно. Видимых нарушений в эмоционально-волевой сфере не отмечается, поведенческих нарушений и проявлений девиантного поведения во время уроков и на внеклассных и внешкольных мероприятиях не наблюдается.
Выборка родителей представлена 35 родителями. Все испытуемые работают. Из них у 20 человек – высшее и второе высшее образование, у 15 испытуемых – среднее специальное образование. Семьи испытуемых можно охарактеризовать как благополучные в социальном плане. Социально-бытовые условия проживания – хорошие и удовлетворительные.
Цель исследования – изучить роль детско-родительских отношений в сохранении психологического здоровья ребенка.
2.2 Диагностика детско-родительских отношений и связи с уровнем психологического здоровья ребенка
Далее мы осуществили диагностику родительского отношения к своим детям с использованием теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на которые необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Родителей мы разделили на две группы в зависимости от уровня психологического здоровья детей.
первая группа – 17 детей с высоким уровнем психологического здоровья.
вторая группа – 18 детей с низким уровнем психологического здоровья.
Бланки ответов и методика родителей обеих групп по данной методике представлены в Приложении. На основании данных Приложения, составим таблицу результатов диагностики родительского отношения к детям у родителей с высоким уровнем психологического здоровья и с низким.
1. Айзенк, Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Р. Кэттелл, Г.Ю. Айзенк Ганс. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 108 с.
2. Музыченко, Г. Проективная методика "Несуществующее животное". Руководство и результаты исследования / Г. Музыченко. – М. : Речь, 2013. – 556 с.
3. Столин, В.В. Общая психодиагностика / В.В. Столин. – М.: Издательство МГУ , 1987. – 304 с.