ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
В условиях развития рыночных отношений конкурентоспособность в банковской сфере способствует установлению соответствия спроса и предложения банковских услуг, стимулирует снижение издержек и внедрение технологических новшеств с целью достижения конкурентных преимуществ. В то же время существует и отрицательная сторона конкурентоспособности, когда при определенных рыночных условиях возможны системные риски и неустойчивость банковской системы.
Существенную роль в стабилизации экономики страны играет укрепление надежности ее банковской системы. Банковская система Беларуси проходит этап своего формирования и становления.
В современных условиях целесообразно перенести акцент с надзорных методов регулирования банковской системы, которые могут быть оправданы в периоды кризисов и призваны создать стабильную банковскую систему, на развитие конкурентоспособности, как механизма, способного обеспечить повышение эффективности банковской деятельности.
Иными словами, банковская деятельность в стране остро нуждается в более рациональном и научно обоснованном регулировании, которое должно быть подчинено цели создания таких условий, которые обеспечат в банковской сфере цивилизованную и добросовестную конкуренцию. Цивилизованная банковская конкурентоспособность − это индикатор здоровья, эффективности и самой банковской системы, свидетельство правильного её функционирования и огромного потенциала прогрессивного развития.
Однако эффективная социально-ориентированная рыночная экономика сама по себе не возникает. Другими словами, процесс становления и последующего развития рыночной экономики и такой её неотъемлемой части, как банковская система, должен сознательно, на базе хорошо продуманной концепции, и адекватно реализующих её программ планомерно направляться обществом (органами государства и объединениями самих участников рыночных отношений), регулироваться и контролироваться исходя из критериев, принятых в концепции и программах.
Составной частью государственной ответственности за состояние банковской системы и правильные принципы деятельности банков является регулирование процессов и факторов, влияющих на условия, содержание и последствия осуществления конкурентных отношений на рынках, где действуют банки и иные кредитные организации. Такое регулирование как практическая задача имеет две тесно взаимосвязанные стороны: созидательную и профилактическую.
Суть первой — целенаправленное формирование позитивных условий, обеспечивающих развитие добросовестной экономической конкурентоспособности между участниками рынка банковских услуг, второй — пресечение или максимально возможное ограничение процессов и явлений, препятствующих или ограничивающих эффективную конкуренцию на данном рынке (подавление недобросовестной конкурентоспособности, антиконкурентных действий, монопольных тенденций). Указанная двуединая задача государства по сути своей может решаться только соединенными и грамотно скоординированными усилиями различных ведомств.
Конкурентоспособность в банковской сфере в силу её специфичности, изучена и описана менее подробно, чем конкурентоспособность на традиционных рынках товаров и услуг. Еще менее затронуты в литературе практические методы изучения конкурентоспособности в банковской сфере. Этому есть причины прежде всего отсутствие достаточной открытой информации о самом рынке и представленных на нем субъектах конкурентоспособности.
Комплексных исследований посвященных определению уровня банковской конкурентоспособности на рынке в научной литературе практически нет. Проведенные в последние годы исследования в этой области носят разрозненный и фрагментный характер, основанные в основном на маркетинговом исследовании банковского сектора.
Выявленная совершенно недостаточная научная разработанность проблемы банковской конкурентоспособности Беларуси предопределила цели и задачи данной работы о обусловило её актуальность.
Актуальность исследования также обусловлена усилением конкурентоспособности на рынке банковских услуг в условиях финансовой нестабильности, значительного понижения доверия клиентов к банковским учреждениям, стремлением банков избежать неоправданных расходов, максимизировать прибыль от своей деятельности.
Степень разработанности проблемы. Изучению конкуренции и конкурентоспособности посвятили свои работы многие известные ученые в разных областях науки. Исследованию деятельности банков, в том числе вопросов повышения их конкурентоспособности, посвящены работы отечественных авторов Г.Н. Белоглазовой, С.А. Гурьянова, Е.Ф. Жукова, В.В. Зражевсого, Ю.И. Коробова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, В.А. Перехожева, В.М. Усоскина, Э.А. Уткина, Н.Д. Эриашвили и др. Особо следует отметить диссертации И.А. Крестовского, В.В. Никонорова, А.А. Поповой, Е.А. Щупловой и др., вплотную занимавшихся исследованием отдельных вопросов деятельности банков в сегменте розничных банковских услуг.
Теоретические проблемы и их практическое преломление при исследовании конкурентоспособности банков в сегменте розничных услуг рассматривались фрагментарно в отдельных публикациях, комплексное изучение данных вопросов не проводилось, что предопределяет необходимость дополнительной разработки данной темы.
Объект исследования — условия функционирования и особенности взаимодействия банков в банковском секторе Республики Беларусь.
Предмет исследования — конкурентные позиции ОАО «АСБ Беларусбанк» в банковской сфере Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть сущность банковской конкурентоспособности, дать характеристику показателям её оценки, проанализировать конкурентные позиции ОАО «АСБ Беларусбанк» в банковском секторе Республики Беларусь, состояние деятельности банка, проблемы и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач.
Провести анализ существующих теоретических представлений о конкурентоспособности банков в сегменте розничных услуг, определить структуру и функции данного сегмента.
Исследовать зарубежный опыт повышения конкурентоспособности банков в сегменте розничных услуг и рассмотреть целесообразность его применения в практике.
Обосновать механизм повышения конкурентоспособности банков, основанный на адаптации методов повышения конкурентоспособности и продвижения товаров и услуг на массовых потребительских рынках.
Сформировать модель, описывающую схему взаимодействия банков с другими субъектами и потребителями сегмента банковских услуг в условиях конкурентной среды, включающую в себя метод специализации деятельности банков.
Разработать практические рекомендации по повышению конкурентоспособности банков, специализирующихся на предоставлении розничных банковских услуг.
Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические и методологические положения отечественных и зарубежных ученых в области конкуренции и конкурентоспособности, банковского дела, маркетинга, базисные положения теории открытых систем и методологии системного анализа.
1 Теоретические аспекты банковской конкурентоспособности
1.1 Экономическая сущность и понятие банковской конкурентоспособности
Конкурентная борьба, несмотря на кажущуюся бессистемность, основана на определенной стратегии участников рынка в защите и отстаивании своих интересов. В течение длительного времени понятие «конкурентоспособность» обозначало только независимое соперничество двух и более лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели – получении максимальной прибыли.
Проблеме конкурентного соперничества на рынке большое внимание уделено в работах классиков политэкономии: А. Смита, А. Курно, Ф. Эджуорта, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, Ф. Хайека, А. Маршалла и других.
Основными вопросами полемики этих экономистов стали понятие и сущность конкурентоспособности, её движущие силы и влияние на процессы рыночного ценообразования. Их оследователи экономисты Р. Бертран, О. Херфиндаль, М. Розенблюд, Э. Линд, и другие, развили теорию конкурентоспособности, предложив альтернативные модели её оценки и использования рыночной власти.
Конкурентоспособность выполняет ряд важных функций, базовая из которых − выявление и установление общественной или рыночной стоимости товаров и услуг, сведение конкретного труда к общественно необходимому.
Благодаря конкурентоспособности происходит выравнивание индивидуальных стоимостей и, соответственно, дифференциация размеров прибыли на основе различий в производительности труда, в управлении организацией и т.п. В межотраслевом аспекте конкурентоспособность формирует среднюю норму прибыли, ведет к переливу капиталов в пользу наиболее нужных в общественном отношении отраслей. Безусловно, конкурентоспособность работает на рынок, диктуя, когда, каких и сколько товаров и услуг целесообразно предлагать и оказывать [11, с. 47].
Согласно Закону Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII (ред. от 22.12.2011) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкурентоспособности», конкурентоспособность – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [29].
Понятие «конкурентоспособность», являясь основополагающей категорией в классической и неоклассической экономической теории, и столь повсеместно употребляемое в сегодняшних условиях, привлекает пристальное и систематическое внимание многих современных экономистов и трактуется ими по-разному.
2 Комплексные исследования и анализ рынка банковских продуктов и услуг
2.1 Анализ банковских продуктов и услуг ОАО «АСБ Беларусбанк»
ОАО «АСБ Беларусбанк» входит в группу ведущих кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь, является уполномоченным банком Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственных программ занимает лидирующие позиции среди банков по величине уставного фонда и нормативного капитала.
Банк обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов, внедряются современные системы и стандарты менеджмента, повышается доверие зарубежных партнеров.
Международная деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» также охватывает рынки долгового капитала. В 2006 году была организована дебютная сделка по привлечению синдицированного кредита. С тех пор банк успешно привлек 10 синдицированных кредитов. Накопленный опыт по реализации крупных сделок позволил ОАО «АСБ Беларусбанк» успешно разместить в 2010 году кредитные ноты на внешних рынках.
Благодаря динамичному развитию торговли и экономического сотрудничества между Беларусью и Италией, что в результате привело к росту спроса на банковские услуги в сфере финансирования внешнеторговых потоков и инвестиционных проектов клиентов банка с контрагентами из Италии, в 2007 году ОАО «АСБ Беларусбанк» открыло Представительство в г. Милан (Италия). С открытием Представительства у ОАО «АСБ Беларусбанк» появились дополнительные возможности как в поиске новых партнеров в банковской сфере, так и в оказании содействия сотрудничеству белорусских предприятий с итальянскими компаниями в различных сферах экономики.
ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает комплексное расчётно-кассовое обслуживание в белорусских рублях и иностранной валюте, широкий перечень услуг, активно востребованных населением республики.
Среди них такие банковские услуги как:
– вкладные операции;
– предоставление кредитов населению;
– комплексное расчетно-кассовое банковское обслуживание физических лиц;
– валютно-обменные операции;
– отправление и получение международных денежных переводов;
– полный спектр операций с банковскими карточками платежных систем Белкарт и Visa, а также MasterCardStandard;
– интернет - банкинг;
– SMS-Банкинг по банковским картам;
– SMS-Банкинг, автооплата МТС, мобильный банк.
3 Разработка путей повышения конкурентоспособности банковских продуктов
Опыт стран с развитой экономикой показывает, что по мере развития рынка розничных банковских услуг и экономики страны рентабельность капитала банков уменьшается. «Это вызвано в первую очередь ценовой конкуренцией, в результате которой стоимость розничных банковских услуг для физических лиц снижается в целях сохранения или повышения объема продаж и увеличения доли розничных банков на данном рынке. Аналогичный процесс, по нашему мнению, ожидает развивающийся рынок розничных банковских услуг и в Республике Беларусь».
Как показал проведенный выше анализ, «основная проблема в повышении конкурентоспособности розничных банков заключается во внутренних факторах, а именно в отсутствии в большинстве случаев стратегического позиционирования банков, а также в низкой операционной эффективности, следствием которых являются:
ограниченные возможности при ценовой конкуренции;
недостаточно эффективная рисковая политика;
низкий объем продаж через современные каналы взаимодействия с потребителями розничных банковских услуг» .
Изменения НБ РБ порядка расчета резервов на возможные потери по потребительским кредитам и норматива достаточности капитала банков в 2016 году стимулируют ценовую конкуренцию среди банков на рынке розничных банковских услуг, что, на наш взгляд, приведет не только к снижению доли процентных выплат населения, но и поиску кредитными организациями новых возможностей для сохранения и повышения их конкурентоспособности на данном рынке.
Таким образом, с учетом особенностей рынка розничных банковских услуг Республики Беларусь и последних действий НБ РБ по изменению порядка расчета резервов на потери по потребительским кредитам и предстоящих в 2017 году изменений по проведению расчетов по картам международных платежных систем, на данном рынке, по нашему мнению, будут происходить следующие процессы, которые повлияют на методы повышения конкурентоспособности банков:
сохранение темпов роста рынка потребительских кредитов в основном за счет их проникновения в регионы;
повышение темпов роста рынка кредитных и дебетовых карт и розничных платежей;
усиление конкуренции во всех сегментах данного рынка, в первую очередь в сегментах потребительских кредитов и кредитных карт;
повышение роли развитой инфраструктуры каналов продаж (в первую очередь сети Интернет) и каналов обслуживания (банкоматы, трансакционно-платежные терминалы, POS-терминалы и др.);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1 Современные банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах, в каждом из них банковская конкурентоспособность приобретает специфические черты.
2 Критический анализ подходов к пониманию категории «конкурентная среда», проведенный в работе, показал их существенные различия и отсутствие общепринятого определения данной категории. При этом одни авторы формулируют её определение как совокупность субъектов рынка, а другие авторы – как совокупность организационно-экономических условий функционирования субъектов рынка. Обоснована необходимость учета обоих подходов и сформулировано собственное определение конкурентной среды: «конкурентная среда рынка представляет собой систему взаимоотношений субъектов рынка и регулирующих их организационно-экономических и правовых норм. Приведенное определение учитывает влияние на субъекты рыночных отношений как со стороны других субъектов рынка, так и со стороны организационно-экономических условий их функционирования».
3 Понятие конкурентоспособности, как показал проведенный анализ, также имеет различные подходы в определении, суть которых сводится к соперничеству субъектов рыночных отношений, исключая иное взаимодействие.
4 Конкурентоспособность в банковской сфере является динамическим процессом, в ходе которого коммерческие банки, путем использования инструментов маркетинга, пытаются расширить рыночную долю, увеличить объемы продаж банковских продуктов и услуг, достиг хранить высокой прибыли. Сферой банковской конкурентоспособности является рынок банковских продуктов и услуг.
5 Наиболее распространенными банковскими продуктами и услугами в Республике Беларусь являются кредитование, привлечение денежных средств населения во вклады и операции с банковскими платежными карточками.
Депозитные операции – понятие широкое, поскольку к ним относится вся деятельность банка, связанная с привлечением средств во вклады. Особенностью этой группы пассивных операций является то, что банк имеет сравнительно слабый контроль над объемом таких операций, так как инициатива в помещении средств во вклады исходит от вкладчиков. При этом, как показывает практика, вкладчика интересуют не только выплаченные банком проценты, но и надежность хранения доверенных банку средств.
6 Согласно статье 273 Банковского кодекса Республики Беларусь, банковская платежная карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7 ОАО «АСБ Беларусбанк» входит в группу ведущих кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь, является уполномоченным банком Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственных программ поддержки агропромышленного комплекса, занимает лидирующие позиции среди банков по величине уставного фонда и нормативного капитала.
Банк обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов, внедряются современные системы и стандарты менеджмента, повышается доверие зарубежных партнеров.
8 В разрезе банков ведущим в области привлечения денежных средств населения является ОАО «АСБ Беларусбанк», удельный вес которого в общем объеме составляет 39,6% по республике на 01.01.2016 г. На втором месте по объему привлеченных средств находится ОАО «АСБ Беларусбанк», его удельный вес составляет 14,1%. На ОАО «БПС-Сбербанк» приходится 11,1 % от общего объема привлеченных средств населения, доля ОАО «Белинвестбанка» составляет 8,4%, «Приорбанк» ОАО - 7,5 % от общего объема. На долю остальных банков Республики Беларусь приходится 19,3 % от общего размера привлеченных денежных средств населения.
Наибольший удельный вес в кредитном портфеле банковской системы по-прежнему имеют три банка – Беларусбанк, Белагропромбанк и БПС-Сбербанк.
9 Кредиты и иные активные операции ОАО «АСБ Беларусбанк» с клиентами по состоянию на 01.01.2017 года составили 4971429,7 тыс р. или увеличились по сравнению с 01.01.2016 года на 755950,9 тыс р. При этом наблюдается увеличение удельного веса кредитных вложений физических лиц в совокупном объеме предоставленных кредитов банка на 8,4%. Но в сравнении 2015 года к 2014 году картина кардинально иная. Здесь наблюдается снижение кредитов физическим лицам на 1300414,2 млн р. или 6,4%, но положительная тенденция остается в кредитовании увеличивается на 233920,6 тыс руб. или на 8,9%.
10 Увеличение количества платежных карточек ОАО «АСБ Беларусбанк», находящихся в обращение, на 29327 шт. в 2016 г. наблюдается за счет увеличения выдачи карт в национальной валюте на 28747 шт., также за счет увеличения выдачи платежных карт в иностранной валюте на 580 шт.
Наибольший удельный вес занимают карты Viza и БелКарт как в 2016г. так и в 2015 г. (28,7%, 21,4% - Viza, 32,1%, 29,4% - БелКарт). Рост платежных карточек БелКарт обусловлен реализацией программы мер по развитию внутренней платежной системы до 2014 года, доля национальных карточек стала увеличиваться в последние годы.
В итоге по состоянию на 01.01.2017г. количество карточек БелКарт составляет 135916 штук, что на 27,5 процентов больше относительно предыдущего года.
12 Рейтинги присвоены десяти банкам: восьми банкам (БПС-Банк, Белагропромбанк, Беларусбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк, Белинвестбанк, БТА Банк (Беларусь), ВТБ (Беларусь) - по шкале Fitch Ratings, шести банкам (БПС-Банк, Беларусбанк, Белинвестбанк, Белагропромбанк, Минский транзитный банк, Банк Москва-Минск) - Moody"s Investors Service.
При этом долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной валюте в соответствии с рейтингами Fitch Ratings в иностранной валюте ниже суверенного рейтинга Республики Беларусь у всех восьми банков, краткосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной валюте семи банков соответствуют суверенному рейтингу Республики Беларусь.
13 Перспективным направлением повышения уровня конкурентоспособности депозитных операций ОАО «АСБ Беларусбанк» является расширение круга депозитных счетов клиентов с разнообразным режимом функционирования, которое будет предоставлять вкладчикам банка дополнительные возможности по использованию своих средств, с приемлемым уровнем доходов.
1. Sharing deal insight: European Financial Services M&A news and views // PricewaterhouseCoopers [Electronic resource].–2017. - Mode of access: http://www.pwc.com/en_GX/gx/financial-services/european-mergers-acquisitions-industry-trends/assets/pwc-sharing-deal-insight-european-financial-services-m-and-a-news-and-views-v2-pdf.pdf. – Date of access: 25.02.2018.
2. Алексеев, Н.С. Стратегии слияний и поглощений в банковском секторе на современных рынках России и Европейского Союза / Н.С. Алексеев // Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики [Электронный ресурс].– 2017. – Режим доступа:http://goo.gl/GfcRCI. –Дата доступа: 25.02.2018.
3. ОАО «АСБ Беларусбанк» завершил сделку по покупке Белросбанка / Альфа-Банк[Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://www.alfabank.by/o_banke/press-center/news/novosti-banka/alfa-bank-zavershil-sdelku-po-pokupke-belrosbanka/. – Дата доступа: 25.02.2018.
4. Андрианов, В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. − № 3. – С. 47-57.
5. Белорусская банковская система обеспечит выполнение новых нормативов по капиталу через 1-2 года / Информационное агентство Interfax.by[Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/1121104. – Дата доступа: 25.02.2018.
6. Викулов, В.С. Инновационная деятельность банков / В.С. Викулов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. -№1. – С. 48-56.
7. Дмитриева, Е. Конкурентоспособность в границах сегментов банковского рынка Республики Беларусь / Е. Дмитриева, Д. Дмитриев // Банковскийвестник. – 2013. сентябрь. – С. 29-35.
8. Дмитриева, Е. Методика выявления конкурентов в сегменте банковского рынка / Е. Дмитриева // Банковский вестник. – 2012. – май. – С. 35-41.
9. Дубовик, М. Эффективность прямых иностранных инвестиций в банковский сектор Беларуси / М. Дубовик // Банковский вестник. – 2014. – С. 40-43.
10. Ефимов, С. Л. Деловая практика банковского служащего: учеб.пособие / С.Л. Ефимов; под ред. Ефимова С.Л.- М.: Банковское дело, ЮНИТИ, 2015. - 130 с.
11. Жих, Е. М. Маркетинг: как завоевать рынок?: учеб.пособие / Е. М. Жих, А. П. Панкрухин, В. А.Соловьев; под ред. Е. М. Жиха. Л.: Лениздат,2011. 136 с.
12. Завьялов, В. Е. Формула успеха: маркетинг: Учеб. / П.С. Завьялов , В.Е. Демидов;под ред.П.С. Завьялова. – М.: «Международные отношения» −2012. – 250 c.
13. Завьялов, П.С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов // Российский экономический журнал. – 2014. № 12. – С. 50-55.
14. Игольников, Г.Л. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г.Л. Игольников, Е.Г. Патрушева // Российский экономический журнал. – 2014. − № 11. – С. 108-111.
15. Иностранные собственники белорусских банков потеряли половину средств из-за инфляции / Belbusinessportal [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://belbusinessportal.by/mewdelsob/belarus/2841-2016-02-21-08-30-46.html. – Дата доступа: 25.02.2018.
16. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью: учебник / С.Г. Светунькова [и др.];под.ред. Светунькова С.Г. - [Электронный ресурс] – Энциклопедия маркетинга.Режим доступа -http://marketing.spb.ru/read/m19/index.htm . Дата доступа: 25.02.2018.
17. История банка/ Беларусбанк [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/about/history/. – Дата доступа: 25.02.2018.
18. Ковалев, М. Конкурентоспособность в банковском секторе Беларуси / М. Ковалев, К. Колесник // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2014. - № 15. –С. 2-10.
19. Ковалев, М. Обзор показателей белорусского банковского рынка и анализ эффективности банков в 2016 году / М. Ковалев, К. Колесник // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2017. № 7. – С. 15-22.
20. Коммерческие банки: новые услуги и инновационные технологии коммуникации / i-Free[Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://www.i-free.com/industry/articles/572. – Дата доступа: 25.02.2018.
21. Консолидация в банковском секторе: слияния и поглощения банков / Регламент [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/credit/2016_4_article.htm. – Дата доступа: 25.02.2018.
22. Курс экономической теории: учебник / Сидорович А. В. [и др.]; под ред.А. В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. – М.: «Дело и Сервис».– 2016. – 688 с.
23. Маркетинг для начинающих свое дело: учеб.пособие / Н.А. Колесников, [и др.]; под ред. Н.А. Колесникова – Невинномысск: ЗАО «Невинномысская городская типография», 2014. – 138 с.
24. Маркетинг: учебник / А. Н. Романова [и др.]; под ред. А. Н. Романовой – М.: Банки и биржи, 2015. – 340 с.
25. Маркова, И.Д. Маркетинг услуг / И.Д. Маркова; под ред. И.Д. Марковой - Мн.: Финансы и статистика, 2013. 215 с.
26. Науменко, А. Становление банковской системы Беларуси: 1998-1992 гг. / А. Науменко // Банковский вестник. – 2013. – апрель. – С. 63-69.
27. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. / Нац. комис. по устойчивому развитиюРесп. Беларусь; ред. кол.: Л.М. Александрович [и др.]. Минск: Юнипак, 2016. 202 с.
28. Новейшие банковские технологии. Обзор современных технологий в банковской сфере / Трибуна[Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.tribuna.ru/publications/bankovskie-tekhnologii.html. – Дата доступа: 25.02.2018.
29. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкурентоспособности от 10.12.1992 N 2034-XII: Закон Респ. Беларусь от 22 декабря 2011, г. №328-З:с изм. и доп.: текст по состоянию на 22 дек. 2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
30. Овчинникова, О.П. Конкурентоспособность на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды / О.П.Овчинникова, Е.К. Самсонова // Банковское дело. –2006. –№29. – С. 5-10.
31. Открытое акционерное общество ОАО «АСБ Беларусбанк» / ОАО «Белагропромбанк» [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.belapb.by/rus/about/bank-activity/international_cooperation/– Дата доступа: 25.02.2018.
32. Павлова, Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - № 1. – С. 82-89.
33. Полищук, А.И. Новые услуги и инновационные технологии коммуникации / А.И.Полищук, , Е.Б. Зварыкина // − Бизнес и банки. 2014. №21 (1002). – С. 4-6.
34. Понятие банковской конкурентоспособности, уровни банковской конкурентоспособности / Публикации bus.znate.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://bus.znate.ru/docs/index-19258.html?page=27. – Дата доступа: 25.02.2018.
35. Прибыль банков за 2016 год по версии Infobank.by / infobank.by Все о финансах Беларуси [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://infobank.by/2636/default.aspx. – Дата доступа: 25.02.2018
36. Процесс слияний и поглощений / FreePapers [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.freepapers.ru/68/process-sliyanij-i-pogloshhenij/37238.237365.list5.html. – Дата доступа: 25.02.2018.
37. Рейтинг банков по итогам III квартала 2016 года / infobank.by Все о финансах Беларуси [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://infobank.by/3459/default.aspx. – Дата доступа: 25.02.2018.
38. Рейтинг белорусских банков по итогам 2016 года / infobank.by Все о финансах Беларуси [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://infobank.by/2892/default.aspx. – Дата доступа: 25.02.2018.
39. Рейтинг белорусских банков по итогам 2015 года / infobank.by Все о финансах Беларуси [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://infobank.by/3327/default.aspx. – Дата доступа: 25.02.2018.
40. Россияне приобрели «проблемный» белорусский банк / Gvorim.by[Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://govorim.by/novosti-belarusi/81467-rossiyane-priobreli-problemnyy-belorusskiy-bank.html. – Дата доступа: 25.02.2018.
41. Рыкова, Н. В. Конкурентоспособность банковской деятельности // Финансы и кредит. – 2016. – № 4 (244). – С. 2.
42. Самойлов, Г.О. Банковская конкурентоспособность: учеб.пособие / Г.О. Самойлов, А.Г. Бачалов; под. ред. Г.О. Самойлова – М.: Экзамен, 2015. – 256 с.
43. Сущность конкурентоспособности в банковской сфере / UchebnikiOnline.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://uchebnikionline.ru/ bankovskoe-delo/bankivskiy_marketing_-_lyutiy_io/sutnist_ konkurentsiyi_ bankivskiy_sferi.htm. – Дата доступа: 25.02.2018.