ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятия, цели, инструменты налоговой политики
1.2 Механизм налоговой политики
1.3 Виды и особенности налоговой политики
2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности реализации налоговой политики Республики Беларусь
2.2 Анализ влияния налоговых инструментов на экономическое развитие Республики Беларусь
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы налоговой политики Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования налоговой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налоги привлекали большое внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критической в СМИ. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги являются вычетами из доходов налогоплательщиков, основным источником дохода для современного государства и эффективным инструментом регулирования рыночной экономики.
Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов государственного бюджета налоги составляют, по разным оценкам, 85-93%. Рассмотрение налогов как средства регулирования деловой активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы, чтобы найти баланс между государственными интересами и предпринимательством.
Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.
Изучению вопросов построения оптимальной налоговой системы посвящены теоретические исследования некоторых отечественных и зарубежных ученых: Воробьева В.А., Бондаря А.В., Новиковой И.В., Головачева А.С. и других. В связи с этим все более актуальными становятся проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, законодательства о налогах и сборах, уровня налоговой нагрузки на основе целенаправленного взаимодействия органов исполнительной и законодательной властей.
Практическая потребность в изучении влияния налогообложения на финансовую деятельность субъектов хозяйствования определила цели, задачи, объект, и предмет данного исследования.
Объект исследования – налоговая политика страны.
Предмет исследования – налоговые инструменты в Республике Беларусь.
Цель работы: раскрыть сущность налоговой политики, ее особенности и выявить пути ее совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятия, цели, инструменты налоговой политики;
- рассмотреть механизм налоговой политики;
- изучить виды и особенности налоговой политики;
- выявить особенности реализации налоговой политики Республики Беларусь;
- провести анализ влияния налоговых инструментов на экономическое развитие Республики Беларусь;
- выявить основные проблемы налоговой политики Республики Беларусь;
- предложить пути совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Методологическими основами проведенного исследования являются теоретический анализ, сравнение и обобщение данных научной литературы по изучаемой проблеме, а также комплексный подход, дающий возможность исследовать ситуацию как объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Областью возможного практического применения является процесс налогообложения белорусских предприятий.
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятия, цели, инструменты налоговой политики
Одной из наиболее ярко выраженных тенденций мирового развития является растущая взаимозависимость национальных экономик. Эта тенденция к гармонизации налоговых систем и налоговой политики предполагает согласование основных показателей и механизмов налоговых систем, налогового законодательства разных стран.
Налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали играть качественно иную роль. Они стали одним из средств формирования общего экономического пространства США для экономических и региональных интересов.
Налог, имеющий экономическую и правовую природу, становится универсальным инструментом для реализации задач государства через определенные присущие ему функции. Функции любой категории выражают их социальную значимость для этой конкретной категории. Налог как категория не только юридическая, но и экономическая, также выполняет определенные функции. Функцию налога можно определить как основное направление налога, выражающее его сущность. Налоговые функции предопределяют их роль и значение во всех налоговых и правовых отношениях. Каждая из функций налога реализует ту или иную цель этого налогового бремени, формируя во взаимодействии определенный набор, который предопределяет государственную фискальную политику и ее влияние на экономическое развитие страны [1].
Современное развитие налоговых систем как зарубежных стран, так и Республики Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налога, которые в основном характерны для построения практическим всех систем налогообложения.
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, т.к. главное его предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него обществом задач.
Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И Е РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Особенности реализации налоговой политики Республики Беларусь
Налоговый кодекс Республики Беларусь — основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения [19].
На рисунке 2.1 распределены налоги и сборы Республики Беларусь на прямые и косвенные, уплачиваемые юридическими и (или) физическими лицами в соответствии со статьями 8 и 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, составляющие налоговую систему Республики Беларусь.
Современный период развития национальной экономики определяется непростыми экономическими условиями, связанные с замедлением экономического роста, отрицательного изменения мировых цен на нефть, девальвационными процессами национальной валюты. Это, в свою очередь, требует поиска дополнительных государственных финансовых ресурсов, что приводит к использованию в большей степени налоговых методов регулирования. В последние годы многие страны мира достаточно часто используют методы налогового регулирования социально-экономических проблем с целью пополнения государственных доходов и поддержания уровня финансового обеспечения многочисленных общегосударственных расходов. Например, в Греции введен налог на туристов, в Дании используется налог на жирность продуктов и т.д. [1].
В налоговой системе Республики Беларусь имеются характерные для экономики страны внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. Согласно ст. 2 Общей части НК, основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются следующие:
а) Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), но которым это лицо признается плательщиком.
б) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
в) Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Проблемы налоговой политики Республики Беларусь
Субъектом, определяющим и обеспечивающим организацию налоговых отношений, являются налоговые органы. Их деятельность существенно влияет на качество налоговой среды в целом. Налоговые органы должны не только организовывать и контролировать процесс налогообложения, но также, исходя из высокой компетенции, оценивать и анализировать налоговое законодательство на предмет эффективности и соответствия экономическим условиям. Такой подход обуславливает необходимость восприятия налоговых органов как услуги, которая предоставляет налогоплательщикам высококачественные налоговые услуги и институциональную поддержку налоговой среды [4, с. 60].
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированию бюджета. В результате налоги носят преимущественно фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют решающую роль. Однако неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником доходов бюджета, с другой стороны, они являются одним из значительных ценовых факторов.
Модернизация налоговых органов с целью улучшения качества налоговой среды должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиком на интерактивной основе и расширение использования инструментов для обеспечения налоговой деятельности. Налоговую среду по параметру оценки качества налоговых органов можно оценить по показателю «удовлетворенность качеством налоговых услуг».
Институциональный фактор налоговой среды - налоговая служба - определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается с точки зрения удобства такого взаимодействия и характеризуется удовлетворенностью качеством налоговых услуг. Налоговая служба предоставляет равные права всем налогоплательщикам, создает условия для развития бизнес-среды и, как следствие, обеспечивает финансовую стабильность и наполнение бюджета.
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, это нечеткость представления определенных правил и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой сложности и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это касается НДС, подоходного налога и экологического налога. Что касается НДС, существует очень сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, существует довольно громоздкая процедура подтверждения законности применения нулевой ставки НДС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика представляет собой комплекс государственных мер по созданию управления финансовыми ресурсами государства, их использованию для решения социально-экономических проблем страны.
Считается, что основными задачами налоговой политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сглаживание колебаний в экономическом цикле, достижение высокого уровня занятости и снижение инфляции.
Современная налоговая политика устанавливает основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и основные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретных исторических условий в некоторых странах такая политика имеет свою специфику. В то же время используется общий набор мер.
Государственные расходы, трансферты, налоги считаются ключевыми инструментами налоговой политики.
Политика государственных расходов призывает, прежде всего, удовлетворить спрос государственного сектора, то есть удовлетворить потребности в расходах на необходимые государственные нужды, отраженные в статьях расходов бюджета. В то же время следует иметь в виду, что многие государственные (общественные, социальные) потребности постоянно растут, поэтому их необходимо ограничивать с учетом срочности и ценностей других потребностей.
Политика государственных доходов основывается на существующих и потенциальных источниках поступлений в государственный бюджет с учетом узких возможностей использования этих источников, избыток которых может сломать экономику и в конечном итоге привести к истощению каналов доходов.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачиваются государству юридическими и физическими лицами (организациями, гражданами). Как правило, эти платежи являются не только обязательными, но и безвозмездными и обязательными. Налоги необходимы, поскольку государство использует их для воздействия на многие экономические и социальные процессы. Они помогают стимулировать или подавлять определенные виды деятельности, направляют развитие определенных отраслей и регионов, регулируют объем денег и денежного обращения, влияют на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг и баланс между совокупным спросом и совокупное предложение. И хотя налоги возмутительнее утверждения, ни современное общество, ни государство не могут существовать без них.
Проанализировав реализацию налоговой политики в Республике Беларусь, можно сделать следующие основные выводы. В настоящее время основная доля доходов бюджета Республики Беларусь формируются за счет налоговых поступлений. При этом особый акцент делается на налог на добавленную стоимость, ибо его плательщиком являются практически все организации вне зависимости от различных факторов – реализации продукции, прибыльности предприятия и т.д.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. − М.: Юрайт, 2014. − 521 c.
3. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2013. - 496 c.
4. Ачаповская, М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. наглядное пособие / М. З. Ачаповская. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 147 с
5. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. − М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. − 304 c.
6. Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
7. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
8. Дейко, А. К. Налоговая система в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / А. К. Дейко // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 76-86.
9. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
10. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
11. Киреева, Е. Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности государственного управления // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 52–62.
12. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2015. – 336 с.
13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2012. – 576 с.
14. Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
15. Макроэкономика: социально ориентированный подход : учебник для студентов экон.специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.] ; под ред. Э. А. Лутохиной. – 2-е изд., перераб.и доп. – Минск : ИВЦ Минфона, 2013. – 442 с.
16. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий, Э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др. / под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2014. – 312 с.
17. Мельникова Н.А. Налоговая политика в Республике Беларусь: основные направления реформирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред. коллегия: М. К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2015. – Вып. 9. - С.71-77.
18. Мельникова Н.А. Эффективность налоговой политики Республики Беларусь и методы налогового регулирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред.коллегия: М.К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2016. – Вып. 10. - С. 77-81.
19. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/.
20. Официальная статистика министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
21. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
22. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
23. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
24. Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. - М.: КноРус, 2013. - 384 c.
25. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.
26. Электронный портал Минфина РБ: основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики РБ на 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] / Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/ taxpolitic/27092017.pdf.
27. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/.