ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной. Эта тема посвящена многим исследованиям в области педагогики и психологии. И это естественно, так как доктрина является ведущей деятельностью дошкольников, в процессе которой решаются основные задачи. Общеизвестно, что эффективность процесса правильного воспитания и развития ребенка напрямую связана с уровнем активности дошкольников в этом процессе. В настоящее время педагоги и психологи пытаются найти наиболее эффективные методы процесса воспитания и обучения в учреждении дошкольного образования для активизации и развития познавательного интереса к содержанию образования и обучения детей дошкольного возраста.
Проблема активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста разработана в трудах видных ученых, педагогов и методистов: Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, О. С. Газман, Т. К. Жикалкина, А. К. Макарова, А. Б. Орлова, Л. М. Фридман, С. В. Кутасова, Т. Б. Иванова, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский и многие другие.
Исследования показывают, что большинство детей с особенностями психофизического развития – это дети с задержкой психического развития, которые не относятся к тому же возрасту, что и дети с некоторыми психическими функциями, но находятся как бы на более ранних стадиях развития. Характерной чертой таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, что делает их неспособными быть внимательными, сосредоточенными и сосредоточенными на деятельности на более длительный или короткий период времени.
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как чрезвычайно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения скорости созревания структур мозга и, как следствие, скорости психического развития может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социально-психолого-педагогических факторов.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал об особенностях детей с особенностями психофизического развития, которые отличают их, с одной стороны, от детей с нормальным психологическим развитием, а с другой – от умственно отсталых детей.
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
К детям с особенностями психофизического развития относятся: нарушения интеллекта, слуха, зрения, тяжелые речевые расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата, трудности в обучении, а также тяжелые эмоциональные и добровольные расстройства (аутизм в раннем детстве), тяжелые или множественные расстройства.
Почему так важно обеспечить детям с нарушениями развития доступ к специальному, специально разработанному и построенному образованию? Дело в том, что ребенок с нарушениями психофизического развития – это ребенок, который в дополнение к образовательным потребностям, общим для всех детей, имеет специальные образовательные потребности, которые могут быть удовлетворены только посредством специального образования. Они нуждаются в комплексной реабилитации, которая сочетает в себе медицинскую, психологическую, образовательную и социальную помощь с индивидуальным подходом [4, с. 98].
Психологическое обследование имеет свою структуру. Его процедура состоит из трех разделов:
1) изучение жалоб и анамнестической информации;
2) обследование ребенка;
3) составление заключения по данным психологического исследования.
Изучение жалоб. Содержание жалобы представляется родителями как проблема ребенка (а не родителями). Характер жалоб несколько коррелирует с возрастом ребенка. Например, родителей дошкольников больше беспокоит языковое отставание (мало или плохо говорит), а также понимание речи (не всегда понимает, что сказано). Более того, чаще родители не обращают внимания ни на одну выразительную речь. Частые жалобы на задержку моторики, особенно у детей до трех лет.
Родители детей часто беспокоятся о низкой успеваемости, трудностях в освоении школьной программы, поведенческих особенностях. Эти жалобы часто являются центральными, в то время как жалобы на слабое развитие речевых отставаний у детей отодвигаются на задний план.
При изучении жалоб важно отметить время, когда произошло нарушение или проблема, и их связь с условиями и обстоятельствами жизни ребенка. После уточнения содержания жалоб и формулирования ожиданий родителей в отношении ребенка изучается анамнез.
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Метод (от греч. metodos) – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
Проблема специфики использования общепсихологических методов в специальной психологии изучена достаточно широко (Е. З. Безрукова, Н. В. Беломестнова, Н. Л. Белопольская, И. М. Бгажнокова, А. Д. Виноградова, С. Д. Забрамная, Б. В. Зейгарник, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Л. Пожар, С. Я. Рубинштейн, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, В. М. Сорокин, Э. Хейссерман, И. А. Шаповал и др.). Еще И. М. Бгажнокова разделила методы изучения на основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (беседа, тест, анкета, анализ продуктов деятельности). Вспомогательные методы используются для уточнения данных, полученных при проведении исследования с использованием основных методов. Выбор метода определяется задачами исследования.
В процессе обучения ребенка специалист может ставить следующие задачи (в зависимости от стадии диагностики): определить особенности психического развития; определить структуру психического дефекта; выявить положительные стороны психики; наметить оптимальные условия коррекционно-воспитательного процесса; определить оптимальный образовательный путь ребенка. С помощью основных методов исследования можно получить психологические факты, количественные и качественные данные о психическом развитии ребенка [1, с. 174].
Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, при их отсутствии проверяются показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно видеть отстающие показатели в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку в формировании основных функций и даже в дошкольном возрасте. В течение всего периода раннего детства важно знать, какая линия является самой глубокой или самой продвинутой, так как это прогноз на далекое будущее [17, с. 341].
Эксперимент представляет собой специально организованную форму изучения некоторых аспектов умственного развития. В эксперименте сам исследователь создает необходимые условия для возникновения изучаемого ментального феномена.
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В качестве примера приводим обследование, проведенное И. Ю. Левченко и Н. А. Киселевой. Их схема диагностики и анализа данных уже упоминалась выше. В данном разделе проследим логику проведения диагностического обследования. В диагностическую схему включено 9 методик. При этом следует подчеркнуть, что каждая методика тщательно проанализирована, выделены не только основные направления анализа, но и дополнительные, которые позволяют наиболее полно исследовать ребенка. Ниже приведен перечень методик, использованных авторами.
Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е. А. Стребелевой).
Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия), работоспособности, обучаемости. Кроме того, данная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком.
Стимульный материал: вниманию ребенка предъявляется квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки.
Процедура проведения: порода ребенка является стимулирующим материалом. Диагностика приглашает ребенка выполнить задание в соответствии с инструкциями.
В ходе выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: способы действия, результативность, концентрация внимания, зрительное восприятие формы, ведущая рука.
При необходимости ребенку оказывается помощь.
Виды помощи:
– стимулирующая помощь – поощрение, похвала. Данный вид помощи используется на начальных этапах выполнения задания ребенком, а также в случаях, когда ребенок не уверен в себе, смотрит или слова просит о поддержке, одобрении его действий;
– организация помощи – организация внимания на определенном этапе выполнения задания («Не торопитесь», «Внимательно посмотрите»). Такая помощь должна оказываться в тех случаях, когда внимание ребенка нестабильно и он быстро отвлекается;
– пояснительная помощь – уточнение порядка действий при выполнении задания («Нужно дождаться фигурки с буквой, внимательно на нее посмотреть, затем найти подходящее для этой фигурки отверстие и вставить фигурку с буквой в это отверстие»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть психолого-педагогического обследования детей с особенностями психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития определяется не только констатацией негативных факторов, но, в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Задачами психолого-педагогического обследования детей с особенностями психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития являются: выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; разработка индивидуальных коррекционных программ развития и воспитания; оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы; определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений; помощь в ситуациях трудностей в обучении; профессиональное консультирование и профориентация подростков; решение социально-эмоциональных проблем. Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение информации о личности, уровне психического развития и поведения ребенка с особыми потребностями в развитии. Результаты обследования, раскрывающие картину всего многообразия познавательно-эмоциональных и личностных особенностей ребенка, обсуждаются специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и дают возможность определить программу обучения и воспитания, особые условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
Психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития проводится по показателям, соответствующим возрасту, если же они отсутствуют, проверяются показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. При психодиагностическом обследовании детей учитывают, что ребенок является специфическим объектом исследования, психика которого находится в стадии становления, развития. Психолого-педагогическое обследование необходимо для определения направления обучения ребенка, его специфических образовательных потребностей, возможного уровня образования. Основные методы, применяемые в процессе осуществления психолого-педагогического обследования детей с особенностями психо-физического обследования: эксперимент, наблюдение, беседа, анкета (опрос), тестирование, анализ продуктов деятельности.
1 Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / В. М. Астапов В. М. Микадзе. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
2 Винникова, Е. А. Основы психолого-педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова, И. Ю. Евдокимова, Е. В. Плакса. – Минск : БГПУ, 2013. – 162 с.
3 Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2001. – 243 с.
4 Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимлова, Л. М. Орлова. – М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. – 165 с.
5 Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. – СПб. : Питер, 2006. – 80 с.
6 Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 287 с.
7 Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учеб. для вузов / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
8 Кухтова, Н. В. Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития: методические рекомендации / Н. В. Кухтова, Е. В. Новосельцева. – Витебск : ВГУ П.М. Машерова, 2018. – 68 с.
9 Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – М. : Изд-во «Книголюб», 2008. – 160 с.
10 Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 2009. – 104 с.
11 Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие / В. В. Никандров. – СПб. : Речь, 2002. – 103 c.
12 Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2007. – 165 с.
13 Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 320 с.
14 Ратанова, Т. А. Психологические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2003. – 187 с.
15 Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.
16 Розанова, Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей / Т. В. Розанова // Дефектология. – 2005. – №1. – С. 16-21.
17 Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. – М. : ЗААО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 448 с.
18 Семаго, Н. Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2009. – 176 с.
19 Система работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по осуществлению процесса выявления и диагностики детей с особенностями психофизического развития: Рек. Респуб. семинара-практикума // Зб. нарм. дакументаў М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2009. – №2. – С. 46-49
20 Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков. – СПб. : Речь, 2008. – 247 с.
21 Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с.
22 Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развития: учеб. пособие / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
23 Усанова, О. Н. Специальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 396 с.
24 Цыганкова, О. М. Диагностико-коррекционная работа с детьми / О. М. Цыганкова. – Мозырь : Белый ветер, 2002. – 216 с.
25 Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 320 с.
26 Шилова, Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 176 с.