Введение
1 Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Классификация аудита
2 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь
2.1 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
2.2 Анализ показателей, отражающих общие тенденции развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
3 Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Экономические решения в каждом обществе должны основываться на информации, доступной на момент принятия решения. Например, решение банка предоставить ссуду бизнесу основывается на предыдущих финансовых отношениях с этим бизнесом, финансовом состоянии компании, отраженном в ее финансовой отчетности, и других факторах. Чтобы решения соответствовали намерениям лиц, принимающих решения, информация, используемая в процессе принятия решений, должна быть надежной. Ненадежная информация может привести к неэффективному использованию ресурсов в ущерб обществу и самим лицам, принимающим решения. По мере усложнения общества возрастает вероятность того, что лицам, принимающим решения, будет предоставлена недостоверная информация. Причин тому несколько: удаленность информации, объемность данных и наличие сложных операций.
В качестве средства преодоления проблемы недостоверной информации лицо, принимающее решение, должно разработать метод, гарантирующий ему, что информация достаточно надежна для принятия этих решений. При этом он должен сопоставить затраты на получение более надежной информации с ожидаемыми выгодами.
Распространенный способ получить такую достоверную информацию – это провести аудит независимыми лицами. Затем проверенная информация используется в процессе принятия решений при условии, что она является достаточно полной, точной и беспристрастной.
Аудит – это независимый финансовый контроль, цель которого – установить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствие финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству. Следует отметить, что аудит включает в себя не только проверку достоверности отчетности компании, но и изучение бухгалтерских балансов, финансовой отчетности и разработку предложений по совершенствованию хозяйственной деятельности, проводимых аудиторами.
Аудит как составная часть экономического контроля выявляет новые возможности предпринимательской деятельности, определяет ее эффективность, исследует организацию производства, планирование, сохранение финансовых ресурсов, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, качество выпускаемой продукции.
Аудит существует в Республике Беларусь с 1991 года. Его появление связано с переходом белорусской экономики от командно-административной к рыночной. В связи с увеличением доли частной собственности в экономике также возрастает потребность в достоверной оценке финансового состояния хозяйствующих субъектов, что требует разработки и совершенствования форм контроля, в частности аудита. Поэтому в Беларуси большое значение имеют вопросы, связанные с развитием аудита, его значением в современной экономике на современном этапе, поиском путей совершенствования и перспектив развития аудиторской деятельности.
1 Теоретические основы аудиторского (независимого) контроля
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
Аудит – одна из форм финансового контроля, необходимость в которой возникла одновременно с появлением и развитием товарно-биржевых и денежных отношений. Основной предпосылкой возникновения и становления аудита было то, что существовало разделение интересов между собственниками предприятий и теми, кто работал по найму.
Получение достоверной информации относительно финансового состояния предприятия для дальнейшей реальной оценки бизнеса и возможности прогнозирования и планирования своей деятельности создало потребность для собственников бизнеса в аудите.
Основная цель аудита заключается в проведении независимого исследования по поводу достоверности финансовой и бухгалтерской отчётности предприятия, а также соответствия осуществленных хозяйственных операций нормам законодательства [9, с. 117].
Под достоверностью понимают такой уровень соответствия данных финансовой отчетности реальному положению, который позволяет делать верные выводы о результатах деятельности субъекта хозяйствования, его финансовом и хозяйственном положении в целях дальнейшего принятия управленческих решений.
Основная цель аудита может быть дополнена другими целями, предусмотренными договором об аудите, например, улучшение финансового состояния аудируемого лица, оптимизация затрат и финансовых результатов и другое.
К основным задачам аудита относятся:
- оценка организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации;
- оценка правильности и законности ведения бухгалтерского учета;
- разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений в целях оказания помощи руководящим органам организации;
- ориентация организации на будущие события, способные повлиять на экономическую деятельность;
- определение наличия резервов роста финансовых ресурсов организации;
- проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;
- утверждение об достоверности бухгалтерской или финансовой информации или, наоборот, заявление об её недостоверности [10, с. 55].
2 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь
2.1 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З). Данный закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности [14].
В нашей стране право на осуществление аудиторской деятельности приобретается с лицензией. Выдача такой лицензии, ее продление, приостановление или аннулирование осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходима дополнительная лицензия на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданная Национальным банком Республики Беларусь. Аналогично для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций требуется дополнительная лицензия на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданная Министерством финансов Республики Беларусь [13].
Можно выделить следующих участников рынка аудита в Республике Беларусь:
- аудиторы – физические лица с высшим экономическим и (или) юридическим образованием и опытом работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также имеющие квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также в качестве сотрудника аудиторской организации.
- аудиторские организации – коммерческие организации, осуществляющие аудиторскую деятельность и оказывающие услуги, связанные с аудитом. В их штате должно быть не менее трех аудиторов. Руководить аудиторской организацией может только аудитор. Аудиторским организациям и аудиторам-индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме аудита, оказания аудиторских услуг, преподавательской и исследовательской деятельности [14].
Отношения между аудиторской организацией (аудитором) и заказчиком регулируются договором на оказание аудиторских услуг. Данный договор составляется в простой письменной форме и включает следующие существенные условия: предмет договора, сроки оказания аудиторских услуг, стоимость оказанных аудиторских услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных договором обязательств и иных условий, относительно которых, по заявлению одной из сторон, необходимо согласовать [1, с. 30].
3 Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
Во всем мире аудит давно превратился в инфраструктурный сектор экономики. Сегодня, когда Республика Беларусь сталкивается с трудностями переходного периода, аудиторская деятельность становится приоритетной в сфере финансового контроля и требует более глубокого изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики.
Но имеется много проблем в развитии белорусского аудита: это нарушение ценового законодательства, ведение документации, несоблюдение правил проведения аудита, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению в рисках проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в нашей стране, а также его значимости в современной экономике становится все более актуальным.
Рынок аудиторских услуг в Беларуси активно развивается. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов привело к необходимости гармонизации национальных стандартов аудита с международными, повышения эффективности и качества аудита.
Принятие в 2013 году нового закона «Об аудиторской деятельности» было продиктовано необходимостью формирования соответствующей правовой базы, регулирующей отношения в сфере аудита. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов обусловили необходимость гармонизации национального законодательства с международными требованиями, а также повышения эффективности и качества аудита [16, c. 125].
Следует отметить, что белорусские ученые и практики уже несколько лет работают над созданием инновационных технологий аудита на основе международных принципов, применимых к национальным правилам и условиям. Создание таких технологий и программных продуктов является долгим и дорогим процессом. Западные компании тратят на это десятки миллионов долларов. Система поддержки, действующая в Беларуси – Принятие решений «Аудит» (ДСС «Аудит») позволяет внедрить национальные правила аудита на этапе планирования, оценить качество аудита сразу после выдачи заключения, выбрать аудиторов во время проведения тендеров. Также разработана рейтинговая методология, позволяющая определять принадлежность аудиторов к определенным группам и исключающая публикацию прямых показателей эффективности (объемы продаж, количество аудиторов). В экспортной версии программа предлагается для Российской Федерации, Украины и Казахстана (в версии ISA) [17, с. 67].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время достоверная информация о деятельности предприятия играет важную роль в рыночной экономике. Потребность в достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта и его финансовом положении важна не только для собственника и руководства хозяйствующего субъекта для принятия управленческих и стратегических решений, но и для третьих лиц: инвесторов, кредиторов, банков, потенциальных деловых партнеров и т. д.
Объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования (проверяемых лиц), а основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и соответствия осуществляемых финансовых (хозяйственных) операций с действующим законодательством.
Современная экономическая наука выделяет различные подходы к классификации аудита в зависимости от того, какой признак взят за основу (предмет аудита, порядок назначения, направление проверки и т. д.).
В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З) и Национальными правилами аудиторской деятельности, утверждёнными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2001 г. № 123.
Количество аудиторов в отчетном периоде уменьшилось. Это свидетельствует о нестабильном состоянии данного сегмента предпринимательской деятельности. Однако само количество проверенных организаций за 2017-2019 гг. имел тенденцию к росту. Объем аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими компаниями в анализируемый период, постепенно увеличивался. В 2018 году прирост объема услуг, оказанных аудиторами, составил 27,2%, а в 2019 году - 14,2%. При анализе структуры аудиторских услуг выявлено увеличение доли услуг, связанных с аудитом, и уменьшение доли аудита. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, поскольку обязательный аудит определен законом, а потребность в сопутствующих услугах возникает, как правило, непосредственно из хозяйственной и производственной деятельности субъекта хозяйствования. Эти выводы свидетельствуют о нестабильном развитии аудиторской деятельности в Беларуси, а также о том, что аудит имеет большое значение для хозяйствующих субъектов и государства.
1 Бойко, А. В поисках справедливости / А. Бойко // Финансы, учет аудит. – 2019. - №3. – С. 30-33.
2 Федоренко, И. В. Аудит : учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
3 Итоги аудиторской деятельности за 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/be2935dd81bb452d.html.
4 Итоги аудиторской деятельности за 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/28ffd693cd6f4534.html.
5 Итоги аудиторской деятельности за 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/8c2856e594f94b3c.html.
6 Касьянова, С. А. Аудит : учебное пособие / С.А. Касьянова. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 196 с.
7 Коротаев, С. Л. Аудит по новому Закону и в новых условиях: первые итоги, проблемы, перспективы / Коротаев С. Л., Немеровец А. В. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 1. – С. 7–11.
8 Коротаев, С. Л. Перспективы развития аудиторской деятельности / С.Л. Коротаев // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 15–17.
9 Скачко, Г. А. Аудит : учебник для бакалавров / Г. А. Скачко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 300 с.
10 Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под ред. д. э. н., проф. А. Е. Суглобова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 373 с.
11 Кочинев, Ю. Ю. Аудит в соответствии с международными стандартами : учебник / Ю.Ю. Кочинев. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 370 с.
12 Парушина, Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок : учеб. пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. —559 с.
13 О некоторых вопросах аудиторской деятельности : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 дек. 2013 г., № 1098 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб. правовых актов. – 2014. – № 2 (январь). – С. 236–239.
14 Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 Рыбак, Т., Цапляева, Е. Требования к аудиторам в СНГ / Т. Рыбак, Е. Цапляева // Финансы, учет, аудит. – 2018. - № 4. – С. 37-39.
16 Семенихин, М. А. Перспективы совершенствования законодательства об аудиторской деятельности / М. А. Семенихин // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 125–132.
17 Тарасевич, О. А., Лузгина С. В. Влияние внешних факторов на аудит отчетности / О. А. Тарасевич, С. В. Лузгина // Финансы, учет, аудит. – 2020. – №5. – С. 67-69.
18 Тарасевич, О. А. Опыт Грузии по созданию системы мониторинга качества аудита / О. А. Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 12 (299). – С. 34-36.
19 Тарасевич, О. А. Повышение качества аудита – актуальный вопрос как в мировом масштабе, так и для субъектов хозяйствования в Беларуси / О. А. Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2018. - № 5 (292). – С. 32-33.
20 Шикуть, С. Г. Конфиденциальность как принцип аудиторской деятельности / С.Г. Шикуть // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 9. – С. 84–87.