ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБСТАНТИВИРОВАННЫХ ПРИЧАСТИЙ
1.1 Словообразовательная специфика субстантивированных причастий
1.2 Особенности семантики субстантивированных причастий
1.3 Валентностные свойства субстантивированных причастий
2.2 АНАЛИЗ СУБСТАНТИВИРОВАННЫХ ПРИЧАСТИЙ В ТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ АВТОРОВ
2.1 Общие черты художественного стиля
2.2 Субстантивированные причастия в тексте стиля художественной прозы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию функционирования субстантивированных причастий в современных художественных произведениях немецких авторов.
Процедура субстантивации считается одним из наиболее продуктивных способов обогащения словарного состав языка новыми словами со значением предметности. Более того субстантивацию относит к морфолого-синтаксическому виду словообразования, под которым преимущественно понимают образование новых слов.
Учитывая тот факт, что уже на начальных этапах изучения немецкого языка, происходит встреча с субстантивированными причастиями, возникает необходимость изучениях их грамматической специфики и правил употребления.
В данной работе рассматриваются словообразовательная специфика, особенности семантики и валентностные свойства субстантивированных причастий немецкого языка.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты проведённого анализа могут быть использованы для дальнейшего изучения некоторых аспектов немецкого языка, таких как лексикология и стилистика, теории и практики перевода, а также для более подробного изучения грамматических особенностей языка.
Объектом исследования данной работы были выбраны субстантивированные причастия, которые используются в современной художественной литературе немецких авторов.
Цель данной работы – исследовать функционирование субстантивированных причастий в современных художественных произведениях немецких авторов.
Глава 1 СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБСТАНТИВИРОВАННЫХ ПРИЧАСТИЙ
1.1 Словообразовательная специфика субстантивированных причастий
Субстантивация - переход в класс существительных слов, принадлежащих к другим частям речи, как способ словообразования. Образовавшиеся таким образом существительные называются «субстантиваты» [1].
В системе словообразования субстантивация занимает своё особое, своеобразное место. Изучением проблемы субстантивации также, как и проблемы «переходности» из одной части речи в другую, занимаются как русские лингвисты, так и немецкие.
Данному явлению посвящено большое количество литературы и работ известных лингвистов. Среди русскоязычных исследователей данного явления можно выделить следующие мена: А.Ф. Гайнутдинов, И.П. Кирсанов, М.А. Матжанов, В.И. Рассадин, Л.И. Ройзензон, Г.Ю. Сызранова, Л.В. Чернега, В.А. Чижов и другие. Вышеупомянутые языковеды и лингвисты на ряду с их коллегами изучают проблему субстантивации в целом и субстантивированные причастия в частности, как правило, на материале русского языка, или на материале русского в сопоставлении с другими языками.
Среди немецких лингвистов можно упомянуть таких языковедов и лингвистов, как Я. Гримм, И. Хайзе, Х. Шетензнак и другие.
Так, например, Якоб Гримм в своей работе «Deutsche Grammatik» изучает проблему субстантивации прилагательных и причастий. Несмотря на то, что в данной работе нет отдельного раздела, посвященного проблеме субстантивации, в работе содержатся интересные замечания и высказывания по данному вопросу. Интересно, что Я. Гримм напрямую связывает проблему субстантивации прилагательных и причастий с проблемой эллипсиса.
2.2 АНАЛИЗ СУБСТАНТИВИРОВАННЫХ ПРИЧАСТИЙ В ТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ АВТОРОВ
2.1 Общие черты художественного стиля
Так как художественные стиль речь, или литературно-художественный стиль, является одним из функциональных стилей речи, в первую очередь изучим, что современные лингвисты включают в понятие «функциональный стиль».
О.А. Крылова утверждает, что «функциональный стиль — это исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определенной сфере общественной деятельности».
Функциональные стили речи формируются исторически и соответствуют определённой сфере человеческой деятельности. На формирование функциональных стилей в большей степени влияют экстралингвистические факторы. Как было сказано ранее, на развитие функциональных стилей влияет сфера деятельности человека, а также форма общения (устная или письменная), вид речи (диалог, монолог, полилог), цель общения, связь между адресантом и адресатом.
Исходя из этого лингвисты выделяют пять основных функциональных стилей речи:
• научный;
• официально-деловой;
• публицистический;
• разговорный;
• литературно-художественный.
Так как в данной работе нас интересует художественный стиль, рассмотрим его более подробно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом нами была изучена специфика, особенности и отличительные черты субстантивированных причастий в немецком языке, а также проведён анализ функционирования субстантивированных причастий в современной художественной литературе немецких авторов.
Субстантивация причастий часто понимается как конверсия или частеречная транспозиция, которая являет новые именные единицы – субстантивированные причастия.
Субстантивированные причастия, на ряду с субстантивированными прилагательными, вызывают значительный интерес у языковедов как русского языка, так и других языков. В настоящий момент существует большое количество работ, посвященных изучению явления субстантивации причастий и изучению проблематики данного явления.
Мы также определили, что в большинстве случаев лингвисты заинтересованы в совместном изучении субстантивированных причастий и прилагательных.
Было выявлено, что субстантивированные причастия являют собой частеречную конверсию, в процессе которой субстантиват сохраняет двойственность своего происхождения. Такая двойственность проявляется практически во всех аспектах языка.
Изучение словообразовательной специфики субстантивированных причастий позволило выявить её функциональную схожесть с суффиксацией в процессе словообразования существительных.
Также нам удалось раскрыть двойственность происхождения субстантивированных причастий, которая перешла к ним от исходных причастий.
1. Большая российская энциклопедия // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа - https://bigenc.ru/
2. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.: Высшая школа, 1972. – с. 601
3. Замятина, И.В. Грамматика русского причастия: монография. – Пенза ПГПУ им. В.Г. Белинского, - 264 с.
4. Матенов, Р.Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики // Молодой учёный № 19 (78) ноябрь – 2 2014г.
5. Павловский, И.Я. Немецко-русский словарь: в 2 т. / И.Я. Павловский. – М., 2007. – Т. 1: А–M. – 1423 с.
6. Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня; под ред. В. И. Борковского. – М. : Просвещение, 1968. – Т. 3. – 670 с.
7. Янцененецкая М.Н. Вопросы словообразования в индоевропейских языках. Проблемы семантики. Томск, 1991.
8. Grass, G. Der Butt / G. Grass. – 1. Aufl. – Göttingen: Steidl Verl., 1993. – 645 S.
9. Grimm J. Deutsche Grammatik. - Gцttingen. - IV. Teil, 1837. – 265 S.
10. Heyse J. Deutsche Grammatik. - Hannover und Leipzig, 1914. – 166 S.
11. Nikula, H. Valenz und Text / H. Nikula // Deutsch als Fremdsprache. 1986. – H. 5. – S. 263–268.
12. Schetensack A. Grammatik der neuhochdeutschen Sprache. - Erlangen, 1856.
13. Schlink B. Der Vorleser/ - Zürich, 2017.
14. Sommerfeldt, K.E. Die Valenz des Substantivs / K.E. Sommerfeldt, H. Schreiber // Wörterbuch zur Valenz und Distribution der Substantive. – Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1980. – S. 9–38.
15. Sütterlin, L. Die deutsche Sprache der Gegenwart / L. Sütterlin. – 5. Aufl. – Leipzig: H. Voigtlander Verl., 1923. – 451 S.
16. Wilmanns, W. Deutsche Grammatik / W. Wilmanns. – Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter & Co, 1922. – 420 S.