ВВЕДЕНИЕ
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
Обучение монологической речи − чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня − парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат − сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Совершенствование навыков общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации [11, с. 63].
Обучения монологической речи как понятие и как терминологическое сочетание заняла прочное место в методической литературе. В настоящее время имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения монологической речи. Изучением данного вопроса занимались И.А Зимняя
[5, 6], А.В. Назарова [9], Е.И. Пассов [12], Г.В. Рогова[13], и др.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одной из основных задач в обучении иностранному языку является формирование коммуникативных навыков. Обучение монологической речи является основой для развития коммуникативной компетенции учащихся
Целью данной курсовой работы является изучение путей повышения эффективности обучения иноязычному монологическому высказыванию в рамках темы «Kunst».
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Рассмотреть монологическую речь как вид деятельности;
2. Проанализировать цели и задачи обучения монологическому высказыванию;
3. Изучить способы обучения монологическому высказыванию;
4. Проанализировать упражнения по обучению монологическому высказыванию в рамках темы «Kunst» в учебном пособии для 10 класса.
Объект исследования – монологическое высказывание.
Предмет исследования – обучение монологическому высказыванию учащихся 10 класса в рамках темы «Kunst».
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования:
• критический анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения монологической речи в процессе обучения иностранному языку;
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ
1.1 Монологическая речь как вид речевой деятельности
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.
Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что–то слушающим на иностранном языке.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
• информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
• воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
• эмоционально-оценочная (подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков).
Основные функции монологической речи (информативная, воздействующая, эмоционально-оценочная) реализуются в соответствующих видах. Так, информативная функция реализуется в описании или повествовании, воздейственная – в рассуждении, оценочная – во всех трех видах. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.
Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли [7, с. 265].
Рассмотрим лингводидактические особенности монологической речи. По мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи), с одной стороны, и, с другой стороны, существует
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ
2.1 Способы обучения монологической речи
В процессе обучения монологической речи обучающиеся овладевают основными функциональными типами речи для устного высказывания, такими как монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение. В качестве единиц обучения в зависимости от этапа обучения выступают: ситуативные высказывания, расширенные за счет введения оценочных, обстоятельственных уточнений, причинно-следственных структур; описание достопримечательностей; микротемные высказывания сначала с опорой, а потом и без опоры на план; высказывания на основе нескольких текстов; высказывания на основе новой темы в форме рассуждения, сообщения.
Монологическая речь – это относительно развернутый вил речи, предполагающий продолжительное высказывание одного липа.
Монологическая речь имеет свои характеристики.
Психологическая характеристика монологической речи включает: логическую связность, смысловую завершенность, контекстность.
Лингвистическая характеристика включает: полносоставность, развернутость высказывания, разноструктурность предложений, наличие в предложениях связующих элементов.
Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть: предложение, сверхфразовое единство, связный текст.
Обучение монологу предполагает путь снизу и путь сверху.
Путь сверху предполагает наличие текста-образца (аудиозаписи или печатного текста). Этот путь состоит из 3 этапов:
1. Максимальное овладение содержательной стороной текста, его языковым материалом, т. е. всем, что может быть использовано затем в монологах, которые будут строить сами обучающиеся. Например: прочитать текст и ответить на вопросы; поставить предложения в логической последовательности; составить план текста и подобрать ключевые предложения к пунктам плана; описать основные достопримечательности и т. д.
2. Предполагает разнообразные пересказы исходного текста (с опорой и без опоры): близко к тексту, от разных лиц и т. д.
3. Предполагает изменение ситуативных условий.
Таким образом, исходный текст полностью перерабатывается. Тексты-монологи, представляющие собой реакцию на новую ситуацию, мотивированы, личностно-окрашены и их можно расценивать как собственную речь.
Путь снизу предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы (предложения) к законченному монологу. Этот путь так же состоит из 3 этапов:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев научно-теоретическую литературу по выбранной теме и проанализировав учебные программы по предмету «Иностранный язык», можно сделать следующие выводы:
1. Монолог – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.
2. Основной целью обучения монологической речи в средней школе является формирование умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
3. Монолог является такой формой речи, которую выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.
4. Монологическая речь может носить продуктивный и репродуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой стоит задача развития умений неподготовленной продуктивной речи учащихся.
5. Монологическая речь как вид иноязычной речевой деятельности обладает определенными психологическими и лингвистическими особенностями.
6. Обучение монологическому высказыванию происходит на всех ступенях образвания, носит взаимосвязанный характер, осуществляется поэтапно: от простого к сложному.
Проанализировав упражнения по обучению монологическому высказыванию в рамках темы «Kunst» в учебном пособии для 10 класса, можно сделать следующие выводы:
1. Упражнения по обучению монологическому высказыванию соотвествуют учебном программе по предмету «Иностранный язык».
2. Упражнения направлены на совершенствование умений делать подготовленные и неподготовленные, описывать и сравнивать предметы, факты, явления, рассказывать об услышанном/прочитанном/увиденном с использованием эмоционально-оценочных суждений, сочетать описание и повествование с рассуждением и выражением личной оценки.
3. Используются такие виды монологического высказывания, как описание, повествование, рассуждение, оценочное суждение.
4. Среди рассмотренных упражнений преобладает такой тип монологических упражнений, как описание изображения/картинки. Данныйх факт объясняется тем, что тема упражнений «Kunst», присутствует много картин художников, которые требуют описания.
5. В рассмотренных упражнениях отсутвует такий вид упражнений, как пересказ полученной информации. Авторы учебника заменяет его сравнением: составь рассказ и сравни его с текстом).