ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие межпредметных связей, их виды и функции
1.2 Взаимосвязи иностранного языка с другими науками
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Методические рекомендации по использованию межпредметных связей на уроке иностранного языка
2.2 Комплекс упражнений по немецкому языку с использованием межпредметных связей для учащихся 10 класса
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Поэтому обществу нужны образованные, моральные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, предсказывая их возможные последствия; самостоятельно принимать решения; быть в состоянии сотрудничать.
В этой связи необходимо изменить характер учебного процесса и работу учащихся. Узкоспециальные знания перестали быть основой для успеха ребенка в жизни, поэтому стало необходимо интегрировать эти знания, сделать их метапредметными, то есть сформировать общую картину мира у детей, а также умение ориентироваться в разных ситуациях.
Межпредметные понятия встречаются в различных учебных дисциплинах и в реальных жизненных ситуациях. Возникают вопросы о связи между УУД и межпредметными понятиями и о том, как изучение межпредметных понятий влияет на формирование УУД у школьников.
Для жизнедеятельности человека важно не наличие запаса какого-то внутреннего багажа всего изученного и усвоенного на уроках в школе, а проявление и возможность использовать то, что есть. Другими словами, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Важным является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, учителю необходимо «научить учиться».
Сегодня, в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходит межпредметные связи.
Одним из способов формирования метапредметных результатов обучения являются межпредметные связи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие межпредметных связей, их виды и функции
Предметная структура дает глубокую систематизацию изучаемого материала. Но вот ее отрицательные стороны.
В школе изучаются не науки, а основы наук. При этом окружающий нас мир, в предметном содержании дважды дробится на части: сначала науки поделили между собой «сферы влияния» и взяли к изучению свою часть окружающего мира, а затем в школьные предметы ввели лишь малую толику знаний той или иной науки, только ее основы. И получается, что вместо реального мира цельного единого, глобального во всем богатстве и разнообразии связей и отношений ученики изучают лишь часть от его части [4, с. 79].
Линейное дискретное изучение большого по объему материала в течение длительного времени препятствует формированию целостного представления даже об отдельных научных теориях или исторических эпохах. Например, одна и та же историческая эпоха изучается отдельно – в литературе, отдельно – в физике, отдельно – в математике, отдельно – в истории и т.д. Это приводит к тому, что у нас имеются лишь разрозненные знания из определенной области, нет системного взгляда на мир.
Важным условием преодоления недостатков предметной структуры содержания образования и реализации глобально-ориентированного учебного процесса нам представляются межпредметные связи. Такая точка зрения поддерживается и другими исследователями. Например, у Г.С Квасных читаем: «В условиях многопредметности для решения проблемы формирования целостного системного знания об изучаемом объекте следует интегрировать знания, опираясь на возможности внутрипредметной связи и межцикловых связей.
ГЛАВА 2 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Методические рекомендации по использованию межпредметных связей на уроке иностранного языка
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя иностранного языка. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество с учителями, посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т. д. Учитель иностранного языка с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в курсе иностранного языка. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
1) изучение раздела «Межпредметные связи» по каждому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно- популярной и методической литературы;
2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;
3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;
4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления меж-предметных связей в обучении.
Использование межпредметных связей требует большой подготовки учителя, его эрудиции, квалификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературу по выбранной теме, разработав методические рекомендации и комплекс упражнений с использованием межпредметных связей на уроке немецкого языка, мы можем сделать следующие выводы.
Осуществление межпредметных связей способствует формированию универсальных учебных действий как одного из условий требований современного образовательного стандарта.
При подготовке учителей иностранного языка необходимо увеличить спектр знаний не только по данному предмету, но и по смежным дисциплинам.
Для лучшего освоения различных понятий, изучаемых в школьном курсе, следует издать сборник вопросов и задач по межпредметным связям.
Межпредметные связи являются отражением методологии современной лингвистики, они выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями, а также помогают расширить кругозор учащихся.
Межпредметные связи в школьном образовании способствуют комплексному формированию научно-теоретической и практико-ориентированной подготовки учащихся посредством активизации познавательной деятельности всеобъемлющего характера.
Они помогают учащимся использовать знания и навыки, которые были приобретены в ходе изучения всех образовательных направлений, позволяют использовать их при решении конкретных задач как в обучении, так и во внеурочной деятельности. Эффективность качественно налаженных межпредметных связей сказывается на повышении уровня преподавания, развития и обучения учащихся, является базисом в формировании комплексного восприятия, анализа и решения сложных проблем реальной действительности.
1. Беленький, Г.И. О сущности и видах межпредметных связей. Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей: сб. науч. Трудов / Г.И. Беленький. – М.: АПН СССР, 1982. – С. 9–21.
2. Вергелес, Г.И. Межпредметные связи – условие совершенствования учебной деятельности младших школьников. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: межвузовский сборник научных трудов / Г.И. Вергелес. – Л., 1981. – С. 89–98.
3. Гладких, Ю.П. Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению / Ю.П. Гладких, Д.Д. Ризванова // Развитие современного образования: от теории к практике – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – С. 190–192.
4. Еловикова, Д.А. Теория обучения: учебно-методический комплекс. Кн. 1. / Д.А. Еловикова. – Брянск: РИО БГУ, 2008. – 150 с.
5. Еремкин, А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук / А.И. Еремкин. – М., 1991. – 18 с.
6. Зверев, И.Д. Необходимость межпредметных связей в школьном обучении и отражение в них триединства «природа – общество – человек». Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении: тезисы всесоюзной конференции / И.Д. Зверев. – М., 1976. – С. 8–19.
7. Кабакчи, В.В. Английский язык межкультурного общения – новый аспект в преподавании английского языка / В.В. Кабакчи // Иностранные языки в школе. – 2000. – №6. – С. 80–87.
8. Квасных, Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения / Г.С. Квасных // Вектор науки ТГУ. – 2013. – №1. – С. 105–107.
9. Клюева, В.Г. Межпредметные связи и интеграция при изучении английского языка в вузе / В.Г. Клюева, Г.В. Витковая // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы Симферополь: Ариал, 2017. – С. 511–516.
10. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1975. – Т.1. – 405 с.
11. Косюк, В.В. Межпредметные связи как одно из условий формирования универсальных учебных действий / В.В. Косюк, О.А. Рогожникова, Н.В. Косюк // Вестник Приднестровского университета. – 2018. – Т.1. – № 1. – С. 104–108.
12. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
13. Павлова, Л.В. Закономерности и принципы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе / Л.В. Павлова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №9. – С. 110–116.
14. Песталоцци, И.Т. Избранные педагогические произведения: в 3 т. / И.Т. Песталоцци. – М.: АПН РСФСР, 1963. – Т.2. – 212 с.
15. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А. Самарин. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 504 с.
16. Смирнова, М.А. Теоретические основы межпредметных связей / М.А. Смирнова. – М: Просвещение. 2006. – 204 с.
17. Тадиян, С.В. Педагогические условия эффективного использования межпредметных связей в начальных классах: на материале изучения математики, природоведения и трудового обучения: дис. ... канд. пед. Наук / С.В. Тадиян. – Киев, 1985. – 189 с.
18. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – Т.3. – 512 с.
19. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г.Ф. Федорец. – Л., 1983. – 82 с.
20. Ausburg, T. Becoming Interdisciplinary: An Introduction to Interdisciplinary Studies / T. Ausburg. – 2-nd edition. – New York: Kendall / Hunt Publishing, 2006. – 197 p.