ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ НА ВЫСТАВКЕ
1.1 Информационная политика фирмы на выставке как направление ее PR-работы в преддверии и в процессе выставки
1.2 Основные направления и инструменты взаимодействия фирмы со СМИ в рамках выставочной деятельности
1.3 Оценка эффективности информационной политики фирмы на выставке
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИТЕБСКОГО ФИЛИАЛА ООО «ЕВРОТОРГ»
2.1 Общая характеристика Витебского филиала ООО «Евроторг»
2.2 Анализ организационно-экономической деятельности Витебского филиала ООО «Евроторг»
2.3 Анализ информационной политики Витебского филиала ООО «Евроторг» на выставке
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВИТЕБСКОГО ФИЛИАЛА ООО «ЕВРОТОРГ» В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной экономики одним из наиболее важных ресурсов, обеспечивающих предприятию устойчивые конкурентные позиции на рынке, является информация. Ни одно предприятие не может эффективно работать в условиях ее недостаточности и неполноты. В то же время современный уровень развития технологий вызвал значительное увеличение информационных потоков и усложнение процесса принятия решений в результате больших объемов входящих данных. Таким образом, актуальным в этом ключе становится вопрос разработки критериев отбора информации для обеспечения полноценной работы предприятия, в том числе для организации участия данных предприятий в выставках.
Наиболее эффективно обозначенную проблему решает система маркетинговых коммуникаций, которая одновременно обеспечивает данными лиц, принимающих решения, в соответствии с заданными критериями и распространяет информацию о фирме во внешней среде.
Актуальность работы обусловлена тем, что для предприятий и организаций важнейшей задачей является постоянное совершенствование выставочной деятельности для достижения максимальных результатов в области коммуникативной политики, что при любых условиях невозможно без качественной и эффективной информационной политики фирмы в рамках выставочной деятельности.
Объектом исследования в данной работе выступает Витебский филиал ООО «Евроторг», а предметом – его особенности информационной политики в рамках выставочной деятельности.
Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов информационной политики фирмы на выставке, а также разработка основных направлений совершенствования информационной политики Витебского филиала ООО «Евроторг» на выставках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность информационной политики фирмы на выставке как направление ее PR-работы в преддверии и в процессе выставки;
• раскрыть основные направления и инструменты взаимодействия фирмы со СМИ в рамках выставочной деятельности;
• определить ключевые показатели оценки эффективности информационной политики фирмы на выставке;
• дать общую характеристику Витебского филиала ООО «Евроторг»;
• провести анализ организационно-экономической деятельности Витебского филиала ООО «Евроторг»;
• оценить информационную политику Витебского филиала ООО «Евроторг» на выставке;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ НА ВЫСТАВКЕ
1.1 Информационная политика фирмы на выставке как направление ее PR-работы в преддверии и в процессе выставки
Выставка считается одним из самых непростых мероприятий в современной маркетинговой стратегии, прежде всего потому, что она требует от участников серьезной и долговременной подготовки, конкретных знаний, касающихся обеспечения результативности в этом деле. Выставка, как правило, краткосрочна по времени, но каждый субъект экономической деятельности – предприятие, фирма и т.д., – принимающий участие в ней, рассчитывает посредством данного мероприятия усилить интерес к себе со стороны профессионального сообщества [2, с. 34].
Деятельность в области паблик рилейшнз (или сокращенно ПР), проводимая фирмой, нацелена на то, чтобы упрочить свою общественную (социальную) репутацию в окружающем мире. Использование этого направления работы во время проведения выставки, как формы прямого взаимодействия с аудиторией, позволяет фирме снять недоверие к себе со стороны партнеров по бизнесу, упрочить межличностные контакты с целью создания «морального актива» фирмы, увеличения прибыли. Речь в данном случае идет не только об этике межличностных отношений (хотя ее соблюдение – достаточно важное условие для формирования этих контактов), но о выполнении конкретных направлений практической работы, без которых позитивная репутация фирмы не может состояться и получить дальнейшее развитие.
Существуют десятки, если не сотни, определений ПР. Британский профессор С. Блэк, посвятивший несколько десятилетий разработке теоретических основ этой сферы деятельности, определяет ее как искусство и науку «достижения гармонии взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». В свою очередь, известный американский исследователь Э. Бернейс отмечал, что ПР представляет собой «область действий, которая призвана заниматься взаимодействиями между личностью, группой, идеей или другой единицей общественности, от которой она зависит» [19].
С. Блэк и Э. Бернейс справедливо обращают внимание на социальную или общественно выраженную значимость ПР. Связи с общественностью знаменуют собой условие успешного функционирования современного бизнеса, поскольку они информируют сообщество о развитии той или иной коммерческой деятельности, а следовательно, способствуют привлечению к ней дополнительного внимания.
Само сообщество всегда испытывает интерес к тому, что окружает капитал, поскольку последний прямо или косвенно влияет на развитие этого сообщества. Оно всегда будет востребовать информацию о деятельности фирм, организаций, предприятий, реагировать на слова и дела их руководителей, потому что это определяет перспективу его существования.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИТЕБСКОГО ФИЛИАЛА ООО «ЕВРОТОРГ»
2.1 Общая характеристика Витебского филиала ООО «Евроторг»
Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг», зарегистрировано Минским горисполкомом решением от 28.10.1996 г. № 1737 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 101168731, создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и другим действующим законодательством Республики Беларусь.
Участниками ООО являются:
1. иностранное торговое частное унитарное предприятие «Евроопт» (ИП «Евроопт»). Юридический адрес: 220099, г. Минск, ул. Казинца, 52а-21. УНП 100957635;
2. «AMTI LIMITED», 13/14 New Bond Street, London WIS 3SX, England, (Компания «АМТИ ЛИМИТЕД», зарегистрированная на территории Англии, по адресу: 13/14 Нью Бонд Стрит, Лондон, WIS 3SX, Англия), регистрационный номер 5978569 [21].
ООО «Евроторг» имеет филиалы во всех областных центрах, в том числе в Витебской области. В связи с этим предлагается более подробно рассмотреть деятельность Витебского филиала ООО «Евроторг». Юридический адрес вышеназванного филиала: г. Витебск, пр. Московский, д.130-1, пом. 33. Зарегистрирован в инспекции Министерства по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Витебска от 06.11.2010.
«Евроопт» – это крупнейшая белорусская сеть магазинов, принадлежащая ООО «Евроторг». Работает в сегменте низких цен. Также у компании имеется свой банк («Статус Банк») для оптимизации финансовых затрат, марка бытовой техники «Техно Плюс», магазины сети «Брусничка», сервисы интернет-доставки «Гипермолл» и «Е-доставка». У компании есть также свое дочернее предприятие – «Минский завод виноградных вин», где разливается более 100 наименований вина торговых марок «Амбассадор» и «Сомелье».
У компании наработаны связи с производителями Беларуси и с поставщиками более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Целью производственно-хозяйственной деятельности торговой организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, максимально полное и качественное обеспечение жителей прилегающих районов товарами народного потребления, завоевание на этой основе популярности.
Основными целями деятельности предприятия являются:
- хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли;
- удовлетворение потребностей потребителей, организаций, учреждений и граждан в производимых предприятием продукции, работах, услугах.
Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг» осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- производство пищевых продуктов, включая напитки;
- оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВИТЕБСКОГО ФИЛИАЛА ООО «ЕВРОТОРГ» В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате анализа информационной политики выставочной деятельности Витебского филиала ООО «Евроторг» были выявлены следующие недостатки:
- недостаточное использование печатных СМИ в преддверии выставочной деятельности;
- пренебрежение распространением пресс-релизов и проведением пресс-конференций в ходе взаимодействия со СМИ в рамках выставочной деятельности;
- в ряде случаев для аудитории представляется сложным найти стенд данной организации;
- в качестве представителей организации на выставке выступают сотрудники, не обладающие в полной мере опытом и знаниями, необходимыми для привлечения посетителей выставки.
С учетом выявленных слабых сторон осуществления информационной политики в рамках выставочной деятельности Витебского филиала ООО «Евроторг» предлагается реализовать следующие мероприятия по их устранению.
Решение первой проблемы очевидно связано с освещением предстоящих выставок в печатных изданиях СМИ, однако это необязательно должны быть независимые СМИ. В качестве площадки для размещения рекламы об участии в выставке ООО «Евроторг» могут стать его собственные каталоги с рекламными акциями торговой сети. Таким образом, затраты на размещение дополнительной информации на страницах каталогов будет минимальной. Если же предстоящая выставка направлена на установление деловых отношений с потенциальными партнерами данное мероприятие не будет оптимальным ввиду специфики аудитории. В данном случае необходимо выбрать тот канал коммуникации, целевой аудиторией которого являются именно потенциальные деловые партнеры организации. В качестве таких каналов рекомендуется рассмотреть «Экономическую газету», «Витьбичи», «Белорусы и рынок», журнал «Экономика Беларуси» и т.п.
Более того рекомендуется использовать возможность размещения рекламы об участии фирмы в выставке на официальных сайтах СМИ.
Расчет оценочной стоимости размещения подобной рекламы представлен в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были рассмотрены теоретические аспекты информационной политики фирмы на выставке. Исходя из этого было установлено, что информационную политику фирмы в рамках выставочной деятельности можно назвать одной из важнейших составляющих такого инструмента ПР-деятельности, как выставка. В свою очередь на выставке фирме очень важно правильно преподнести собственную деятельность, продукцию, подготовить информационный материал таким образом, чтобы заметно позиционировать себя среди конкурентов для установления с потенциальными партнерами долгосрочных отношений.
В данной работе также было установлено, что информационная политика может проводиться фирмой в преддверии выставки, в ее процессе, а также соответственно после ее проведения.
В то же время в ходе теоретического изучения вопроса информационной политики в рамках выставочной деятельности были рассмотрены этапы ее осуществления. Первым из таких этапов стало освещение, реклама мероприятия в преддверии его проведения. Основным инструментом были выделены СМИ, в результате чего была проведена их классификация на печатные, аудиовизуальные и электронные. Более того были определены основные методы взаимодействия со СМИ, в частности пресс-релизы и пресс-конференции, особенности которых также были раскрыты в настоящей работе.
Как и по результатам любой деятельности, по итогам осуществления информационной политики в рамках выставочной деятельности проводится оценка ее эффективности, показатели которой были изучены в настоящей работе. К количественным были отнесены денежные затраты, понесенные на один установленный контакт; количество посетителей, побывавших на стенде в течение выставки; продажи на рубль затрат; число розданных печатных материалов. В виде качественных представляются отзывы на публикации пресс-релиза, проведения пресс-конференции; повышение узнаваемости бренда и т.п.
Объектом для исследования проведения информационной политики в рамках выставочной деятельности выступил Витебский филиал ООО «Евроторг». В качестве сильных сторон осуществления информационной политики ООО «Евроторг» в рамках выставочной деятельности были выделены следующие:
- освещение события в электронных средствах коммуникации (в Интернете на официальном сайте организации);
- использование теле- и радиорекламы;
- акцентирование внимания на социальной ценности материалов ООО «Евроторг», появляющихся в СМИ;
- приглашение журналистов для освещения самой выставки и последующего выпуска материалов о результатах ее проведения и участия в ней рассматриваемой организации;
1. Акулич, И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич, В.В. Тарелко. – Минск: учеб. пособие, 2014. – 444 с.
2. Александрова, Н. Выставочный менеджмент. Методическое пособие / Н. Александрова, Е. Сорокина, И. Филоненко. – Ростов-н/Д.: Экспертное бюро, 2009. – 211 с.
3. Баканова, Н. Выставляйтесь правильно / Н. Баканова // Индустрия рекламы. – 2010. – № 7. – С. 34-37.
4. Бердниченко, А.Н. Ярмарки в системе маркетинговых коммуникаций современного предприятия: Учебное пособие / А.Н. Бердниченко. – М.: ЮНИТ, 2011. – 345 с.
5. Бердышев, С.Н. Организация выставочной деятельности / С.Н. Бердышев. – М.: Изд-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. – 31-33 с.
6. Бизнес-план ООО «Евроторг» на 2018-2019 гг.
7. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебн. пос. / Б.Л. Борисов. – М.: Фпаир пресс, 2010. – 624 с.
8. Валько, М.А. Особенности международной рекламной деятельности на внешнем рынке / М.А. Валько // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2016. – №6. – 367 с.
9. Гусев, Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом: Учебно-методическое пособие / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Салащенко. – Изд-во: Кнорус, 2017. – 504 с.
10. Денисова, Л.М. Понятие, классификация и значение выставок и ярмарок: Учебное пособие / Л.М. Денисова. – М.: Бизнес, 2012. – 364 с.
11. Затонец, Н.Д. Презентация как инструмент взаимодействия с общественностью / Теория и практика менеджмента и маркетинга: Материалы VI междун. науч.-практ. конференции. Минск, 30-31 мая 2005 г. / Под общей редакцией д.э.н., проф. И.Л. Акулича. – Минск: ООО «Мэджик Бук», 2015. – 100 с.
12. Зорин, Т.Н. Современные технологии выставочного маркетинга: Учебник / Т.Н. Зорин. – С.: КиТ, 2012. – 380 с.
13. Криворучко, Т.М. Торговые ярмарки и выставки: Учебник / Т.М. Криворучко. – М.: Аспект пресс, 2010. – 217 с.
14. Мотина, М.П. Выставочная деятельность как инструмент маркетинга: учебное пос. / М.П. Мотина. – Е.: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2015. – 467 с.
15. Национальный центр маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ncmps.by/.
16. Онищенко, Е.Д. Основы выставочно-ярмарочной деятельности: Учебник / Е.Д. Онищенко. – К.: КиТ, 2013. – 255 с.
17. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2016. – 364 с.
18. Перог, О.С. Подготовка к работе ярмарки: Учебно-практическое пособие / О.С. Перог. – К.: Продажи, 2013. – 452 с.
19. Специфика паблик рилейшнз (ПР) в выставочной деятельности фирмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/222642/Специфика_паблик_рилейшнз_(ПР)_в_выставочной_деятельности_фирмы?auto=download.
20. Тарелко, В.В. Расчет экономической эффективности маркетинговой политики предприятия / В.В. Тарелко // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2016. – № 3. – С. 59-62.
21. Устав ООО «Евроторг» / ООО «Евроторг». – Витебск, 2020. – 21 с.
22. Шарков, Ф.И. Выставочный коммуникационный менеджмент. Управление выставочными коммуникациями управления / Ф.И. Шарков. – М. Альфа-Пресс, 2009. – С. 46-47.