ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ НАКАЗУЕМОСТИ ЗА АКТ ТЕРРОРИЗМА (ст. 289 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
1.1 Анализ санкций, предусмотренных за совершение акта терроризма
1.2 Сравнительно-правовая характеристика наказуемости за акт терроризма по уголовному законодательству зарубежных государств
ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ (СИСТЕМА МЕР И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
2.1 Причины и условия, способствующие совершению актов терроризма
2.2 Система мер предупреждения и профилактики проявлений терроризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «терроризм» применяется к описанию многих насильственных действий, направленных на достижение экономических, социальных, религиозных, политических и иных целей. Тем не менее, цели террористов заключаются не только в том, чтобы влиять на принятие решений путём нарушения общественной безопасности, страха населения, выполнения политических или побочных требований властями.
Терроризм – актуальная проблема не только в отдельных государствах, но и во всем мире. Террористические акты происходили часто во всем мире. За 10 лет статистика по терроризму во всём мире составляет более 6 тысяч крупных терактов.
Терроризм является актуальной проблемой и в Республике Беларусь, так, в нашей стране произошел взрыв в метро в г. Минске 11 апреля 2011 года, при котором погибло 15 человек, 203 было ранено. Стоит обратить внимание, что в соседней Российской Федерации также не редко совершаются террористами преступления, например: из последних событий – это крушение самолёта 31 октября 2015 года, следовавшего из Египта в Санкт-Петербург (взрыв на борту самолёта, при котором погибло 217 пассажиров и 7 членов экипажа) [7]. Случаи террористических актов участились по всему миру.
Данные примеры свидетельствуют о том, что на сегодняшний день особо актуальна тема уголовной ответственности за акт терроризма. Существующее отечественное законодательство должно постоянно совершенствоваться в данной сфере с целью должного наказания виновных и предотвращении процессуальных и судебных ошибок, так как в нашей стране санкции статей за совершения преступлений террористической направленности предусматривают такой вид наказания как смертная казнь.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема терроризма является острейшей проблемой современной действительности, источником постоянной тревоги широкого круга населения во многих странах мира. Современный терроризм носит международный характер, что обусловлено особенностями настоящей эпохи. Терроризм представляет собой реальную серьезную угрозу безопасности и стабильности для многих государств. Терроризм является проблемой мирового характера, общественно-политическим явлением, понимание сущности которого с каждым годом претерпевает значительные изменения.
Целью курсового исследования является дифференциация наказуемости за акт терроризма как в законодательстве Республики Беларусь, так и в законодательстве зарубежных стран, а также исследование предупреждения и профилактики терроризма.
ГЛАВА 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ НАКАЗУЕМОСТИ ЗА АКТ ТЕРРОРИЗМА (ст. 289 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
1.1 Анализ санкций, предусмотренных за совершение акта терроризма
Впервые ответственность за терроризм введена Уголовным Кодексом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (далее – УК Республики Беларусь). Это многообъектное преступление, поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти.
Как отмечалось ранее, ужасающее воздействие терроризма часто относится к широкому, а иногда и неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и административных районов или районов, а также к конкретным должностным лицам и властям, уполномоченным принимать организационные, управленческие, судебные или других решений. Это воздействие может быть адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям культуры; с точки зрения желаемой реакции, это может быть проведено против представителей делового сообщества, лиц, занимающихся производством и торговлей, и, наконец, в отношении членов других преступных организаций [16, с. 61].
Терроризм – особо тяжкое преступление, за которое допускается применение исключительной меры наказания. Как и любое другое преступление, терроризм имеет 4 элемента: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону.
Если говорить об объекте преступления, предусмотренного ст. 289 УК Республики Беларусь, с научной точки зрения белорусских авторов, то непосредственным объектом данного преступления являются основы общественной безопасности.
Общественная безопасность – это сочетание социальных отношений, в рамках которых безопасная жизнедеятельность общества и граждан является нормальной деятельностью учреждений и предприятий. Факультативными объектами терроризма могут быть жизнь, здоровье, отношения собственности, экологическая безопасность [15, с. 246].
Объективная сторона выражается в альтернативных действиях: взрыва, поджога или других действий, которые создают опасность смерти, телесных повреждений, крупномасштабного ущерба или других серьезных последствий с целью дестабилизации общественного порядка или запугивания населения или влияния принятие решений государственными органами или препятствование политической или иной общественной деятельности [15, 248].
ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ (СИСТЕМА МЕР И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
2.1 Причины и условия, способствующие совершению актов терроризма
В настоящее время в юридической литературе раскрыты многие причины международного терроризма:
- заметное снижение уровня жизни в сочетании с беспрецедентным ростом социальной дифференциации, которые провоцируют проявление таких социально-психологических факторов, как злоба, ненависть, ностальгия по прошлому и т. д.;
- экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция;
- кризисное состояние ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих опыт участия в боевых действиях, и лиц, имеющих опыт работы со взрывчатыми устройствами и взрывчатыми веществами;
- повышение безработицы, обусловливающее проблемы миграции, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.д.;
- оружие, военная подготовка и специфические военные настроения, связанные с участием в реальных военных событиях большой частью военнослужащих, а также с принудительным перевооружением сотрудников многих спецслужб;
- подрыв или свержение своего правительства;
- национальное самоутверждение;
- распространение средствами массовой информации идей и взглядов, приводящих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, усиление террора [16, c.61].
Вместе с тем, в международном терроризме наиболее значительным является проявление политического терроризма, в связи с этим его также можно отнести к причинам терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и всей политической преступности, занимают политические причины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования, проведённого в данной курсовой работе, автор приходит к следующим выводам.
В уголовном законодательстве Республики Беларусь создана база, устанавливающая основание и меры борьбы с различного рода проявлениями террористической деятельности, но в ней просматривается несоразмерность многих санкций с характером и степенью опасности содеянного.
Законодательство Республики Беларусь устанавливает различные виды санкций за совершение акта терроризма: лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение, смертная казнь.
В разных странах наблюдается отсутствие единства в понимании системы мер противодействия терроризму в нормах внутригосударственного, межгосударственного и международного права, что порождает проблемы применения уголовного закона в случаях деятельности террористических группировок с иностранным элементом, когда речь идет о принципах двойной криминальности и недопустимости выдачи лиц, совершивших политические или связанные с ними преступления.
В таких условиях целесообразно изучение опыта законодательной регламентации ответственности за террористическую деятельность в отдельно взятых странах. В данной работе было проведено исследование наказуемости за акт терроризма в законодательстве Германии, Великобритании, США.
Так, законодательство Германии, Великобритании и США представляет серьезный отпор террористической угрозе, содержит в себе достаточно строгие санкции (вплоть до смертной казни – в США) за совершение преступлений террористического характера, ставящих под угрозу жизни большого числа людей.
Особенностью антитеррористического законодательства Великобритании и США является его постоянное ужесточение, что объясняется совершенствованием форм и методов ведения террористической деятельности. Например, в Великобритании законом периодически расширяются полномочия полиции по отслеживанию действий лиц, представляющих угрозу для безопасности: в настоящее время предусматривается возможность изъятия паспортов у лиц, пересекающих границу Великобритании, для установления их причастности к терроризму.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2019 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. О борьбе с терроризмом [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 3 янв. 2002 г., № 77-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.06.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Антонов, Г. А. Международный терроризм как деструктивный способ социально-политических изменений в условиях глобализации : дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Г. А. Антонов. – Улан-Удэ, 2005.
4. Горбунов, Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему: монография / Ю. С. Горбунов. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 170 c.
5. Денисов, С. А. Уголовно-правовая характеристика терроризма / С. А. Денисов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2000. – № 1. – С. 60-68.
6. Здравомыслов, Б. В. Уголовное право. Общая часть: учебник / Б. В. Здравомыслов. – М.:Юрайт, 1994. – 198 с.
7. История мирового терроризма [Электронный ресурс] / Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева. – Режим доступа: http://www.mrsu.ru/ru/antiterror/index.php?ID=15244.
8. Лакер У. Терроризм: краткая история / У. Лакер // Внешняя политика. – 2007. – № 5. – С. 23-29.
9. Лепешков, Ю.А. Определение терроризма и универсальные международные стандарты в сфере борьбы с ним / Ю. А. Лепешков // Журнал международного права и международных отношений. – 2010. – № 4. – С. 8–14.
10. Метелев, С. Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: монография / С. Е. Метелев. – Омск: ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», 2008. – 165 с.
11. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
12. Свод законов США [Электронный ресурс] / Государственная Дума. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14156.
13. Серебренникова, А.В. Уголовное право Германии / А.В. Серебренникова. – М.: Юрайт, 2017. – 280 с.
14. Танкенова, Л. К. Уголовно-правовая характеристика терроризма и преступлений террористического характера / Л. К. Танкенова // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 3-6 (12). – С. 159 – 161.
15. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / А. И. Лукашов [и др.] ; под общ. ред. А. И. Лукашова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 960 с.
16. Устинова, Т. Терроризм: некоторые вопросы совершенствования уголовного законодательства и практики его применения / Т. Устинова // Уголов. право. – 2005. – № 5. – С. 60–62.
17. Хоффман, Б. Определение терроризма / Б. Хоффман. – М.: Ультра.Культура, 2003. – С. 5–48.
18. Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
19. Counter-Terrorism Act 2008. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
20. Counter-Terrorism and Security Act 2015. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
21. Prevention of Terrorism (Temporary Provisions). – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
22. Prevention of Terrorism Act 2005. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
23. Taking of Hostages Act 1982. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
24. Terrorism Act 2000. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
25. Terrorism Act 2006. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
26. Terrorism Prevention and Investigation Measures Act 2011. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk
27. United States Code. Edition 1994. – Mode of access: http://uscode.house.gov/