Введение
1. Научно-технический прогресс, его сущность, виды и основные направления
2. Инновационная политика и ее значение в развитии современной экономики
3. Научно-технический прогресс как фактор инновационного развития экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
В условиях глобализации мировой экономики причина различий в экономическом росте и неравенстве между странами объясняется техническими различиями.
В свою очередь, экономический рост определяется как увеличение объема выпуска товаров и услуг, которые будут использоваться для удовлетворения потребностей человека в любой стране или регионе. Качество темпов роста так же важно, как их размер.
Цель науки и техники – дать возможность предприятиям и отдельным лицам более эффективно использовать технологии, поскольку это приводит к снижению затрат и повышению производительности. Использование новых технологий открывает путь для производства новых более дешевых товаров и накопления капитала, что повышает международную конкурентоспособность отдельных стран, а также качество деятельности научных учреждений.
Технологический прогресс включает в себя применение науки в промышленных или коммерческих целях, а также использование научных методов для достижения коммерческих или промышленных целей и внесение «новшеств» в производственные машины, методы производства и продукцию для увеличения объема производства или эффективности. Все это приводит к конкурентным преимуществам и увеличению прибыли. Поэтому научно-технический играет ключевую роль в экономическом росте, так как использование технологических достижений может оказать значительное влияние на конкретную фирму, сектор или страну.
1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).
Научно-технический прогресс представляет собой непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства [2, с. 5].
Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-технический прогресс включает научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм.
Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине [13].
НТР – коренное преобразование производственных сил на основе научных открытий.
Под влиянием НТР произошли изменения в средствах труда. Развитие микроэлектроники, робототехники и биотехники, что привело к созданию гибких промышленных систем, в которых все операции по механической обработке изделия выполняются последовательно и непрерывно. Это расширяет возможности автоматизации, позволяет увеличить производительность труда в результате повышения коэффициента использования оборудования и сокращения затрат времени на вспомогательные операции. Развитие НТР привело к сокращению временного разрыва между разработкой технологии и ее применением на практике, что привело к сокращению цикла жизни промышленных изделий. В промышленно развитых странах на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ идет 2-3% ВВП (в развивающихся менее 1%) [21].
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Согласно ежегодному рейтингу инноваций от Bloomberg (Приложение А) Германия заняла первое место в Инновационном индексе, преодолев шестилетнюю серию побед Южной Кореи, в то время как США опустились на одну ступеньку до №9.
Сингапурский скачок в рейтинге на третье место возвращает его на свой пост двухлетней давности [1].
Ежегодный Индекс инноваций Bloomberg уже восьмой год анализирует десятки критериев, используя семь показателей.
Итоговый показатель рассчитывается как среднее от двух главных индексов – по ресурсам инноваций, в которые входят институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса; и результатам инноваций, к которым относятся развитие технологий, экономики, знаний и результаты креативной деятельности.
В индексе Bloomberg Германия получила три топ-5 рейтинга по производству добавленной стоимости, высокотехнологичной плотности и патентной активности. Южная Корея частично утратила свою корону из-за относительного падения производительности, упав до №29 по сравнению с прошлогодним номером 18 в этой категории [21].
Статус Германии как производственного гиганта был основан на автомобильной промышленности, но проблемы загрязнения окружающей среды, торговые конфликты и замедление экономики сказались на спросе.
Сингапур поднялся на третье место в целом, с шестого в прошлом году, благодаря росту производительности и добавленной стоимости, в то время как он сохраняет лучший в мире рейтинг по эффективности высшего образования.
Вторая по величине экономика мира, Китай, поднялась на одну строчку вверх до №15. Она заняла второе место в рейтинге по патентной активности и пробилась в пятерку лидеров по третичной эффективности (или сферы услуг) [21].
Крупными победителями среди стран в новом рейтинге 2020 года стала Словения, которая поднялась на 10 мест с прошлого года, заняв общее 21 место. Чили поднялась на семь пунктов до №51, не уступая ни в какой категории и добиваясь определенных успехов в сфере услуг.
В качестве альтернативы, крупнейшим проигравшим в индексе этого года стала Новая Зеландия, опустившаяся на пять позиций до № 29 на фоне снижения производственных показателей с добавленной стоимостью.
Четыре новых экономики впервые вошли в Индекс инноваций: Алжир, который особенно сильно дебютировал под номером 49, а также Египет, Казахстан и Макао.
3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и развития активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем. Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощрения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику [22, с. 33].
Такая цель стоит и перед Республикой Беларусь. Задача перехода белорусской экономики на путь инновационного развития была поставлена президентом на пятом Всебелорусском народном собрании 23 июня 2016 года.
Были определены и основные направления этого пути:
- использование новейших технологий;
- опережающее развитие наукоемких отраслей;
- модернизация действующих производств и создание новых, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с высокой степенью наукоемкости и новизны.
Государственная инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и направлена на создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
В 2016 г. утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 года. Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей экономики [16].
Важным фактором объективности международных рейтингов является единообразие методов выставления оценок всем государствам и признанность данных методов в мире. Участие Республики Беларусь в таких рейтингах позволяет оценить ее позиции не только относительно собственных результатов предыдущих периодов, но и относительно результатов других стран.
Заключение
В соответствии с обозначенной темой данной курсовой работы и поставленными целями была раскрыта сущность научно-технического прогресса. Изучение теоретической характеристики научно-технического прогресса позволило установить, что научно-технический прогресс представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники и производства, образующий единый комплекс, состоящий из следующих этапов: фундаментальные разработки; прикладные научные исследования; техническое развитие производства на базе достижений науки и техники. Сущностью научно-технического прогресса является изменение места и роли человека в трудовом процессе. НТП включает в себя ряд стадий, на каждой из которой происходит его проявление и создание новых или усовершенствованных изобретений и технологий.
НТР – это составная и более существенная по значимости часть НТП. Но если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР – это скачкообразный процесс.
В качестве основных видов научно-технического прогресса были выделены: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и проектное решение.
Инновационная деятельность так же, как и инновационная политика играет огромную роль в развитии современной экономики государств. В то время как инновационная деятельность представляет собой процесс превращения идей в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги, внедряемые на рынок, или процессы и методы производства, используемые в практической деятельности, то инновационная политика является стимулирующим звеном инновационной деятельности, поскольку инновационная политика является системой мер, принципов регулирования инновационной деятельностью, осуществляемого государством. В качестве основных направлений инновационной политики были выделены: создание нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность, которая бы имела стимулирующий характер воздействия, определение и утверждение программ инновационного развития государства с указанием основных отраслей и организаций, направленных на создание и внедрение инноваций, подготовка высококвалифицированных кадров в области НИОКР, государственная поддержка в виде инвестиций в развитие наукоемких отраслей и предприятий, снижение налоговой нагрузки на такие предприятия и иные направления, способствующие активному развитию инновационного потенциала страны.
1. Top 100 Global Innovators report. Clarivate Analytics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.clarivate.com/wp-content/uploads/2018/01/Clarivate-Analytics-2017-Top-100-GlobalInnovators.pdf.
2. Александров, А.К. Инновационная экономика – основа социально-экономического развития Республики Беларусь / А.К. Александров // Проблемы управления хозяйствующими субъектами в информационном обществе: материалы VII Международного научно-практического интернет-семинара. – Минск: МИТСО, 2018. – С. 5-9.
3. Белоусова И.В., Роль научно-технического прогресса в развитии национальной экономики, 2019. – С. 1-4.
4. Глобальный инновационный индекс 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/GII_2020_KeyFindings_RU_web.pdf.
5. Горда О.С., Особенности реализации инновационных стратегий и бизнес-моделей ТНК, 2019. – С.55-67.
6. Даниленко, М.И. Инновационная деятельность предприятия и пути её совершенствования / М.И. Даниленко, Ю.В. Илюхина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 1-4.
7. Драчик, Н.В. Сущность инновационной деятельности и ее значение для развития современной экономики / Н.В. Драчик // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 2 (46). – С. 72-75.
8. Козиков, И.А. Некоторые теоретико-методологические вопросы научно-технической политики государства / И.А. Козиков // Философия и общество. – 2018. – № 2. – С. 37-44.
9. Комарова, С.Л. Проблемы развития инновационной политики региона в современных условиях в Республике Беларусь / С.Л. Комарова, Г.В. Поклад // E-Management. – 2020. – № 2. – С. 77-88.
10. Косенко, А. Тенденции и перспективы развития малого инновационного предпринимательства / А. Косенко // Наука и инновации. – 2018. – № 3 (181). – С. 61-64.
11. Кудашов, В.И. Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь / В.И. Кудашов, А.И. Рябоконь // Труды БГТУ. Экономика и управление. – 2019. – № 1 (220). – С. 21-25.
12. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник / под общ. ред. И.В. Медведевой // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 125 с.
13. Научно-технический прогресс (НТП) [Электронный ресурс] / Мировая экономика: новости, статьи, статистика. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/firms/ntp.htm.
14. Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. / под общ. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – 199 с.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
16. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Указ президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravo.by/upload/docs/op/p31700031_1486414800.pdf.
17. Орлов А.И. Последствия принятия решений для научно-технического и экономического развития. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №113. С. 11-19.
18. Павлековская И.В., Староверова О.В., Уринцов А.М. Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества. // Вестник экономической безопасности. 2017. №3. С. 31-38.
19. Погосов И.А. Факторы долгосрочного экономического роста: научно-технический прогресс и капиталоемкость производства. // Проблемы прогнозирования. 2015. №5. С. 17-24.
20. Порошина, О.О. Региональная инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе / О.О. Порошина // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – № 1. – С. 543-545.
21. Рейтинг по инновационному развитию в странах мира в 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.computerra.ru/270293/sostavlen-rejting-2020-goda-po-urovnyu-innovatsionnogo-razvitiya-v-stranah-mira/.
22. Степаненко, Д.М. Инновационная деятельность в Республике Беларусь и ее государственная поддержка / Д.М. Степаненко // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2018. – № 1. – С. 39-50.
23. Тригубович, Л.Г. Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики / Л.Г. Тригубович // Экономика и банки. – 2019. – № 1. – С. 1-5.
24. Тышлек, В. Беларусь на мировой карте инноваций / В. Тышлек // Наука и инновации. – 2020. – № 2 (204). – С. 32-37.
25. Шамшур, А.В. Государственное регулирование кластеризации в сфере инновационного предпринимательства: возможности использования зарубежного опыта в Республике Беларусь / А.В. Шамшур // Вестник Витебского государственного технологического университета. – 2018. – № 2 (35). – С. 143-154.