ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФЕРЫ УСЛУГ
1.1 Сущность сферы услуг и ее роль в развитии современной экономики
1.2 Характеристика и классификация услуг
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ развития сферы услуг в Республике Беларусь
2.2 Направления и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время роль сферы услуг как одного из важнейших секторов экономики становится очень важной. Это связано со сложностью технологии производства, насыщенностью рынка товарами для повседневных и личных нужд, быстрым ростом научно - технического прогресса. Все это было бы невозможно без функционирования широкого спектра рынков информационных, финансовых, транспортных, страховых и других услуг. Кроме того, услуги являются неотъемлемой частью торговли, особенно технически сложными товарами, так как их функционирование требует растущей сети потребительских услуг
Происходящие изменения в мировой экономике и масштабы этих изменений, особенно в наиболее развитых странах, свидетельствуют о переходе экономического развития к отсталой индустриальной фазе. Среди характерных черт постиндустриального общества исследователи выделяют развитие сферы услуг и снижение роли материального производства. Сфера услуг является важным сектором экономики и занимает все более стабильное положение в мировой экономике. Поэтому разработка решений проблем сферы услуг в условиях постиндустриальной трансформации не утратила своего смысла.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие сферы услуг в экономике любой страны имеет важное значение, этот сектор необходим для развития всех отраслей страны, таких как образование, формирование интеллектуальных продуктов, финансовых услуг, способствующих развитию всей страны.
В последние годы Республика Беларусь уделяет все большее внимание совершенствованию сферы услуг. В стране принято и реализуется более 30 программ развития различных отраслей сферы услуг, что является одним из важнейших направлений деятельности, связанных с функционированием и развитием различных отраслей экономики и удовлетворением важнейших потребностей человечества. Услуги рассматриваются как источник роста ВВП, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге-повышения качества жизни населения. Комплексный план развития сферы услуг Республики Беларусь предусматривает создание условий для увеличения экспорта услуг и укрепления позиций Беларуси на мировом рынке.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФЕРЫ УСЛУГ
1.1 Сущность сферы услуг и ее роль в развитии современной экономики
Динамичный рост сферы услуг представляет собой одну из глобальных тенденций в мировой экономике. На современном этапе развития мирового хозяйства большинство стран всё же находятся на этапе индустриализации и, в то же время, относительная доля сферы услуг растёт во всех странах, в том числе в странах с низким уровнем развития, выражается как в увеличении удельного веса сферы услуг в валовом внутреннем продукте, так и увеличении числа занятых в этой отрасли [1].
Концептуальная и содержательная характеристика услуг стала более подробно изучаться специалистами и учёными XX века, однако, как вид человеческой деятельности услуги и раньше вызывали интерес у классиков экономической мысли.
Впервые обратил внимание на услугу Адам Смит. В своих работах он определял, что услуга является результатом непроизводительного труда наёмного работника и не оказывает существенного влияния на экономику, так как, по его мнению, лишь по обмену непосредственно материальными продуктами рождается богатство нации [2, c 211].
В отличие от А. Смита, другой представитель классической школы политической экономии Жан-Батист Сэй стал первым экономистом, который обратил внимание на существование и значительную роль услуг в обществе. Он охарактеризовал услуги как существенную часть экономической активности человека и дал им определение как такого продукта человеческого труда, который является духовным, нематериальным и не может быть отделён от производителя услуги. В отличие от А. Смита, Ж.-Б. Сей утверждал, что нематериальные продукты могут создать богатство, а связанные с ними виды человеческой деятельности действительно могут быть продуктивными.
В экономической литературе нет однозначного определения понятия «услуга». Наиболее удачна трактовка данного понятия, предложенная Воронковой О.В. и Саталкиной Н.И., которые считают, что «услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» [3].
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ развития сферы услуг в Республике Беларусь
В настоящее время роль сферы услуг как одной из важнейших отраслей экономики Республики Беларусь приобретает все большее значение, она составляет основные элементы экономического роста, а именно: новые научные знания, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др.
В настоящее время в Беларуси принято и реализуется более 30 планов развития сферы услуг на 2015-2020 и 2030 годы, в которых определены цели, задачи, основные направления и важнейшие параметры ее развития. Согласно классификации видов экономической деятельности, Сфера услуг Республики Беларусь представлена 11 частями.
Положительная динамика, а также преобладание доли сферы услуг в ВВП над долей сферы производства в значительной степени влияет на занятость населения, создавая новые рабочие места. Развитие сферы услуг в значительной степени определяет состояние материального производства.
Основным показателем экономического развития сферы услуг является их доля в ВВП, которая составила 48,8% в 2019 году и, как ожидается, достигнет 50% к концу 2020 году. Доля услуг в общем объеме производства региона увеличилась во всех регионах Республики Беларусь. Более низкий удельный вес наблюдается в Гомельской (41,4%), Минской (41,8%) и Гродненской (42,2%) областях. В 2019 г. основными потребителями белорусских услуг выступали резиденты стран ЕС – 48,6% в объеме экспорта услуг; государства – члены Таможенного союза и Единого экономического пространства - 28,9%.
Анализ структуры экспорта белорусских услуг показывает, что в Беларуси это в основном транспорт товаров (почти 2/3 экспорта), нефтеперерабатывающие услуги, связь, строительство, туризм, санаторно-курортное хозяйство и др. В то же время капиталоемкие высокотехнологичные услуги в республике не развиваются на должном уровне из-за неадекватной инфраструктуры, нехватки финансовых ресурсов и отсутствия навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Сфера услуг занимает важное место на мировом рынке. Ее доля в мировом хозяйстве с каждым годом возрастает. Сущность услуг начали изучать еще в XX веке такие ученые и экономисты как А. Смит, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс и другие. Различия точек зрения определения сущности услуги так и не дали сформулировать единой трактовки данного понятия. Большинство ученых делали акцент на неосязаемости и неощутимости услуги. Тем не менее характерной чертой услуги является ее воздействие на качественное состояние предмета и человека. Также можно отметить, что особенностью сферы услуг является связь исполнения услуги непосредственно с процессом продажи услуги, что подводит к определению сферы услуги не только как отрасли обслуживания, а отрасли полезной деятельности. На развитие сферы услуг влияет множество факторов, включающие приток рабочей силы, спад доли инвестиций в ВВП, рост доходов населения, урбанизация и др. При этом сфера услуг выполняет важные и экономические функции, в которые входят функция обслуживания сферы материального производства, воспроизводства рабочей силы, удовлетворение потребностей общества и т.д.
Роль сферы услуг в экономики страны очень важна поскольку она является крупнейшим сектором не только национальной, но и мировой экономики, стимулирует развитие научно-технического прогресса и стимулирует экономический рост страны. Уровень развития данной сферы является показателем благополучия страны.
На сегодняшний день существуют различные классификации сферы услуг. В соответствии с Международной классификацией товаров и услуг, товары и услуги разделены на 45 классов. Также существует Статистическая классификация видов экономической деятельности, которая включает 15 разделов по видам услуг. Наиболее распространенной является классификация ISIC, которая применяется большинством международных организаций. В основе данной классификации лежит объединение в группы услуг по характеру выпуска отраслей, а также процесса и технологии производства товаров. Среди множества различных классификаций услуг также выделяется классификация Ф. Ловелока, в основе разделения которой лежит критерий направленности и осязаемости услуги. Еще одним распространенным подходом является классификация услуг по степени стандартизации, по степени регулярности предоставления.
1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – № 41 (258). – 2011, С. 99–105.
2. Маховикова Г.А. Экономическая теория: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 443 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Вовк В.М., Калашникова С.В. Современные тенденции развития маркетинга услуг // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/02/21095.
4. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) // организация объединенных наций. Статистический документ. - №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/seriesm_4rev4r.pdf.
5. Мальцевич Н.В., Основина Л.Г. Тенденции развития цифровизации банковских услуг Беларуси / Н.В. мальцевич, Л.Г. Основина // Сборник научных трудов IV национальной (с международным участием) научно-практической конференции, 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43011116.
6. Шумский Д.С., Сосновский О.А. Анализ тенденций развития цифрового банкинга / Д.С. Шумский, О.А. Сосновский // Вестник Белорусского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43992409.
7. Совмин утвердил концепцию развития логистической системы Беларуси до 2030 года / Новости // Белорусское телеграфное агенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/sovmin-utverdil-kontseptsiju-razvitija-logisticheskoj-sistemy-belarusi-do-2030-goda-283147-2018/.
8. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – № 41 (258). – 2011. – С. 95–98.
9. Дробышева В.А. Развитие сферы, услуг в потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2018. - N 3. - С.91-98.
10. Лашманова Н.В. Формирование стратегии развития организации сферы услуг / Н.В.Лашманова, А.Е.Лоренц, И.Г.Бычков // Инновации. - 2013. - N 11. - С.120-122.
11. Беларусь в цифрах 2018. Статистический справочник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_8771/.
12. Бондарева Т.В. Сфера услуг Республики Беларусь: экономическое состояние и тенденции развития / Т.В. Бондарева // Белорусский торгово-экономический университет потребительский кооператив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37609589.
13. Об утверждении собирательных группировок по видам экономической деятельности: постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.01.2011 г., № 11/10/4 (с изменениями и дополнениями от 22 ноября 2013 г., № 88/250/60428) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawbelarus.com.
14. Беларусь в цифрах 2020. Статистический справочник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/upload/iblock/cf4/cf4915a5e6ade269f20c0bf5a332a7a3.pdf.
15. Статистический ежегодник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c68/c68ec3c1ac53374bedc363044769f2c1.pdf.
16. Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период до 2030 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
17. Рассчитано по: Bureau of Labor Statistics /The Employment Situation, Dec. 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.bls.gov/news.release/archives/empsit_01082016.pdf; OECD Statistics/National Accounts.
18. Портянко Е. Цели и задачи развития сферы услуг в Республике Беларусь / Е. Портянко // Белорусский государственный аграрный технический университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bsatu.by/bitstream/doc/7071/1/celi-i-zadachi-razvitiya-sfery-uslug-v-respublike-belarus.pdf.
19. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учеб. пособие / под ред. Т.Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2016. - 422 с.
20. Развитие в Республике Беларусь рынка банковских платежных карточек [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. — Режим доступа: www.nbrb.by/payment/plasticcards /.
21. Кондратьев В.Б. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Креативная экономика. 2011. № 7. С. 128–135.
22. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами/ Е.В. Данилова. — М.: ИКЦ «Академкнига», Цит. по: Бодрунов С.Д., Колганов А.И. Сфера слуг и материальное производство: проблемы соотношения в современной экономике/ С.Д. Бодрунов, А.И. Колганов// Экономическое возрождение России. — 2016. — №1(47). — С. 17
23. What is e-health? / The National Center for Biotechnology Information [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1761894/.
24. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы. Утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/solutions/2435.
25. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/S3uYj.
26. Кондратьева Т.Н., Тарасевич В.Л. Информатизация здравоохранения в Республике Беларусь / Т.Н. Кондратьева, В.Л. Тарасевич // Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова [и др.], 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41707496.
27. Рейтинг стран по уровню медицины [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/health-care-index.
28. Какими новыми видами туризма привлекает Беларусь иностранных гостей? / Издательский дом «Звезда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zviazda.by/ru/news/20191227/1577431765-kakimi-novymi-vidami-turizma-privlekaet-belarus-inostrannyh-gostey.
29. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средств размещения Республики Беларусь за 2018 год// Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/0e4/0e446fc1962b5f32f76ad762e4c5f717.pdf.
30. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средств размещения Республики Беларусь за 2019 год// Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/46f/46f64b38d0f1d0895d79b8c1ca8489aa.pdf.
31. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь. Национальный Банк Республики Беларусь, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/balpay.
32. Численность занятого населения по видам экономической деятельности 2010-2018 гг. / Главное статистическое управление Брестской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://brest.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/demograficheskaya-i-sotsialnaya-statistika/trud/godovye-dannye/chislennost-zanyatogo-naseleniya-po-vidam-ekonomicheskoy-deyatelnosti/.