Введение
1. Современные технологии управления маркетингом
1.1 Управление маркетингом, современные технологии
1.2 Процесс управления маркетингом на предприятии с позиции современных подходов
2. Анализ современных технологий управления маркетингом на ОАО «БелАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БелАЗ»
2.2 Анализ современных технологий управления маркетингом на ОАО «БелАЗ»
2.3 Совершенствование управления маркетингом с позиции современных технологий в деятельности ОАО «БелАЗ»
Заключение
Список используемых источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время маркетинг понимается как выражение рыночного мышления, характеризующегося креативными, стабильными и зачастую агрессивными подходами. Маркетинг - это философия бизнеса, которая стремится выявить потребности потребителей и целевые рынки, которые организация может наилучшим образом удовлетворить, выпуская соответствующие продукты, чтобы каждый сотрудник в организации думал о таких категориях, как «потребители».
Маркетинг - это разнообразная концепция. Процесс управления маркетингом направлен на изучение и учет спроса и требований рынка с целью рационализации компаний для производства конкурентоспособных видов продукции в заранее определенных количествах и для удовлетворения конкретных технических и экономических характеристик. В жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в деятельности компании, так как он устанавливает оптимальные отношения между организацией и средой, к которой она принадлежит [1, с. 61].
Маркетинговая деятельность организации направлена на разумное стимулирование, исходя из потребностей рынка, определение конкретных текущих и преимущественно долгосрочных (стратегических) целей, достижение этих целей и реальных ресурсов для экономической деятельности. Определите охват и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль. Производитель просит выводить на рынок такие товары, которые находят продажи и приносят прибыль. И для этого нужно изучить социальные и индивидуальные потребности, потребности рынка как необходимое условие и предварительную отгрузку продукции. Понимание того, что производство начинается не с обмена, а с потребления, становится все глубже. Эта концепция закреплена в маркетинге.
Комплексное исследование спроса, потребностей и учета с целью более точного ориентирования производства и определения основной цели маркетинговой деятельности в системе управления производством [2, с. 37].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время более одной компании в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы в компании. И маркетинговые преимущества увеличиваются с каждым мгновением. Это потому, что, как вы знаете, потребности людей безграничны, а их ресурсы ограничены. У каждой статьи есть свои потребности, которые не всегда успешно удовлетворяются. Каждый требует своего подхода. Этим и занимается маркетинг.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
1.1 Управление маркетингом, современные технологии
Для того чтобы обеспечить конкурентное положение компании на рынке, необходимо использовать различные стратегические и тактические маркетинговые приемы. Эффективные маркетинговые кампании и целенаправленная конкуренция требуют от производителей эффективных навыков управления маркетингом [3, с. 174].
Важнейшими функцией управления маркетингом на предприятии являются планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности. Планирование деятельности предприятия можно разделить на две основные стадии:
- разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование);
- определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное планирование) [4, с. 106].
Стратегическое планирование маркетинга является одной из главных составляющих общего стратегического плана предприятия.
Основные принципы маркетинга объединяют в три группы действий:
- нацеленность на конечный практический результат производственно-сбытовой деятельности предприятия;
- ориентация предприятия на долговременные результаты рыночной действительности;
- особое внимание уделяется прогнозным исследованиям, разработке новых товаров (товаров рыночной новизны), обеспечивающих высококонкурентную деятельность и подавление конкурентов;
- применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления производства к требованиям актуальных и потенциальных потребителей при одновременном целенаправленном и активном воздействии на них [5, с. 94].
Маркетинг, в широком понимании, - это социальный и управленческий процесс, осуществляемый через индивидов и группы, через создание продуктов и их обмен, чтобы получить то, что им нужно.
На данном этапе все большее значение приобретает совершенствование методов хозяйствования, основанных на принципах маркетинга.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ОАО «БЕЛАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БелАЗ»
ОАО «БелАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Расположено в Минской области, г. Жодино, ул. 40 лет Октября.
ОАО «БелАЗ» – крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горднодобывающей и строительной отраслях промышленности.
История предприятия берет свой отсчет с 1948 года, было создано на базе завода дорожных и мелиоративных машин «Дормаш». 17 апреля 1958 года предприятие получило имя «Белорусский автомобильный завод» и был выпущен первый самосвал – МАЗ-525 (25 тонн)
С 1961 года по настоящее время предприятие выпускает всемирно известную технику ОАО «БелАЗ», которая работает в десятках стран мира. В 1995 году Белорусский автомобильный завод стал производственным объединением.
В 2012 году был создан холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», в его состав вошли: ОАО «БелАЗ» – управляющая компания, СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «Стародорожский механический завод», ОАО «Кузлитмаш», ОАО «БЕЛАЗ- СЕРВИС», ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования».
Филиалы ОАО «БелАЗ»: «Могилевский автомобильный завод им, С. М. Кирова» (г. Могилев), СПК «Первомайский» (Смолевичский р-н).
ОАО «БелАЗ» характеризуется серийным типом производства, вся продукция выпускается большими или малыми, периодически повторяющимися партиями. Сегодня на предприятии «Белорусский автомобильный завод» трудится около 8500 человек.
Продукция ОАО «БелАЗ»:
‒ карьерные самосвалы (грузоподъемность от 30 до 450 тонн). Предназначены для транспортирования горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения конкурентоспособного положения предприятия на рынке необходимо использовать все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Эффективная рыночная деятельность, ведение целенаправленной конкурентной борьбы требует от производителей владения навыками эффективного управления маркетингом [24, с. 39].
Предприятия работают в условиях сложной, изменчивой, крайне неопределенной маркетинговой среды, поэтому управление маркетинговой деятельностью имеет для них особое значение. Только предложение потребителям ценных продуктов может быть ключом к выживанию в конкурентной борьбе, поскольку компания получает средства за свое существование и деятельность в обмен на товары и услуги, которые она производит [25, с. 17].
Управление маркетингом включает в себя ряд мероприятий по анализу, разработке, внедрению и мониторингу создания, укрепления и поддержания прибыльных обменов с целевыми рынками и достижения целей организации.
ОАО «БелАЗ» – крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Филиалы ОАО «БелАЗ»: «Могилевский автомобильный завод им, С. М. Кирова» (г. Могилев), СПК «Первомайский» (Смолевичский р-н).
За всю историю завода было выпущено более 145 тыс. единиц техники. Продукция завода поставлена более чем в 70 стран мира. Основными потребителями являются горнодобывающие предприятия СНГ и, прежде всего, России, Украины, Казахстана.
Показатель выручки от реализации продукции увеличился за анализируемый период, так в 2018 г. увеличение составило 13970 тыс. руб. по сравнению с показателем 2017 г. В 2019 г. показатель увеличился еще на 2660 тыс. руб. относительно данных 2018 г. Себестоимость так же имела тенденцию к росту на протяжении 2017-2019 гг.
Показатель прибыли от реализации продукции в ОАО «БелАЗ» за период 2017-2019 гг. имел тенденцию к росту, так с 107 тыс. руб. в 2017 г. он составил 3040 тыс. руб. в 2019 г.
Что касается показателя прибыли по текущей деятельности, который увеличивался на протяжении анализируемого периода, так в 2018 г. данный показатель увеличился на 1682 тыс. руб. относительно 2017 г., в 2019 г. на 1371 тыс. руб. по сравнению со значением 2018 г.
1. Акулич, М.В. Интернет–маркетинг: учебник для бакалавров / М.В. Акулич. – М.: Дашков и К, 2016. – 352 c.
2. Андросов, Н. Интернет–маркетинг на 100% / Н. Андросов. – СПб.: Питер, 2015. – 240 c.
3. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2017. – 424 c.
4. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. – Минск: БГТУ, 2015. – 306 с.
5. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 276 c.
6. Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению «Экономика» и спец. «Маркетинг», «Реклама» / А.Г. Голова. – М.: Дашков и К, 2016. – 277 с.
7. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 416 c.
8. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие. 4–е изд. / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
9. Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии: учебно–методическое пособие / И. В. Ильичева. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 158 с.
10. Каден, Р.Д. Партизанские маркетинговые исследования / Р.Д. Каден; Пер. с англ. Ю.В. Рябинина. – М.: Эксмо, 2015. – 384 c.
11. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. А. Казущик. – Минск: Беларусь, 2018. – 246 с.
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга: профессиональное издание: / Филип Котлер, Гари Армстронг; пер. с англ. под ред. А.В.Назаренко. – 12–е изд. – М; СПб; Киев: ИД Вильямс, 2016. – 1067 с.
13. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА–М, 2015. – 139 c.
14. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: учебно–практическое пособие / Е.И. Мазилкина. – М.: Дашков и К, 2015. – 256 c.
15. Маркевич, А.Л. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для морских специальностей рыбопромыслового флота / А.Л. Маркевич. – М.: МОРКНИГА, 2017. – 267 c.
16. Маркетинг: учеб. пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015. – 383 с.
17. Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – М.: Дашков и Кº, 2016. – 543 с.
18. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2018. – 335 с.
19. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
20. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 381 с.
21. Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 383 c.
22. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
23. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации: учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. – 384 c.
24. Савчук, Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учебн. пособие / Г.А. Савчук, Ю.В. Мокерова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 220 с.
25. Секерин, В. Д. Основы маркетинга: учеб. пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2015. – 232 c.