ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ВОД
ГЛАВА 2 ВОПРОС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ПОДЗЕМНЫХ ВОД КАК СОСТАВНОГО ЭЛЕМЕНТА НЕДР
ГЛАВА 3 ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ПОЛУЧЕНИЕ ЭНЕРГИИ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОСАДКАМИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Требования по рациональному использованию и охране водных ресурсов, предотвращению их загрязнения осадками очистных сооружений канализации относятся к важнейшим в системе природоохранных мероприятий.
Осадки являются неизбежным побочным продуктом очистки сточных вод. В отличие от других отходов образования осадков избежать не удается, и в ближайшие годы их количество, по мере повышения эффективности работы действующих очистных сооружений и строительства новых, будет возрастать. В настоящее время в Республике Беларусь эксплуатируется более 150 очистных сооружений канализации. Количество влажных осадков, выделяющихся при очистке сточных вод на очистных сооружениях, обычно не превышает 1% от расхода поступающих вод.
По данным за 2019 г. количество осадков очистных сооружений превышает количество других отходов жизнедеятельности населения и подобных им отходов производства. Доля данных отходов в общем количестве образующихся отходов в зависимости от области (региона) составляет от 3,1% (Гомельская область) до 30,5% (Гродненская область).
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института правовой охраны вод в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель курсового исследования заключается в комплексном и всестороннем исследовании института правовой охраны вод в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ВОД
Вода является возобновляемым, но уязвимым компонентом природной среды, требующим соответствующего обращения и охраны и составляющим основу жизни и деятельности населения и его будущих поколений. По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях.
Имеющиеся в стране ресурсы природных вод вполне достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей в воде. Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала Беларуси состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата [1, с. 83].
Достижение этой цели требует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод, что, в свою очередь, нуждается в научном, в том числе теоретико-правовом, обосновании.
Отдельные аспекты правового режима вод периодически становятся предметом научного исследования. Так, вопросы правовой охраны вод изучались С. Ж. Шалтакбаевым, М. А. Пашковым, А. М. Кавериным, Т. Я. Титовниной, А. Мухамед-Ирекле, С. Т. Культелеевым [1–7].
Отдельные аспекты правовой охраны вод, совершенствования законодательства об ответственности за водные правонарушения нашли отражение в работах профессора Э. Н. Мухина [8]. Вопросы советского водного законодательства, в том числе охраны вод, ответственность за его нарушение отражены в трудах профессора О. С. Колбасова [9].
В 1972 г. вышли два его фундаментальных труда по водному праву – «Теоретические основы права пользования водами в СССР» и «Водное законодательство в СССР».
ГЛАВА 2 ВОПРОС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ПОДЗЕМНЫХ ВОД КАК СОСТАВНОГО ЭЛЕМЕНТА НЕДР
Проблема правовой охраны подземных вод как наиболее уязвимых и динамичных составляющих недр имеет исключительно важное значение в связи с использованием их как основного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. В недрах Республики Беларусь сосредоточены огромные запасы пресных подземных вод. «Сохранение этих ресурсов возможно лишь в условиях прекращения загрязнения подземных вод и в особенности тех, которые могут служить источником питьевого водоснабжения» [1, с. 25].
Подземные воды являются составными элементами многих природных объектов. Принадлежность подземных вод к различным природным компонентам обусловила необходимость рассмотреть понятие подземных вод сквозь призму свойств, востребованных различными отраслями права. Например, в горном праве особенностью подземных вод является способность быть полезными ископаемыми и одновременно энергетическим и минеральным ресурсом, что позволяет выделить специфику правового режима геотермальных подземных вод.
Так, согласно статье 18 Кодекса Республики Беларусь о недрах [21] (далее - КоН) подземные воды относятся к полезным ископаемым исходя из их физических и технологических свойств. В водном праве особенность подземных вод - это принадлежность подземных вод к водным объектам.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Республики Беларусь [15] (далее - Водный кодекс) подземные воды, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности, являются водными ресурсами.
Под подземными водами следует понимать воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности, а также воды, находящиеся в недрах горных пород, доступных для геологического изучения и добычи [4, c. 3].
ГЛАВА 3 ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ПОЛУЧЕНИЕ ЭНЕРГИИ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОСАДКАМИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Практически все осадки городских очистных сооружений размещаются для обезвоживания и подсушки на иловых площадках, которые при отсутствии приемлемых вариантов использования превращаются в объекты, на которых производится длительное хранение данных отходов. В реестре объектов хранения и захоронения отходов, который ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, зарегистрировано 159 объектов хранения осадков очистных сооружений канализации, на которых в настоящее время размещено более 9 млн т данных отходов.
В нашей стране много иловых площадок, на которых осадки хранятся более 30 лет. Инвентаризация и обследование иловых площадок, ранжирование осадков в зависимости от их состава и свойств, возможности использования не проводились. В Беларуси более 35 очистных сооружений канализации, на которых образуется более 170 т осадков в год, на 16 очистных сооружениях – более 2000 т осадков в год, на 6 очистных сооружениях – более 10 000 т осадков в год.
Осадки как отдельный (специфический) объект нормативного правового регулирования в области обращения с отходами в республике не выделяются. Поэтому деятельность по обращению с этими отходами регламентируется Законом «Об обращении с отходами», рядом общих для всех отходов нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов. Порядок организации работ по использованию (обезвреживанию), хранению и захоронению отходов определяется их количеством, агрегатным состоянием, степенью опасности, а для опасных отходов – классом опасности.
Согласно классификатору отходов, образующихся в нашей стране, все осадки очистных сооружений канализации относятся к опасным отходам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на анализе понятий «воды», «водные объекты», «водные ресурсы», «подземный водный объект», содержащиеся в Водном кодексе Республики Беларусь 1998 г., а также понятия «минеральные воды», которое приведено в Кодексе о недрах, можно предложить следующее определение рассматриваемого понятия: «подземные воды – сосредоточение в водоносных горизонтах недр пресных, минеральных, минерализованных промышленных вод». Исследование объектов отношений в области использования и охраны вод в свете изменений природоресурсного законодательства Республики Беларусь позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Представляется целесообразным принятие следующих мер:
• возвращение существовавшего в водном законодательстве термина «воды» в действующий Водный кодекс Республики Беларусь, т. е. признать, что воды – вся вода, находящаяся в водных объектах и недрах;
• закрепление в Водном кодексе Республики Беларусь категории «государственный водный фонд», отражающей исключительный характер права государственной собственности на воды;
• с учетом физических и технологических свойств, присущих подземным водам, а также с учетом их экологического, экономического и социального значения предлагаем в Водный кодекс Республики Беларусь и Кодекс о недрах включить понятие «подземные воды» и дать ему следующее определение: «подземные воды – сосредоточение в водоносных горизонтах недр пресных, минеральных, минерализованных промышленных вод».
Подземные воды – это воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в глубинах недр.
В законодательстве достаточно четко урегулированы отношения в сфере пользования и охраны подземных вод, однако увеличение антропогенной нагрузки в процессе их использования, а также постоянное снижение полезных свойств вод, препятствующее их дальнейшему употреблению, приводит к необходимости дальнейшего усиления мер правовой охраны.
1. Станкевич А. П., Завьялов С. В., Пеньковская А. М. Водная стратегия Республики Беларусь // Природ. ресурсы. 2012. № 1. С. 83–89.
2. Шалтакбаев С. Ж. Теоретические вопросы правовой охраны вод : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.06. Алма-Ата, 1985. – 671 с.
3. Пашков М. А. Вопросы правовой охраны поверхностных вод : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1973. – 998 с.
4. Каверин А. М. Правовая охрана вод от загрязнения и регулирование сброса сточных вод : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06. М., 1974. – С. 28.
5. итовнина Т. Я. Правовая охрана подземных вод в Белорусской ССР : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.06. Минск, 1977. – С.72.
6. Мухамет-Ирекле А. Правовая охрана вод в Республике Башкортостан : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.06. Уфа, 1999.
7. Культелеев С. Т. Проблемы ответственности за водные правонарушения : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.06. Алма-Ата, 1981. – С. 37.
8. Мухина Э. Н. Правовое регулирование использования и охраны подземных вод : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06. М., 2011. – С. 59.
9. Колбасов О. С. Водное законодательство в СССР. М., 1972. – 229 с.
10. Дембо Л. И. Основные проблемы советского водного законодательства. Л., 1948. 11. Балашенко С. А. Воды // Белорус. юрид. энцикл. : в 4 т. Минск, 2007. Т. 1. С. 227–228.
12. Демичев Д. М. Экологическое право. Минск, 2017. – 271 с.
13. Пилецкий К. В. Особенности государственного контроля в области использования и охраны вод // Руководство о порядке организации и проведения проверок соблюдения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Минск, 2018. С. 59–69.
14. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 июля 1998 г. № 191-З : принят Палатой представителей 18 июня 1998 г. : одобр. Советом Респ. 29 июня 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
15. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 30 апр. 2014 г., № 149-З : принят Палатой представителей 2 апр. 1914 г. : одобр. Советом Респ. 11 апр. 1914 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2005.
17. Петров В. В. Экологическое право России. М., 1995. – 784 с.
18. Основы водного законодательства Союза ССР и Союзных Республик : приняты Верх. Советом СССР, 10 дек. 1970 г. (с изм. и доп. от 7 янв. 1980 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 50. Ст. 566 ; 1980. № 3. Ст. 43.
19. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 26 нояб. 1992 г. № 1982-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2014 г., № 225-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
20. Водный кодекс Белорусской Советской Социалистической Республики : Закон БССР, 27 дек. 1972 г. // Собр. законов БССР. 1973. № 1. Ст. 4.
21. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] : 14 июля 2008 г., № 406-З : принят Палатой представителей 10 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 20 июня 2008 г. : с изм. и доп. по сост. 02.05.2013 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
22. О питьевом водоснабжении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З : с изм. и доп. по сост. на 4 янв. 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
23. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Закон Респ. Беларусь, от 7 янв. 2012 г. № 340-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012. № 8. 2/1892.