ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
1.1 Понятие номенклатуры дел
1.2 Особенности номенклатуры дел
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ УО «ГРГУ ИМ. Я. КУПАЛЫ»
2.1 Общая характеристика составления номенклатуры дел
2.2 Анализ составления номенклатуры дел в Гуманитарном колледже УО «ГрГУ им. Я. Купалы»
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
3.1 Проблемы составления номенклатуры дел
3.2 Пути совершенствования составления номенклатуры дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ответственность за организацию и ведение делопроизводства, своевременное и качественное исполнение документов и их сохранность возлагаются на директора учреждения, который обеспечивает учет и прохождение документов в установленные сроки, осуществляет ознакомление сотрудников с нормативными и методическими документами по делопроизводству.
Документооборот – это движение документов на предприятии с момента их создания или получения до отправки или передачи на хранение. Объем документооборота исчисляется количеством входящих, исходящих и внутренних документов за год. В документационном обеспечении управления выделяется четыре группы документов: поступающие (входящие) документы, отправляемые (исходящие) документы, документы строгой отчетности (полученные и выставленные счета, бухгалтерские документы, платежные поручения) и внутренние документы. При подготовке, согласовании, подписании и утверждении документов, образующихся в результате деятельности учреждения, необходимо соблюдать требования, обеспечивающие юридическую силу документов и возможность их обработки с использованием средств компьютерной техники.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с анализом составления номенклатуры дел.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с анализом составления номенклатуры дел.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с анализом составления номенклатуры дел.
Цель образует задачи:
- рассмотреть понятие номенклатуры дел;
- определить особенности номенклатуры дел;
- определить общую характеристику составления номенклатуры дел;
- провести анализ составления номенклатуры дел в Гуманитарном колледже УО «ГрГУ им. Я. Купалы»;
- рассмотреть проблемы составления номенклатуры дел;
- определить пути совершенствования составления номенклатуры дел.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
1.1 Понятие номенклатуры дел
В соответствии со ст. 25 Закона от 6 октября 1994 г. № 3277-XII «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» (в ред. от 25 ноября 2011 г.; далее – Закон об архивах) все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, а также государственные органы обязаны соблюдать установленные требования, которые предъявляются к:
порядку работы с документами;
их созданию;
обработке;
их движению.
Данный процесс в совокупности именуется делопроизводством [8, c. 56].
Основным документом, которым регламентирован единый порядок ведения делопроизводства, является Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (далее – Инструкция по делопроизводству), утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (в ред. от 30 декабря 2015 г.).
Номенклатура дел – это составляемый в определенном порядке список дел, формируемых в организации в течение календарного года, с указанием сроков их хранения.
В делопроизводстве номенклатура дел организации используется для группировки исполненных документов в дела, систематизации, индексации и учета дел, определения сроков их хранения.
Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ УО «ГРГУ ИМ. Я. КУПАЛЫ»
2.1 Общая характеристика составления номенклатуры дел
Гуманитарный колледж УО «ГрГУ им. Я. Купалы» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий в сфере образования.
Под ведением номенклатуры дел мы будем понимать внесение в нее изменений в соответствии с изменениями, происходящими в документальном фонде организации. Ответственность за своевременное и качественное осуществление этого процесса лежит на службе делопроизводства.
Вопросы ведения номенклатуры дел можно разделить на:
1) процессуальные, связанные с организацией получения сведений об изменениях в численности и составе дел;
2) связанные с порядком внесения изменений.
Состав документов, образующихся в процессе деятельности учреждения, определяется его компетенцией и функциями, кругом управленческих действий, порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный), характером взаимодействия между учреждениями и другими организациями. В состав документов учреждения входят [6]:
- организационные документы (Устав; договор с учредителем; положения о структурных подразделениях; должностные инструкции сотрудников; структура и штатная численность; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка) [7];
- распорядительные документы (приказы, инструкции);
- информационно-справочные документы (протоколы, планы, отчеты, справки, акты, докладные и объяснительные записки, письма, договоры, трудовые договоры, контракты и другое).
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
3.1 Проблемы составления номенклатуры дел
На протяжении жизненного цикла документ может менять свою форму. Изменение формы может потребоваться в процессе работы с документом или быть запланировано еще до создания документа. Для обработки и хранения листы, заполненные традиционным способом, переводились в электронный вид. Получившиеся «графические образы переписных листов» вместе с листами, заполненными в электронной форме, имеют постоянный срок хранения, а бумажные оригиналы уничтожаются. При этом для аутентичных электронных документов предусмотрено следующее условие: «Открытые ключи электронной подписи и их сертификаты хранятся в течение всего периода хранения электронных документов в архиве юридически значимых документов (до передачи в Государственный архив)» [5].
В качестве еще одного – едва ли не самого весомого – критерия для выбора формы существования конкретного вида (разновидности) документа и определения срока его хранения, сегодня можно рассматривать возможность обеспечения аутентичности, сохранности и пригодности для использования, то есть, к критериям ценности при работе с электронными документами добавляются и критерии оценки рисков. Высокие риски при использовании и хранении приводят к тому, что подавляющая масса электронных документов в настоящее время это документы, имеющая временные сроки хранения (до 10 лет включительно), а документы постоянных и временных (свыше 10 лет) сроков хранения организации создают по-прежнему на бумажном носителе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Номенклатура дел – это утвержденный систематизированный перечень дел, заводимых в учреждении, с указанием сроков их хранения в установленном порядке. Номенклатура дел используется как схема распределения и группировки исполненных документов и дел, сроков хранения, а также как схема построения справочной картотеки неиспользованных документов. Кроме того, она является учетным документом в делопроизводстве и архиве учреждения для дел временного (до 10 лет включительно) хранения.
Номенклатура дел необходима для быстрого поиска документов по их содержанию и видам. От того, насколько качественно она составлена, зависят оперативность работы с документами и их сохранность. Наличие номенклатуры дел в каждом учреждении, организации, предприятия обязательно.
Для составления номенклатуры дел используются учредительные документы организации, положения о ее структурных подразделениях, планы, отчеты, должностные инструкции работников, штатное расписание и другие документы, характеризующие задачи и функции организации в целом и ее структурных подразделений, а также типовые и ведомственные (отраслевые) перечни документов.
В настоящее время в Республике Беларусь действуют два перечня типовых документов:
1) Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 06.08.2001 № 38.
1. Булюхина, Е.В. «Из истории делопроизводства местных государственных учреждений». Журнал «Делопроизводство» №2, 2002.
2. Давыдова, Э.Н. Деловая документация и делопроизводство / Э.Н.Давыдова, Г.Л. Горбачев. – Минск, 1996.
3. Давыдова, Э.Н. Делопроизводство: учеб.-практ. рук. / Э.Н.Давыдова, А.Е. Рыбаков. – 8-е изд., стер. - Минск: ТетраСистемс, 2004. – 285 с.
4. Давыдова, Э.Н., Пособие по делопроизводству / Э.Н. Давыдова, А.Н. Михальченко. – Минск, 1993.
5. Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от ноября 2004 г. № 340-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 17.01.2011. № 2/1795
7. Краткий словарь современной терминологии делопроизводства и документоведения. Минск : БелНИИД АД, 2001
8. Кузнецов, С.Л. Совершенствование государственного аппарата в начале 1920-х гг. / С.Л. Кузнецов. – Журнал «Делопроизводство» № 2, 2002.