ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА
1.1 Правовое регулирование документооборота
1.2 Общие правила организация документооборота в организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА ФИЛИАЛА «ГРОДНЕНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» РУП «ГРОДНОЭНЕРГО»
2.1 Структура, функции и задачи органа делопроизводства филиала
2.2 Анализ документооборота в филиале
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОКУМЕНТООБОРОТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основу информационной среды любого предприятия, организации или учреждения составляют документы. Содержащаяся в них информация будет обладать юридической силой и может быть использована в профессиональной деятельности только при соблюдении ряда обязательных делопроизводственных операций. Документы – это основные информационные ресурсы предприятия (учреждения), работа с которыми требует правильной организации. Документы обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и сопровождают ведение всех бизнес-процессов.
Организация работы с документами предполагает организацию документооборота учреждения, хранение документов и их использование влекущей деятельности учреждения.
Эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления организацией. Документооборот исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого учета, его нельзя рассматривать в отрыве от специфических процессов конкретного предприятия. Этим объясняется актуальность темы работы.
Объектом данного исследования является филиал «Гродненские электрические сети» РУП «Гродноэнерго».
Предметом исследования является анализ организации документооборота в организации.
Цель работы – анализ документооборота в организации, разработка на его основе мероприятий, направленных на повышение эффективности документооборота.
Задачи на курсовую работу:
изучить организационные формы делопроизводства в организации;
рассмотреть процесс документооборота в организации;
описать организацию документооборота;
выявить недостатки в организации документооборота и определить пути повышения эффективности документооборота в организации.
В работе использовались учебные материалы по документообороту, а также данные объекта исследования и собственные разработки автора.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА
1.1 Правовое регулирование документооборота
Документооборот организации – это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки. Характеристикой документооборота является его объем. Под объемом документооборота понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею в течение определенного периода времени, как правило года. Объем документооборота – важный показатель, используемый в качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам учреждения, структуры службы делопроизводства, ее штатного состава и других вопросов.
Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4 устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах, иных организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Положения Инструкции распространяются на организационно-распорядительную документацию независимо от вида носителя и устанавливают правила подготовки, оформления, учета, тиражирования, контроля исполнения, оперативного хранения, использования и подготовки к передаче в архив, осуществляемые с помощью ручных, механизированных и автоматизированных (компьютерных) технологий.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА ФИЛИАЛА «ГРОДНЕНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» РУП «ГРОДНОЭНЕРГО»
2.1 Структура, функции и задачи органа делопроизводства филиала
Гродненские электрические сети осуществляют электроснабжение потребителей трех административных районов Гродненской области: Гродненского, Щучинского, Берестовицкого и города Гродно.
В состав филиала входят пять районов электрических сетей: Высоковольтный РЭС, Гродненский городской РЭС, Гродненский сельский РЭС, Щучинский РЭС и Берестовицкий РЭС [4].
Численность персонала филиала (на 01.01.2020) – 1 134 человек.
Площадь обслуживаемой территории – 5,4 тыс.кв.км.
Протяженность ВЛ 35-330 кВ – 1 291,5 км.
Протяженность КЛ 35-330 кВ – 0,4 км.
Протяженность линий 6-10 кВ – 4 475 км.
Протяженность линий 0,4 кВ – 4 275 км.
На обслуживании этих подразделений находятся:
линии 0,4-330 кВ общей протяженностью 10 023,9 км;
45 ПС 35-330 кВ общей установленной мощностью 1 953 МВА;
2 724ТП 6-10/0,38 кВ общей установленной мощностью 793.6 МВА;
52 РП 6-10 кВ;
Гродненская ГЭС установленной мощностью 17 000 кВт, выработка электроэнергии за 2019 год составила 71 134 тыс. кВтч.
ГЭС «Немново» установленной мощностью 100 кВт, выработка электроэнергии за 2019 год составила 305 тыс.кВтч.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОКУМЕНТООБОРОТА
Основными направлениями совершенствования документооборота являются сокращение его объема и применение новой технологии обработки документов.
Основными методами сокращения объема документооборота являются:
унификация управленческих документов;
повышение качества документируемых решений должностных лиц. Текст документа, отражающий управленческое действие, поручение или решение, должен содержать только необходимую информацию, суть рассматриваемого вопроса, реальные и обоснованные сроки исполнения;
повышение качества оформления документов. Культура и выполнение установленных требований по данному вопросу должны быть присущи всем должностным лицам;
применение практики бездокументного решения вопросов, что предполагает исключение подготовки документа на бумажном носителе и использование телефонной связи, личной договоренности на двух уровнях:
при запросе информации (запрос и ответ передаются устно);
при ответе на инициативный документ (в данном случае на инициативном документе оформляется отметка о его исполнении и направлении в дело, в которой указывается, каким образом решен вопрос, поставленный в инициативном документе;
уменьшение количества дублетных документов при их размножении, копировании и рассылке. Для достижения данной цели необходимо составлять оптимальный перечень организаций, должностные лица которых действительно нуждаются в получении заключенной в документе информации или содержащиеся в нем поручения (решения) их касаются. Случаи рассылки копий документа без учета реальной потребности в них должны быть исключены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе увеличения документооборота в стране, увеличения стоимости бумаги, многие предприятия подстраиваются под существующие условия. При этом преследуются такие основные цели, как повышение эффективности использования внутренних ресурсов и адаптация к изменяющимся внешним условиям. Одним из путей, способствующих достижению этих целей, является оптимизация процессов на предприятии.
В процессе выполнения курсовой работы проведен анализ документооборота в филиале «Гродненские электрические сети» РУП «Гродноэнерго», а также проблемные вопросы в документообороте. Проанализировав показатели документооборота организации необходимо отметить, что в ее деятельности наметилась положительная динамика в организации работы с документами.
Проанализировав работу канцелярии с точки зрения управления на предприятии, был выявлен ряд существующих проблем:
большие загрузка работников канцелярии;
значительное количество ошибок персонала в процессе регистрации, учета, хранения документов;
большие затраты времени на исполнение документов.
Применяемый в настоящее время в организации порядок документооборота недостаточно удовлетворяет современным требованиям.
В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении на предприятии принципиально новой упрощенной методики документооборота.
С целью улучшения и усовершенствования процесса предложено автоматизировать процесс документооборота с помощью разработанного программного продукта – системы работы с электронными документами. Автоматизация позволит значительно снизить затраты времени и средств, а также сократить количество ошибок персонала, облегчить труд.
1. Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №136, 2/1875 (опубликован - 7 декабря 2011 г.)
2. Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь. Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4. – Минск. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №42, 8/20434 (опубликован - 17 февраля 2009 г.).
3. А.Е. Рыбаков. Делопроизводство в организации: актуальные вопросы. Режим доступа: https://ilex.by/news/deloproizvodstvo-v-organizatsii-aktualnye-voprosy
4. Официальный сайт РУП «Гродноэнерго» // Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.energo.grodno.by
5. Инструкция по делопроизводству канцелярии филиала «Гродненские электрические сети» РУП «Гродноэнерго». Утверждена директором филиала. 11.11.2015.
6. А.Е. Рыбаков. Причины неоправданного увеличение объема документооборота и их устранение. Журнал «Секретарское дело», № 12/2017 - Январь 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statut.by/sakratar/delu-vremya/1702-19-01-2018
7. А.Е. Рыбаков. Как сократить документооборот в организации? Журнал «Отдел кадров», № 4 (195) - Апрель 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otdelkadrov.by/number/2017/4/Kak_sokratit_dokumentooborot_v_organizatsii
8. В. Носевич. Электронный документооборот: теория и практика, 18.10.2018, онлайн-сервис готовых правовых решений по бухучету, налогообложению и праву от компании ООО «ЮрСпектр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilex.by/news/elektronnyj-dokumentooborot-teoriya-i-praktika/