ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1. Цели, содержание и средства обучения иностранному языку на современном этапе
1.2. Методическая система Гарольда Пальмера
1.3. Метод чтения Майкла Уэста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ОБУЧЕНИЮ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ Г. ПАЬМЕРА И М. УЭСТА
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире роль языкового образования, а также требования к языковым знаниям выпускников школ существенно возрастают. Однако, проблема поиска и выбора наиболее эффективных и рациональных методов обучения иностранным языкам, отвечающих современным условиям обучения и требованиям современных образовательных стандартов, в современных методиках, как и много лет назад, остается актуальной и нерешенной. Анализ зарубежного опыта и применение различных методов обучения иностранным языкам имеет большое значение на современном этапе образования.
История методики преподавания иностранных языков знает многочисленные и многообразные попытки найти наиболее рациональный метод обучения. Появление в мировой теории и практике обучения иностранному языку многочисленных методов и их вариаций приводит к необходимости выявления и разграничения их по ряду определенных признаков. В целом они могут отличаться или совпадать: по целям и принципам обучения; по соотношению родного и иностранного языка; по роли грамматики в обучении; по организации языкового и речевого материала; по роли учителя и учащихся в учебном процессе; по использованию различных психических состояний обучающихся и степени интенсивности обучения; по использованию технических средств обучения и другим признакам.
Изучению разных методик и их вариаций посвящено не мало трудов известных методистов и педагогов (Н.Д. Гальскова, А.В. Зубов, Я.М. Колкер, Н.И. Гез, М.К. Колкова, Е.А. Павлова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова. П.В. Сысоев и многие другие).
Изучение иностранного языка можно сравнить со строительство крепости, которое необходимо начинать с архитектурного плана. В нашем случае, таким планов является знание современных методик изучения иностранных языков [6, c. 35].
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1. Цели, содержание и средства обучения иностранному языку на современном этапе
Для раскрытия целей, содержания и средств обучения иностранному языку необходимо рассмотреть такое понятие, как методика обучения иностранному языку. М6етодику определяют как науку, которая исследует цели, содержания, а также методы и средства обучения.
Термин «методика» в переводе с греческого означает отрасль педагогической науки, которая исследует закономерности обучения определенного предмета, в нашем случае обучения иностранному языку.
Н.Д. Гальскова выделяет следующие задачи методики, как науки:
1. Методика определяет цели и задачи иноязычного обучения.
2. Посредством методики производится отбор средств и содержания иноязычного обучения.
3. Методика изучает деятельность учителя.
4. Методика исследует учебную деятельность учащихся.
Методика призвана разрабатывать методы, приемы, формы и средства обучения иностранному языку [2, c. 127].
Н.И. Гез рассматривает методику обучения иностранному языку как науку, которая исследует цели, содержания, методы, средства обучения, способы учения и воспитания на материале иностранного языка [3, c. 75].
Говоря о методах и приемах, используемых учителем в обучении и учащихся в овладении иностранным языком, Е.Н. Соловова рассматривает обучение как систему, в которой взаимодействуют два компонента: обучающий и обучаемый [12, c. 296].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ОБУЧЕНИЮ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ Г. ПАЬМЕРА И М. УЭСТА
Раскрыв и изучив основные положения методических идей Гарольда Пальмера и Майкла Уэста, мы составили методическую разработку урока английского языка по обучению ознакомительному чтению в 10 классе средней школы.
Тема: My home is my castle
Цели:
1) развитие умений ознакомительного чтения;
2) активизация лексического материала.
Задачи:
1) активизировать лексический материал по теме: My home is my castle;
2) практиковать учащихся в говорении на основе ролевой игры “Listen to the neighbours”;
3) тренировать учащихся в ознакомительном чтении на основе текста Blarney Castle.
Оборудование: раздаточный материал (карточки для ролевой игры), аудиозапись, магнитофон, доска, мел.
Ход урока
1) Приветствие, организационный момент
Teacher: Stand up, please. Good morning, pupils
Class: Good morning, teacher
T.: Sit down. Tell me please who is on duty today?
P2: I’m on duty today
T.: Who is absent today?
P2: Everyone’s present.
T.: Thank you. Today we’ll continue working on the topic “My home is my castle”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы провели исследования методических идей Гарольда Палмера и Майкла Уэста. В ходе нашего исследования мы раскрыли цели, задачи, содержание и средства обучения иностранному языку на современном этапе. Мы определили, что цели, задачи и средства обучения иностранному языку направлены на организацию такого учебного процесса, который будет способствовать развитию интереса учащихся к овладению иностранным языком, развивать личность каждого ученика и, непосредственно, обучать иностранному языку с целью воспитания личности, готовой к межкультурному общению.
Следующим этапом нашего исследование было рассмотрение методической системы Гарольда Пальмера. Мы заключили, что Гарольд Палмер значительно упростил процесс изучения языка, а его идеи остаются актуальными и по сей день.
Далее мы изучили метод чтения Майкла Уэста и пришли к выводу о том, что ученый создал полную систему пособий, которая может служить моделью, образцом обучения иностранному языку на современном этапе. Но наибольшее теоретическое значение метода М. Уэста состоит в том, что он впервые рассмотрел текст как материал для чтения и понимания содержания. Его идеи также остаются актуальными в настоящее время.
В практической части нашего исследования мы подготовили методическую разработку урока по обучающему чтению для 10 класса учреждения общего среднего образования. В основу нашей разработки были заложены основные положения методических идей Гарольда Палмера и Майкла Уэста.
1. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Начальная школа: метод. пособие / Н.Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
3. Гез, Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Academia, 2008. – 256 c.
4. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008. – 432 c.
5. Колкер, Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Я.М. Колкер. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
6. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студ. филол. высш. пед. учеб. заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 264 с.
7. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для уч-лей, аспирантов и студ. / отв. ред. М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2006. – 224 с.
8. Мильруд, Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007. – 256 c.
9. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
10. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. – М.: Просвещение, 1993. – 159 с.
11. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
12. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ, 2010. – 969 c.
13. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. – 180 c.
14. Тернова, Л.Н. Методика преподавания иностранного языка. Конспект лекций / Л.Н. Тернова. – М.: «Издательство ЮРАЙТ», 2009. – 544 c.
15. Щукин, А.Н. Методика преподавания иностранных языков. Учебник для студентов учреждений высшего образования / А.Н. Щукин. – М.: Академия (Academia), 2015. – 958 c.
16. Palmer H. Colloquial English, 100 Substitution Tables. — London, 1916.
17. Palmer Н. The Scientific Study and Teaching of Languages. — London, 1917.
18. West M. How to Use the New Method Readers. A Teacher's Handbook. — London, 1934.
19. West M. Teaching English in Difficult Circumstances. — London, 1960.