Использование метода интервью на уроке английского языка как средства развития навыка говорения
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование метода интервью на уроке английского языка как средства развития навыка говорения»
по дисциплине: «Английский язык»
2021
45.00 BYN
Использование метода интервью на уроке английского языка как средства развития навыка говорения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Английский язык
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ
1.1 Интервью и его виды
1.2 Говорение как вид речевой деятельности
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Методика и техника интервьюирования
2.2 Методическая разработка по технике интервьюирования в обучении говорению по английскому языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена использованию метода интервью на уроке английского языка как средству развития навыка говорения. Говорению как виду речевой деятельности свойственно развитие устной речи, обогащение словарного запаса, знакомство с культурой и тенденциями страны изучаемого языка. Актуальность настоящей работы обусловлена тем фактом, что генеральная цель обучения иностранному языку – формирование учащихся как субъектов межкультурной коммуникации посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развития у них качеств поликультурной личности, востребованных современным информационным обществом в условиях глобализации [22, c. 53], таким образом развитие навыка говорения в условиях школы имеет приоритетный характер, а метод интервью, в свою очередь, позволяет реализовывать диалогическое общение.
Цель данной курсовой работы – проанализировать эффективность использования метода интервью на уроке английского языка как средства развития навыка говорения.
Цель определила следующие задачи:
– охарактеризовать интервью, как метод обучения и определить его виды;
– раскрыть сущность говорения, как вида речевой деятельности;
– изучить методику и технику интервьюирования;
– разработать план урока с использованием техники интервьюирования в обучении говорению по английскому языку.
Объект исследования – использование метода интервью на уроке английского языка как средства развития навыка говорения.
Предмет исследования – интервью, как метод обучения.
Методы исследования: анализ методической, психологической, педагогической литературы по выбранной теме, сравнение, обобщение, анализ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ
1.1 Интервью и его виды
Повышению эффективности обучения умениям и навыкам коммуникации в значительной мере способствуют применяемые учителем методы обучения. Под методом обучения понимают обучающую роль учителя и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей.
В рамках настоящей курсовой работы наше внимание сконцентрировано на интервью как методе обучения говорению учащихся общеобразовательной школы. И. Л. Колесникова и О. А. Долгина определяют интервью как «коммуникативное упражнение, направленное на развитие экспрессивной устной речи, разновидность беседы, часто в форме ролевой игры, в которой один из участников играет роль человека, берущего интервью с целью получить информацию у одного или нескольких обучающихся в роли интервьюируемых» [11, с. 274].
Поскольку интервью – это форма диалогового речевого взаимодействия, естественно заключить, что ему свойственны характеристики диалогической речи: ситуативность (привязанность к определенной ситуации), реактивность (преимущественное использование готовых фраз, реплик-реакций и ситуационных клише) [16, с. 26], политематичность, частое переключение с одной темы на другую, недосказанность, постоянная обращенность к партнеру, преобладающее выражение согласия для поддержки разговора, значительная роль интонации, эллиптичность, использование речевых клише, общий разговорный стиль, использование невербальных средств общения (мимики, жестов) [11, с. 199].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Методика и техника интервьюирования
Как и любое мероприятие, подготовка к проведению интервью состоит из трех основных этапов:
• подготовительного (в ходе которого определяется тема, продумывается ситуация, распределяются роли, подбираются и изучаются дополнительные материалы по теме, выполняются – при необходимости – лексические, грамматические, коммуникативные упражнения, разрабатываются критерии оценивания);
• основного (в ходе которого разыгрывается интервью в соответствии с заданными критериями и сюжетом);
• заключительного (в ходе которого осуществляется оценивание и анализ результатов, делаются выводы, принимаются меры по корректировке неудачных моментов).
На подготовительном этапе к проведению интервью необходимо тщательно изучить сам текст-основу и проработать лексику в различных тренировочных упражнениях. Значительную помощь здесь может оказать выполнение заданий, основанных на некоей модели коммуникативной ситуации, имитирующей реальную ситуацию общения. Применение подобной модели на данном этапе работы поможет учащимся осознать свои речевые возможности и научиться комбинировать ранее изученный языковой материал без подготовки.
Важным условием успешного интервью становится знание учащимися содержания текста (или нескольких текстов, объединенных общей темой) и владение ими лексическим материалом, который они должны уметь свободно употреблять при построении собственных высказываний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что в ходе проведённого нами исследования, целью которого было проанализировать эффективность использования метода интервью на уроке английского языка как средства развития навыка говорения, были рассмотрены следующие вопросы:
– определены виды интервью как метода обучения и обусловленность выбора того или иного его вида в зависимости от конкретных целей, которые ставит учитель, ориентируясь прежде всего на реальные возможности учащихся, на уровень владения ими языком и на особенности изучаемой темы;
– раскрыта сущность говорения, как вида речевой деятельности. Рассматривая вопрос об обучении устной речи, следует учитывать, что устная речь представляет собой двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить на иностранном языке (экспрессивная сторона речи) и умения понимать речь других людей (рецептивная устная речь). Говорение как вид речевой деятельности не развивается отдельно, поэтому для его развития и формирования необходимо внедрять упражнения и задания, использовать интерактивные методики, такие как метод интервьюирования;
– изучена методика и техника интервьюирования, раскрыты основные этапы работы и характер деятельности учителя и учащихся на каждом из них;
– разработан план урока с использованием техники интервьюирования в обучении говорению по английскому языку, который может быть использован в обучении учащихся в 8 классе общеобразовательной школы. Сегодня речь идёт о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее в силу того, что в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своём либо диалогично, либо полилогично. Поэтому в нашем исследовании предпочтение было отдано интервью-диалогам, сосредоточенным на конкретной теме (речевой ситуации), что позволило использовать коммуникативный метод интервью на этапах тренировки и закрепления знаний по пройденному материалу в рамках темы «Кино».
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М : ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Баканова, И. Г. Интервью как коммуникативный метод обучения иностранному языку в средней школе [Электронный ресурс] / И. Г. Баканова, Е. А. Патрикеева, Н. А. Пыркина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intervyu-kak-kommunikativnyy-metod-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sredney-shkole/viewer.
3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе: проблемы и перспективы : учебное пособие / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
4. Бирюкова, О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
5. Бирюкова, О. А. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, Д. В. Семенова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
6. Бурова, И. В. Влияние педагогической оценки на повышение качества образования / И. В. Бурова , К. Д. Мануйленков // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары. – С 10 – 14.
7. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий. О некоторых аспектах речевого поведения / Т. Г. Винокур. – М.: Либроком, 2011. – 172 с.
8. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. – 176 с.
9. Иванова, С. В. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам / С. В. Иванова, А. В. Малова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары. – С 38 – 41.
10. Климова, М. А. Организация речевого взаимодействия обучающихся на уроке французского языка с использованием мини-проектов / М. А. Климова, Н. А. Рунгш // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары. – С 229 – 232.
11. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков : справ. пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – М. : Дрофа, 2008. – 431 c.
12. Копытько, С. В. Метод интервью в практике преподавания русского языка как иностранного в неязыковом вузе / С. В. Копытько // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 10. – С. 109– 114.
13. Костромина, Е. А. Риторика: учеб. пособие / Е. А. Костромина – М., Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 194 с.
14. Лапицкая, Л. М. Английский язык : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2021. – 267 с.
15. Леонтьев, А. А. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов / А. А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1984. – 72 с.
16. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М.: Стелла, 1996. – 144 с.
17. Мошкова, О. Б. Эффективное использование интерактивных форм и методов на уроках английского языка / О. Б. Мошкова, Е. С. Семенова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары. – С 255 – 259.
18. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989. – 276 с.
19. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
20. Седлярова, О. М. Вежливые просьбы и ответы: обучение этикетным клише английского языка как иностранного / О. М. Седлярова, К. В. Нефедова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары. – С 59 – 63.
21. Соловова, Е Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
22. Учебная программа для ХI класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) / [Электронный ресурс] // Национальный институт образования НИО. – Режим доступа : https://adu.by/images/2021/08/up-inostr-yaz-11kl-baz-rus.pdf.
23. Филиппова, Л. Б. Обучение иностранным языкам в сотрудничестве / соперничестве / Л. Б. Филиппова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары. – С 63 – 67.
24. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л. В. Щерба. – М : Высшая школа, 1974. – 112 с.
25. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студ. / А. Н. Щукин. – М. : Омега-Л, 2010. – 476 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты