ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Специфика игровой деятельности на уроках в начальной школе
1.2. Специфика и виды дидактических игр
1.3. Особенности использования игровой деятельности на уроках в начальной школе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Экспериментальная методика игровой деятельности на уроках в начальной школе
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными обучения и воспитания учащихся. На данный момент, исходя из современной образовательной практики, у большинства обучающихся низкий уровень интереса к учебе, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
В последние годы современного школьного образования стал более интенсивным поиск и разработка новых идей, методов и способов развития и обучения учащихся. Наиболее эффективным средством для общеличностного развития детей выступает игровая деятельность.
Значимость игровой деятельности для младших школьников обусловлена тем, что игра имеет огромное значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности. Учебная деятельность как ведущая в начальной школе тесно связана с игровой деятельностью, поскольку актуальность игры для младших школьников сохраняется. Благодаря тому, что для младших школьников есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство обучения. Игровая деятельность позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным, младшие школьники глубже познают смысл даваемых знаний
Младшие школьники испытывают особенный интерес к тем видам образовательной деятельности, которые обладают необычными, удивительными, неожиданными элементами, что способствует повышению интереса к учебным предметам, и позволяют создать положительную эмоциональную обстановку при проведении занятий.
Игра представляет собой детский мир, который имеет множество идей, фантазий, необычных мыслей и вопросов. В такой обстановке ребенок ощущает себя комфортно, что способствует его развитию.
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Специфика игровой деятельности на уроках в начальной школе
Начиная говорить о влиянии игры на детей младшего школьного возраста, предлагаем обратиться к определению игры, даваемой в различных источниках.
Игра - это деятельность, которая отличается от реальности окружающего мира. Это изменение бытовой обстановки вокруг. Люди постоянно создают нечто новое придуманное, отличающееся от того, что их окружает, от реального мира. Это некое стремление к красоте, идеальному миру или хотя бы идеальной ситуации существования. Красоту и игру связывают очень многообразные и тесные узы. Любая игра в любом её проявлении и состоянии, это свободная, вольная деятельность.
Игра – это деятельность, которая создается ради самой игры. Ради удовольствия участия в этой игровой деятельности, что возникает в процессе игры, как таковой [2, с. 21].
Игра – это то, что отражает отношение человека, его личности к окружающего его миру, к тому, что составляет его жизнь в целом и в частностях. Игровая деятельность – это не только основная деятельность для дошкольного возраста, она привлекательная для любого возраста, и как для подростка, так и для молодежи.
Педагог, с помощью игры вполне может развивать процессы: познавательные, обучающие. Также может прививать правила и нормы нравственного действия, патриотизма, социализировать ребенка и многое другое. Он учит ребят исполнять роли, сам входит в игру, как партнер и лидер игровой деятельности, может выступить в роли организатора, или режиссера. То есть выступать в качестве инициатора, равноправного партнера в игровой деятельности. Помогать и направлять, а не указывать и диктовать условия.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методы исследования
Для проверки эффективности применения дидактических игр в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка была проведена опытно – экспериментальная работа.
Опытно – экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
На формирующем этапе была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка по теме «Слова с непроверяемым написанием». В уроки включались дидактические игры.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностическая работа для проверки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий и определения эффективности применения дидактической игры по работе над темой «Слова с непроверяемым написанием».
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностическая работа для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 2 класса.
Диагностическая работа составлена по теме «Слова с непроверяемым написанием».
Рассмотрим подробнее содержание и структуру работы, процедуру проведения и анализ полученных материалов.
Структура и содержание диагностической работы №1
Диагностическая работа включает 9 заданий, которые различаются по типу, сложности и содержанию. По сложности диагностические задания делятся на две группы. Первая группа – задания базового уровня сложности. Вторая группа – задания повышенного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем итоги исследования.
В начале исследования было поставлено четыре задачи, в ходе решения первой задачи раскрыто понятие о игровой деятельности.
В ходе решения второй задачи исследования выявлена сущность дидактической игры. Дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. В дидактической игре на уроках русского языка создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной речевой ситуации, с определенными явлениями и фактами языка, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.
Мы рассмотрели подходы к дидактической игре разных авторов. Все они сходятся в одном, что это активная учебная деятельность. Это устойчивая структура, элементы которой взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся. Правила помогают направлять игровой процесс. Дидактическую игру различают по чётко поставленной цели и результату.
В ходе решения третьей задачи нами было проанализирована литература об особенностях использования игрой деятельности на уроках в начальной школе.
В ходе решения четвертой задачи исследования был проведен анализ педагогического опыта использования дидактических игр на уроках русского языка. Вывод, который можно сделать в результате анализа, дидактические игры способствуют формированию и предметных умений, и учебных действий познавательного характера.
1. Абдульменова З.З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку // Начальная школа. – 2008 - №11 – С. 62-64.
2. Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
4. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. – 2005 - №10 – С.38- 40.
5. Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие / Е.А. .Быстрова, С.И. Львова. – Москва: Дрофа, 2004 – 240 с.
6. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2016. – 199 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выгодский // Психология развития : сб. науч. тр. – Санкт-Петербург : «Сфера», 2001. - C. 56-79.
8. Губанов Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
9. Карлова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карлова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
10. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников //Начальная школа. – 2004 - №11. –. С 49-51.
11. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2014- с.35-36.
12. Куликовская Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка: пособие для учителей / Л.К. Куликовская. Алмааты: «Теос» , 2006. – 40 с.
13. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2006. - 608 с.
15. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.- М.: МИРОС-МАИК «Наука/ Интерпериодика», 2000-144 с.
16. Пидкасистый П.И. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
17. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов – 2-е изд., доп. / И.П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2011. – 574 с.
18. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
19. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев: рад.шк., 2001. - 176 с.
20. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.
21. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.
22. Тюрина М.К. Игра на уроках русского языка // Начальная школа. – 2008 - № 2 С 28-32.
23. Хмилевская Ю.Г. Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ю.Г. Хмилевская // Начальная школа. – 2012. № 11. С 16-20.
24. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением // Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками. Ушинский К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с.