Введение
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
1.2 Взаимосвязь эффективности и конкурентоспособности предприятия, методика их оценки
2 Анализ конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
3 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
3.1 Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности в ОАО «1-я Минская птицефабрика»
3.2 Эффективность мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни экономика представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества различных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
В экономике рыночного типа конкурентоспособность является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятии, а повышение конкурентоспособности продукции и следствие из этого - рост ее экспорта, является средством для повышения уровня жизни населения страны [1, с. 8].
В настоящее время уровень конкуренции для отечественных организаций значительно увеличился. Наблюдается качественное и количественное усложнение конкурентной среды. Вследствие этого возможность получения крупного заказа уменьшается, а степень выживаемости организаций в значительной степени зависит от их конкурентоспособности.
С расширением возможностей для роста инвестиций в экономике и постепенным развитием производства, появляется необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий как важнейшего условия эффективности их деятельности.
В настоящее время перед организациями нашей страны остро встали вопросы обеспечения надлежащей конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Формирование возможностей хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению положительного эффекта в современных условиях усложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к часто меняющимся условиям, что требует, поиска экономически-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности [2, с. 87].
В связи с описанным выше, можно отметить, что исследование вопроса конкурентоспособности предприятия представляется необходимым и своевременным. Поэтому выбранная тема работы является актуальной.
Процессы развития конкурентоспособности требуют всестороннего рассмотрения с позиции экономики и управления.
Различные аспекты конкурентоспособности рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными: М. Портер, И.Л. Акулич, А.И. Васильев, Д.С. Воронов и др.
Целью курсовой работы является исследование конкуренции на рынке: оценка факторов и их влияние на конкурентную борьбу
Объектом исследования является ОАО «1-я Минская птицефабрика».
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия ОАО «1-я Минская птицефабрика».
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
Деятельность каждой организации связана с конкурентоспособностью. Конкуренция определяет экономическую деятельность организаций.
Определение конкурентного преимущества для конкретной организации дает возможность определить оптимальную поведенческую стратегию на рынке, чтобы получить максимальную долю рынка и занять лидирующие позиции.
Когда мы говорим об определении «конкурентоспособности», то понятно, что это способность предприятия формировать, таким образом, в будущем, устойчивое положение предприятия на рынке [3, с. 85].
Важно также отметить, что конкурентоспособность, как правило, рассматривается в трех аспектах:
1) Конкурентоспособность организации должна учитываться в отношении конкретного продукта или услуги в данной области;
2) Конкурентоспособность динамична и может постоянно меняться в зависимости от времени;
3) При оценке конкурентоспособности существует сочетание трех элементов: исследуемого объекта – организация; конкурент, с которой сравнивается деятельность организации; и модель абсолютно конкурентоспособной организации [4, с. 59].
Для определения конкурентоспособности предприятия на момент проведения исследований и перспективного будущего необходимо определить ряд факторов для развития того или иного рынка и определить характеристики внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организации.
Уровень конкурентоспособности организации достигается за счет реализации существующих навыков и способностей организации в среде предприятия.
При изменениях в среде предприятия необходимо проводить исследования, анализы и планировать новую стратегию предприятия, чтобы оставаться в соответствующем положении.
Вся система управления конкурентоспособностью может быть представлена как целый ряд элементов, которые взаимосвязаны и функционируют как единое целое. В то же время, все это сочетание дает возможность решить главную задачу: обеспечить достижение целей развития организации для того, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей [5, с. 72].
Повышение конкурентоспособности компании предполагает развитие ряда экономических, коммуникативных и социальных целей.
В качестве экономических можно выделить следующие цели:
а) достижение лидерства на рынке;
2 Анализ конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
1-я Минская птицефабрика МПО по птицеводству была создана в 1968 г. В конце 1996 г. 1-я Минская птицефабрика МПО по птицеводству переименована в Государственное предприятие птицефабрика «1-я Минская».
На основании договора о присоединении, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 30.03.2010 г. № 160 и решением общего собрания акционеров ОАО «Минская птицефабрика им. Н. К. Крупской». ОАО «Минская птицефабрика им. Н. К. Крупской» присоединена к ОАО «1 - я Минская птицефабрика».
Основными направлениями деятельности птицефабрики являются:
- производство продукции птицеводства (яйцо и мясо птицы);
- производство продукции молочного скотоводства (молоко, мясо);
- производство продукции растениеводства (зерно, корма);
- производство продукции промышленных цехов (колбасно-кулинарные изделия, молочная продукция, яичный порошок, производство жидких яйцепродуктов и переработка маслосемян рапса);
- коммерческая деятельность с правом оптовой и розничной торговли.
Птицефабрика имеет следующие промышленные цеха для переработки сельскохозяйственной продукции:
- цех убоя птицы и крупного рогатого скота (мощность - 3 тыс.гол. кур в час).
- колбасно-кулинарный цех (мощность - 4 тонны в смену).
- цех по переработке молока (мощность - 15 тонн в смену).
- цех по переработке яиц мощность - 560 кг яичного порошка и 1 т меланжа (белка) в смену.
- цех по переработке маслосемян рапса.
- цех по выработке комбикорма (мощность - 80 тонн в сутки).
Фирменная торговля представлена 6 торговыми точками и 7 Торговыми Домами. Ежедневное валовое производство яиц на сегодняшний момент составляет более 1500 тыс. шт.
Слабым местом в производственно-хозяйственной деятельности ОАО «1-я Минская птицефабрика» является то, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают корма (более половины от общей суммы затрат при производстве яиц, выращивании ремонтного молодняка и другой птицы). Это говорит о высокой зависимости хозяйства от цен на корма и объемов поставок.
Однако руководством ОАО «1-я Минская птицефабрика» проводится политика планомерного снижения зависимости от колебаний цен и недопоставок кормов. Одним из условий сокращения затрат является удешевление кормов.
3 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика»
3.1 Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности в ОАО «1-я Минская птицефабрика»
Конкурентоспособность продукции характеризуется экономической составляющей, включающей выгодность или невыгодность производства конкретного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации [24, с. 187].
Как было определено в ходе анализа продукция ОАО «1-я Минская птицефабрика» конкурентоспособна по отношению к основным конкурентам. Поэтому для поддержания устойчивого положения, предприятию можно предложить завоевание большей части рынка потребителей; заключение новых сотрудничеств, привлечение новых инвестиций; предоставление разнообразной системы скидок для постоянных клиентов, т.е. дисконтная программа.
Все эти и многие другие конкурентные преимущества позволят укрепить положение ОАО «1-я Минская птицефабрика» на рынке среди других конкурирующих субъектов.
Повышение конкурентоспособности ОАО «1-я Минская птицефабрика» и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001: 2016. Совершенствование системы менеджмента качества в организации позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2016 СМК должна быть задокументирована, а вся документация в ОАО «1-я Минская птицефабрика» должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Внутренние аудиты проводятся с плановыми интервалами, чтобы определить, что СМК организации:
- соответствует запланированным мероприятиям, отвечает требованиям СТБ ISO 9001 и работает в соответствии с требованиями стандартов организации;
- эффективно внедряется и поддерживается в рабочих условиях.
Деятельность по проведению внутреннего аудита планируется с учетом статуса и важности процессов, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. План проведения внутренних аудитов утверждается директором ОАО «1-я Минская птицефабрика». Этот план доводится до сведения проверяемых подразделений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность каждой организации связана с конкурентоспособностью. Конкуренция определяет экономическую деятельность организаций.
Определение конкурентного преимущества для конкретной организации дает возможность определить оптимальную поведенческую стратегию на рынке, чтобы получить максимальную долю рынка и занять лидирующие позиции.
Одним из наиболее распространенных методов оценки конкурентоспособности предприятия является метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособной компанией является то, где все услуги и подразделения лучше организованы. На эффективность каждой услуги влияет множество факторов и ресурсов компании. При оценке эффективности работы каждой единицы оценивается эффективность их использования этих ресурсов.
На основании договора о присоединении, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 30.03.2010 г. № 160 и решением общего собрания акционеров ОАО «Минская птицефабрика им. Н. К. Крупской». ОАО «Минская птицефабрика им. Н. К. Крупской» присоединена к ОАО «1 - я Минская птицефабрика».
Основными направлениями деятельности птицефабрики являются:
- производство продукции птицеводства (яйцо и мясо птицы);
- производство продукции молочного скотоводства (молоко, мясо);
- производство продукции растениеводства (зерно, корма);
- производство продукции промышленных цехов (колбасно-кулинарные изделия, молочная продукция, яичный порошок, производство жидких яйцепродуктов и переработка маслосемян рапса);
- коммерческая деятельность с правом оптовой и розничной торговли.
Выручка от реализации продукции ОАО «1-я Минская птицефабрика» выросла за анализируемый период, так в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличение составило 922 тыс. руб. К 2019 г. относительно 2018 г. на 3006 тыс. руб.
Аналогичная динамика отмечалась и по показателю себестоимости, так к 2018 г. показатель увеличился на 1841 тыс. руб. в сравнении с 2017 г. К 2019 г. относительно данных 2018 г. на 2954 тыс. руб.
Так же в ОАО «1-я Минская птицефабрика» наблюдались на протяжении всего периода анализа убытки от реализации продукции, которые снизились к 2018 г. на 100 тыс. руб., к 2019 г. по сравнению с 2018 г. снижение произошло еще на 162 тыс. руб. Однако выйти на прибыль предприятию не удалось.
Такой же тенденцией отметился, и показатель прибыли (убытков) до налогообложения, так в 2017 г. он составил (-4239) тыс. руб. против (-1962) в 2019 г.
1. Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2015. – 20 с.
2. Андросик, Ю. Н. Теоретико-методологические основы формирования кластеров и повышения конкурентоспособности продукции / Ю. Н. Андросик // Экономика и управление. – 2018. – № 3. – С. 87-92.
3. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2016. – 299 с.
4. Байнев, В. Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2015. – № 9. – С. 59-65.
5. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг. – 2015. – № 4. – С. 72-85.
6. Гребнев, Е. Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. // Маркетинг. – 2016. – № 3 (29). – С. 136-141.
7. Елисеева, И.И. Общая теория статистики / под ред. И.И. Елисеевой / И.И. Елисеева, М.М. Кузбашев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 360 с.
8. Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2015. – №8. – С. 95-100.
9. Коледенков, Д. Менеджмент качества – панацея или реальный инструмент конкурентоспособности / Д. Колесников // Менеджмент качества. – 2015. – № 4. – С. 19-23.
10. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 367 с.
11. Кушнирская, Д. Г. Состояние и тенденции развития промышленности Республики Беларусь / Д. Г. Кушнирская, М. В. Тимошенко // Методы менеджмента качества. – 2016. – № 6. – С. 2.
12. Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2017. – 366 с.
13. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 335 с.
14. Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 293 с.
15. Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
16. Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки / Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи и технологии. – 2015 – № 5. – С. 42.
17. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / С.В. Пономарев. – М.: РИА Стандарты и качество, 2018. – 230 с.
18. Раицкий К. А. Экономика организации: учеб. пособие / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2016. – 498 с.
19. Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2018. – №8. – С. 449-454.
20. Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2015. – №2. – С.6-12.
21. Управление качеством: учеб. пособие / Е.И. Семенова [и др.]; под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2015. – 184 с.
22. Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2015. – 228 с.
23. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 199 с.
24. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2016. – 544 с.
25. Швец, А.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.А. Швец, А.Н. Морозов // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. – 2016. – № 10. – С.29-33.