Торговый бизнес занимает видное место в экономике любого современного общества. XXI век характеризуется непрерывной чередой перемен в сфере торговли. По мере развития технологических достижений стабильность рынка уходит в далекое прошлое, и потому торговые предприятия, организации должны постоянно искать новые возможности увеличения ценности предоставляемых ими услуг.
В настоящее время мы становимся свидетелями появления новых организованных форм розничной торговли, широкого внедрения передовых технологий и современных методов работы в торговом бизнесе, возникновения новых видов рисков, которые связаны со спецификой и особенностями торговли. Одним из передовых и современных методов работы в сфере торговли на сегодняшний день является франчайзинг.
Франчайзинг – форма длительного коммерческого сотрудничества, в рамках которого франчайзер передает права на продажу своих товаров и услуг фирме-франчайзи, которая получает права на использование торговой марки франчайзера, ее фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, маркетинговых технологий.
В связи с этим на современном этапе развития экономики Республики Беларусь актуальной и значимой задачей является обеспечение эффективного применения современных технологий франчайзинга, которые будут способствовать укреплению потенциала торгового бизнеса.
Определенный опыт использования передовых технологий франчайзинга в сфере торговли, имеющийся в странах Западной Европы и России, позволяет судить о преимуществах и перспективах внедрения франчайзинга в Республике Беларусь. Неотъемлемым и необходимым условием развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь должно стать создание соответствующего организационно-экономического механизма, направленного на правовое регулирование вопросов франчайзинга в республике.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что задачами Беларуси на современном этапе являются развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, развитие бизнеса в регионах, а франчайзинг представляет собой эффективный способ для решения всех этих задач.
Основной целью курсовой работы является изучение опыта использования франчайзинга как уникальной бизнес-системы в сфере торговли, определение возможных путей организации франчайзинга в Республике Беларусь с учетом сформированной законодательно правовой базы, регулирующей вопросы франчайзинга.
Корни франчайзинга усматривают в эпохе Средневековья, когда король предоставлял своим баронам какие-то привилегии (например, право собирать налоги на отдельных территориях) в обмен на определенные услуги с их стороны. Однако бурное развитие и распространение франчайзинга как способа ведения бизнеса относится ко второй половине XX в. и связано с переходом большинства промышленно развитых стран от эпохи индустриальной к постиндустриальной, открывшей новые схемы организации бизнеса. Но только в начале 90-х гг. прошлого века новые тенденции в экономическом развитии России привели к использованию франчайзинга в деятельности российских предпринимателей [32, с. 80].
Согласно определению словаря экономических терминов Райзберга, франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе [30, с. 423].
У торговых организаций, так же, как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечения своего развития. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в той или иной степени используются в практике управления организациями, особенно при необходимости быстрого развития бизнеса. Во-первых, это развитие сети путем создания собственных предприятий на новых территориях, однако данный способ требует длительного времени и существенных инвестиций. Во-вторых, возможна покупка уже существующих предприятий и даже целых компаний (слияния и поглощения), что требует больших финансовых средств и, кроме того, влечет за собой приобретение определенной репутации, долговых обязательств поглощаемых объектов и их ребрендинга. Третьим вариантом развития бизнеса является франчайзинг, позволяющий без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками [21].
На сегодняшний день франчайзинг представляет собой перспективную форму сотрудничества между предпринимателями, является важной составляющей роста и расширения новых торговых предприятий и организаций.
В целом система франчайзинга может быть применима почти к любому виду бизнеса с учетом его особенностей и специфики деятельности. В этой связи представляет интерес изучение зарубежного опыта использования франчайзинга как уникальной бизнес-системы.
Франчайзинг (от фр. franchise – льгота, вольность) – система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке.
Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Другими словами, франшиза – это то же, что и франчайзинг (другой вариант наименования). Например, говорят «купить франшизу» или «открыть бизнес по франчайзингу». Также термин франшиза используется в страховании и означает сумму, которая не будет выплачена при наступлении страхового случая, если ущерб не превышает установленную величину [2, с. 4].
Паушальный взнос – это стоимость франшизы. Вы платите владельцу франшизы за то, что он дает вам право работать под своими товарными знаками, по своим технологиям, со своими товарами.
Роялти – это регулярный (чаще ежемесячный) платеж владельцу франшизы. В случае с рестораном или кафе он будет составлять от 2 до 7% от оборота заведения. Поскольку владелец ресторанной франшизы не продает товары, то его основной доход – это роялти. Именно поэтому франчайзер будет с самого начала заинтересован в том, чтобы вы зарабатывали как можно больше.
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.
В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использования принадлежащих франчайзеру прав на интеллектуальную собственность (товарных знаков, технологий и т. д. ). Франчайзерами и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с законодательством той или иной страны субъекты рынка [32, с. 81].
Экономический механизм взаимоотношений франчайзера и франчайзи можно рассматривать как совокупность следующих взаимосвязанных и взаимодействующих элементов:
- способов реализации функции управления: планирования, учета, анализа, оценки и контроля, закрепленных в регламентирующих документах франчайзинга;
- организационной структуры экономической службы, реализующей эти функции;
- информационного, технического, программного, кадрового обеспечения выполнения функции планирования, учета, анализа и контроля, стимулирования.
Функция планирования является ведущей в механизме взаимоотношений партнеров при франчайзинговой форме использования бренда, так как она определяет цели функционирования системы франчайзинга, пути и ресурсы для их достижения и обеспечивает экономическую устойчивость взаимоотношений в этой системе.
В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент механизма взаимоотношений франчайзера и франчайзи.
В процессе своей эволюции современный франчайзинг в мире прошел через два основных этапа:
Первый этап традиционного франчайзинга характеризуется использованием франчайзинга в следующих трех отраслях:
- продажа автомобилей и бытовой техники. Немецкая фирма «Singer» взяла на вооружение схему франчайзинга еще с 1860 г., а американская компания General Motors – с 1911 г. Последняя сегодня продает по франчайзингу 95% своей продукции;
- розлив и продажа прохладительных напитков. Пионером в данной области является компания Coca-Cola, которая практикует франчайзинг с 1886 г., за ней следуют Pepsi-Cola и другие аналогичные предприятия;
- реализация нефтепродуктов. Нефтяные компании предоставляли заправочным станциям свою продукцию на условиях франчайзинга, освобождая, таким образом, себя от функции розничной торговли.
Второй этап франчайзинга как бизнес формата характеризуется тем, что сделки франчайзинга начинают регламентироваться ассоциациями франчайзинга различных стран. Этот период начинается в 50-е годы в США и в 60-е XXв. – в Европе. Одновременно франчайзинг получил широкое распространение в сфере услуг, особенно таких, как рестораны быстрого обслуживания, услуги по поддержанию и ремонту домов, автомобилей и пр. [7].
В настоящий момент, по данным Международной Ассоциации Франчайзинга (МАФ) происходит перенасыщение рынка фирмами-франшизами. Это можно определить как следующий, третий этап развития франчайзинга. Происходит спад, и, интерес в открытии своего бизнеса через франшизу уменьшается. Т.е. сейчас начинается этап замедления развития франчайзинговых отношений.
Правомерно выделить четыре этапа становления и развития франчайзинових систем. Их классификационные признаки:
первоначальный (начальный) этап исходного модифицированного франчайзинга;
второй этап классического типичного франчайзинга;
этап формообразующего предпринимательского франчайзинга;
этап современного растущего франчайзинга.
Самая распространенная в мире американская модель франчайзинга. Кроме того, реализуется практически итальянская и французская концепции франчайзинга. Разновидностями итальянского франчайзинга является субфранчайзинг, географический или территориальный, и франчайзинг, что развивается. Существуют реальные предпосылки формирования собственной бизнес-модели франчайзинга и в нашей стране.
Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения. В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера.
Предприятие ООО «Колбикос», являющееся официальным представителем ГК «СПОРТМАСТЕР» в Республике Беларусь, с целью организации франчайзинговой сети магазинов под маркой КОЛБИКОС провело опрос своих покупателей с целью выяснения их готовности продолжить свою деятельность на условиях франчайзинга.
Все покупатели были ознакомлены с условиями франчайзинга, которые они должны будут выполнять после подписания договора франчайзинга, т. е. если станут франчайзи ООО «Колбикос»:
– соответствие магазина стандартам, разработанным компанией СПОРТМАСТЕР в отношении дизайна магазина и торгового оборудования, зонирования торгового пространства и мерчендайзинга;
– поддержание ассортимента, предоставляемого компанией СПОРТМАСТЕР, на уровне не менее 70% от общего ассортимента магазина;
– проведение рекламных мероприятий, направленных на создание и поддержку имиджа франчайзинговой сети магазинов мужской и женской обуви свободного стиля Sportevolution в соответствии с рекламной концепцией;
– продвижение франчайзинговой сети магазинов мужской и женской обуви свободного стиля Sportevolution и укрепление ее имиджа в глазах потребителей и общественности.
Одним из условий подписания договора франчайзинга является наличие площади не менее 45-50 м².
Кроме этого для организации магазина на условиях франчайзинга будущим франчайзи необходимо осуществить инвестиционные вложения на подготовку (ремонт) помещения в соответствии с дизайн-проектом, который будет бесплатно разработан дизайнерами СПОРТМАСТЕРА, после подписания протокола о намерениях, и закупку торгового оборудования у поставщиков, предложенных ООО «Колбикос»
В результате опроса было получено согласие и предварительно подписаны протоколы о намерениях по созданию магазина на условиях франчайзинга от следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
а) ООО «Колбикос элеганс», г. Минск;
б) ООО «Суперстиль», г. Минск;
в) ИП «Бохович», г. Минск;
г) ИП «Лидванова», г. Витебск;
д) ООО «Арена», г. Гомель.
Договор франчайзинга, проект которого представлен в приложении А, был подписан с ООО «Суперстиль» г. Минск, который располагает площадью 410 м².
С целью привлечения предпринимателей, готовых организовать бизнес в форме франчайзинга, ООО «Колбикос» разработан информационный лист, представленный в приложении Б.
Важным моментом организации работы по франчайзингу является создание специального координирующего подразделения, специалисты которые будут осуществлять поддержку франчайзи, выполняя следующие виды работ:
На этапе создания магазина:
– разработка индивидуального дизайн-проекта вывески, витрин, схемы зонирования;
– оформление торгового пространства и размещения POS-материалов;
– передача координат производителей торгового оборудования, дающих право на получение специальной скидки, как Партнера Группы компаний СПОРТМАСТЕР;
– консультации менеджера при формировании товарного наполнения и отгрузке товара в магазин;
– предоставление плана рекламной кампании на сезон и макетов рекламных материалов согласно разработанной рекламной концепции;
– помощь в обучении персонала;
– проведение консультаций по выкладке товара и организации открытия магазина.
На этапе функционирования магазина:
– предоставление консультаций;
– по формированию сбалансированного сезонного ассортимента;
– по оформлению торгового зала и выкладке товара в соответствии со спецификой магазина франчайзи;
– по организации обучения и развития персонала;
– предоставление материалов для рекламной поддержки сети (наружная реклама, пресса, радио, розничный каталог, сувенирная продукция).
– предоставление материалов по сезонному оформлению торговых залов и витрин по себестоимости;
– помощь в разработке рекламных материалов по индивидуальным требованиям франчайзи;
– тренинги для персонала магазина профессиональными тренерами компании СПОРТМАСТЕР;
Расчет эффективности создания магазина на условиях франчайзинга будет проводиться для ООО «Суперстиль», которое после изучения условий франчайзинга, требований, предъявляемых к франчайзи, подписало договор франчайзинга с ООО «Колбикос».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских отношений крупного и мелкого предпринимательства, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. Это самостоятельная форма договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.
Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.
Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса.
Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.
Существуют основные виды франчайзинга: товарный франчайзинг; производственный франчайзинг; сервисный франчайзинг; франчайзинг бизнес-формата.
Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком.
Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.
Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляет право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.