ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.2 Связная речь и ее основные характеристики
1.3 Экспериментальное изучение состояния умения пересказывать текст у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цель, методика, организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.1 Задачи коррекционно-педагогической работы с способы их решения
3.2 Методы, приемы коррекционно-педагогической работы
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка. Формирование умения пересказывать является необходимым условием развития связной речи – наиболее сложной формой речевой деятельности. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно и последовательно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Одной из актуальных проблем специального образования на современном этапе остается проблема методики преподавания русского языка и развития речи учащихся с нарушениями в развитии. Активно разрабатываются направления обучения русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях вспомогательной школы. В работах М.Ф. Гнездилова, Л.Н. Ефименковой, В.Г. Петровой отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит в замедленном темпе и характеризуется определенными качественными особенностями.
Особенности развития связной речи у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью находят свое отражение в работах Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Т.А. Ладыженской, А.Р. Лурия, М.С. Певзнера, М.Ф. Петровой, С.Л. Рубинштейна. Изучению пересказа как виду работы по развитию связной устной речи у школьников посвятили свои работы А. К. Аксенова, М.Т. Баранов, С.Ю. Ильина, З. Д. Кочаровская, М.Р. Львов, М. С. Соловейчик. Большинство авторов признают важность умений пересказа для речевого развития личности.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Содержание и методы коррекционной работы по формированию умения пересказывать текст у учащихся младшего школьного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью».
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать особенности формирования умения пересказывать текст у учащихся младших классов с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: процесс развития умения пересказывать у учащихся младших классов с легкой интеллектуальной недостаточностью.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
Учащиеся младших классов с интеллектуальной недостаточностью обладают рядом психолого-педагогическими особенностями, влияющими на процесс обучения: отличительными чертами развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально–волевой сферы.
Внимание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отличается ярко выраженными недостатками: малой устойчивостью, трудностями распределения внимания, замедленной переключаемостью. У них особенно страдает непроизвольное внимание [20, с. 125]. Это связано с тем, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком–то одном объекте или одном виде деятельности.
У детей учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Фрагментарность, уподобление образов и другие нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности детей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Школьники младших классов с интеллектуальной недостаточностью характеризуются фрагментарностью, неточностью и схематичностью воображения. Формирование воображения у таких детей происходит в неблагоприятных условиях: бедного жизненного опыта и несовершенных мыслительных операций.
Основные процессы памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью свои имеют специфические особенности: лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; более трудное запоминание и осознание внутренних логических связей [20, с. 127].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цель, методика, организация экспериментального исследования
Экспериментальное исследование включало три этапа:
– на первом этапе осуществлялся анализ специальной, психологической и педагогической литературы по теме исследования, подбирались методы и методики исследования, были выделены показатели и критерии оценки;
– на втором этапе проводилось непосредственное изучение уровня сформированности умения пересказывать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 4-ом классе;
– на третьем этапе был проведен формирующий эксперимент по предложенной программе по формированию умения пересказывать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности умения пересказывать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 4-ом классе.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ.
База и выборка исследования: исследование проводилось в ГУО «Вспомогательная школа-интернат № 10 г. Минска» в 4-ом классе, где обучаются 10 детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для сравнительного анализа была сформирована выборка с детьми без отклонений в развитии. Так, второй базой исследования явилось ГУО «Средняя школа № 45 г. Минска», выборку составили 10 учащихся 4-го класса с нормальным интеллектуальным развитием (таблица 2.1.).
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.1 Задачи коррекционно-педагогической работы и способы их решения
Коррекционная работа над формированием умения пересказывать основывается на методических требованиях к формированию устного связного высказывания:
1. Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важным фактором повышения мотивации является заинтересованность учащихся в изучаемом материале. Восприятие изображений и сведений о предметах и явлениях, должно затрагивать вместе с интеллектуальной еще эмоциональную сферу ребенка.
Интерес к теме может быть вызван у детей с помощью различных средств. Среди таких средств можно назвать следующие:
– манера педагога вести урок, заинтересованность педагога в том, о чем он спрашивает или рассказывает;
– поощрительные меры, которыми он стимулирует ученика к продолжению речи: оценка, одобрение, вручение фишек, звездочек, подсчетом баллов и др.;
– организация разнообразных видов деятельности учащихся на уроке (в том числе игровой): отгадывание недостающих элементов в картине, работа со скрытой картинкой, ролевой игрой, определение последовательности в серии картинок при соревновании класса по рядам и др.;
– новая информация об интересных признаках, присущих изучаемому предмету или явлению, которая по ходу изучения темы берется из рассказа учителя или прочитанного текста.
2. Работа над логикой высказывания, которая должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников (рассматривание предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.
3. Организация языковой основы для высказывания. Решение этой задачи предполагает, что школьники, во-первых, приобретают необходимый словарь и осваивают синтаксические структуры для выражения мыслей по теме и, во–вторых, овладевают специальными языковыми средствами, которые обеспечивают объединение синтаксических единиц в целое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учащиеся младших классов с интеллектуальной недостаточностью характеризуются следующими психолого-педагогическими особенностями: недоразвитием познавательных процессов, несформированностью познавательных мотивов, нарушениями эмоционально–волевой сферы, неустойчивым вниманием, слабостью собственных намерений и побуждений, низкой потребностью во внешней речи, речевой пассивностью. Процесс мышление учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью характеризуется стереотипностью, некритичностью, тугоподвижностью, недостаточной гибкостью, медленным темпом становления мыслительной деятельности и низкой ее мотивацией, что необходимо учитывать при коррекционной работе с такими детьми.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. В качестве основных характеристик связной речи А.А. выделяют цельность и связность, Под цельностью понимается психологическая категория, заключающаяся в намерении говорящего реализовать задуманное по четкому, последовательному, продуманному плану. При этом осуществляется планирование всего рассказа, как речевого целого, и планирование составляющих его частей – предложений. Категория связности проявляется в семантической и грамматической зависимости предложений, порядке слов в предложениях, интонационном оформлении, особой системе паузирования, соотнесенности предложений по длительности звучания.
Особенности формирования связной речи у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью обусловлены нарушениями диалогической и монологической речи, недоразвитием экспрессивной и импрессивной формы речи. При формировании связной речи на уроках русского языка этой категории учащихся необходимо опираться на дидактические и специфические принципы обучения. При обучении пересказу учитываются основные требования, предъявляемые к данному виду развернутого высказывания.
Результаты исследования уровня сформированности умения пересказывать свидетельствуют о заметных различиях данного умения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и детей с нормальным интеллектуальным развитием. Уровень сформированности умения пересказывать как прочитанный, так и прослушанный текст у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью преимущественно низкий либо средний.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2004. – 316 с.
2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 630 с.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
5. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : УЧПЕДГИЗ, 1944. – 189 с.
6. Ефименкова, Л. Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М. : Просвещение, 1970. – 353 с.
7. Забрамная, С. Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Збарамная. – М. : Просвещение, 1995. – 112 с.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Московский психолого–социальный институт, 2001. – 432 с.
9. Кочаровская, З. Д. Краткий пересказ в начальных классах / З. Д. Кочровская // Начальная школа. – 1981. – № 5. – С. 20–23.
10. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: сб. науч. трудов / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
11. Луцкина, P. M. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения / Р. М. Луцкина. – Алма–Ата : Мектеп, 1984. – 55 с.
12. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
13. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2000. – 472 с.
14. Методика развития речи на уроках русского языка во вспомогательной школе: методические рекомендации / Авт.–сост. : Л. Г. Аленкуц. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.
15. Методика развития связной речи в начальной школе : пособие для учителя / Под ред. Р. Т. Гребенкина. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 108 с.
16. Озолайте, В.–В. А. Работа над пересказом прочитанного текста в младших классах вспомогательной школы : автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.03 / В.–В. А. Озолайте. – М., 1975. – 119 с.
17. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
18. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1997. – 200 с.
19. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения первого отделения I–V классы : русский язык. – М. : НИО, 2007. – 193 с.
20. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин–тов / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
21. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога–дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 184 с.
22. Текучев, А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Наука, 1973. – 424 с.
23. Эльконин, Э. В. Исследование устной речи учащихся первых классов вспомогательной школы / Э. В. Эльконин. – М. : ИНТОР, 1984. – 112 с.