ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы формирования внимания у младших школьников с ТНР
1.1 Понятие и виды внимания
1.2 Формирование внимания у детей младшего школьного возраста в норме
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста в норме
1.4 Особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с ТНР
2 Эмпирическое исследование особенностей внимания у младших школьников с ТНР
2.1 Организация исследования особенностей внимания младших школьников с ТНР
2.2 Коррекционная программа формирования внимания у учащихся младшего школьного возраста с ТНР
2.3 Анализ уровня сформированности внимания у учащихся младшего школьного возраста с ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с учащимися младших классов, имеющими нарушения внимания. Важная роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики младшего школьника принадлежит вниманию, оно обеспечивает эффективность обучения детей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать внимание крайне важно, так как это главное условие осуществления познавательной деятельности.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов, а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания.
В отечественной психологии обнаруживается ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с тяжелыми нарушениями речи. Исследования этих специалистов показывают, что при тяжелых нарушениях речи многие свойства внимания нарушены, но отмечается, что внимание поддается коррекции.
В Республике Беларусь проблеме изучения особенностей учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи посвятили свои работы Е.А. Винникова и С.А. Глуховская, Т.А. Процко. Как отмечают И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова, С. Л. Якушева внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста.
1 Теоретические основы формирования внимания у младших школьников с ТНР
1.1 Понятие и виды внимания
Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания выступают предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [5, с. 132].
Особенность внимания заключается в том, что они не является самостоятельной психической функцией. Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, входящая как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это характеристика любого психического процесса: восприятия, мышления, воображения.
Отечественный ученый П.Я. Гальперин [7] отмечал, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Внимание также не имеет своего отдельного, специфического продукта, т.к. его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Внимание всегда обусловлено потребностями, мотивами, целями, установками индивида. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.
2 Эмпирическое исследование особенностей внимания у младших школьников с ТНР
2.1 Организация исследования особенностей внимания младших школьников с ТНР
Целью данного исследования является проанализировать особенности развития внимания у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществилось в несколько этапов.
Выборка исследования: исследование проводилось на учениках третьего и четвертого класса. В эксперименте приняло участие 12 учеников (7 девочек, 5 мальчиков) младшего школьного возраста с ТНР. Учащиеся 1-2 классов.
Исходя из цели данного исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
– подобрать комплекс методик, направленных на изучение особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР;
– разработать коррекционную программу формирования внимания у учащихся младшего школьного возраста с ТНР;
– выявить уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста после использования коррекционной программы.
1. Выявить гендерные особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Для диагностики внимания была отобрана и использована следующая методика: «Запомни и расставь точки».
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов (Приложение 1), которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, входящая как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание всегда обусловлено потребностями, мотивами, целями, установками индивида. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное, внешнее и внутреннее. Внимание обладает такими свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, отвлекаемость, распределение внимания.
Повышение внимания младшего школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих сложных воспитательных задач требует от педагогов достаточного времени и значительных усилий. Развитие внимания и способности ребенка к целенаправленной и организованной деятельности является достаточно длительным процессом, но необходимым для его полноценного умственного развития. В этом помогут специальные упражнения, игры и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
У детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. У детей с ТНР внимание характеризуется следующими особенностями: основные свойства страдают и количественно и качественно; объем узкий; концентрация снижена; отмечается явление «мерцающего внимания»; быстрая утомляемость. При рассмотрении особенностей младших школьников с ТНР, говорят о фиксированности внимания заикающихся на всем дефекте. Внимание как фактор, организующий психическую деятельность человека, влияет на восприятие своего дефекта и усиливает, усугубляет и трансформирует отражение имеющегося дефекта речи в психических процессах, в состоянии свойства и поведении учащегося.
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2009. – 243 с.
2. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н. Волкова. – М., 2006. – 195 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 254 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. – М., 2006. – 233 с.
5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. – М., 2009. – 265 с.
6. Горбач, М.С. Психологические основы воспитания внимания / М.С. Горбач. – М.: Просвещение, 2002. – 233 с.
7. Гуменная, Г.С. Изучение когнитивной деятельности детей с недоразвитием речи / Г.С. Гуменная // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: Владос, 2001. – 280 с.
8. Дмитриева, В.Г. Развитие интеллекта ребёнка в раннем возрасте В.Г. Дмитриева // Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи). – СПб: «КОРОНА-принт». – 2003. – 143 с.
9. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников и младших школьников / О.А. Дьяченко. – М.: Педагогика, 2004. – 128 с.
10. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еликеев. – М., 2000. – 287 с.
11. Журавецкая, К.В. Диагностирование внимания у младших школьников / К.В. Журавецкая // Психологический журнал. – 2007. – № 9. – 72 с.
12. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: практ. пособие / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001. – 80 с.
13. Косякова, О.О. Логопсихология: учеб. пособие / О.О. Косякова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 254 с
14. Крутецкий, В. А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Знание, 2009. – 370 с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.:
16. Логопедические занятия со школьниками [1-5 класс]: Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Е.В. Меттус, А.В. Литвина, О.С. Турта, Е.Д. Бурина и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
17. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина. – М., 2014. – 198 с.
18. Мокрищева, С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста / С.В. Мокрищева. – М., 2012. – 254 с.
19. Никольская, И.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – М., 2013. – 255 с.
20. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. М: .Издательский центр «Академия» , 2008. – 408 с.
21. Учебная программа для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I-V классы – М. «Национальный институт образования». – 2008. – 192 с.
22. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология / К.Д. Ушинский. –Том 2. – М. – 2004. – 466 с.
23. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопедия. – 2006. – №2. – С. 57-68.