2.1 Диагностика наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста с нарушение слуха
2.2 Коррекционно-развивающая программа для развития наглядно – образного мышления у детей с нарушением слуха
Выводы по 2 главе
2.1 Диагностика наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста с нарушение слуха
Нами проводилась диагностика наглядно-действенного мышления у детей с нарушением слуха.
Цель эмпирического исследования: рассмотреть особенности развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику наглядно-действенного мышления у детей с нарушением слуха.
2. Провести анализ полученных результатов и на их основании составить коррекционную программу.
База исследования: ЦКРОиР Брестского района.
Участники исследования: всего было изучено 4 ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и с развитой речью.
Методики: «Обведи контур» и «Пройди через лабиринт».
Методика «Обведи контур».
Детям показывают рисунок и объясняют задание этой методики. Оно состоит в том, чтобы с помощью карандаша или ручки воспроизвести контур на правой стороне того же рисунка как можно быстрее и точнее, чем на левой.
2.2 Коррекционно-развивающая программа для развития наглядно – образного мышления у детей с нарушением слуха
Личность формируется в детстве – от нее зависит дальнейшее психическое развитие человека. Наличие дефекта (особенно потери слуха) снижает самооценку ребенка, появляется неприспособленность к общественной жизни.
Ребенок самоутверждается, когда в преодолении комплексов формируются жизненные цели ребенка. Когда цели реалистичны, личность нормально развивается и становится здоровой. Если они вымышленные, это становится невротическим и безуспешным. Поставленные цели во многом зависят от реалистичного взгляда родителей.
Дети с нарушениями слуха нуждаются в профессиональной помощи, специальном обучении и поддержке родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, педагога-дефектолога, логопеда и родителей дадут положительные результаты для развития ребенка.
Для успешного обучения и адаптации в обществе слабослышащему ребенку необходим достаточно высокий уровень умственного развития, требующий умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, повторно применять усвоенные приемы умственной деятельности. Передавать материал, общаться, регулировать свои эмоции и поведение.
Актуальность. В последние годы со стороны родителей, имеющих детей с нарушением слуха, растет спрос на помощь в подготовке к школе, социализации и личностном развитии.
Выводы по 2 главе
Нами была проведена диагностика наглядно-действенного мышления у детей с нарушением слуха. Мы использовали две методики «Обведи контур» и «Пройди через лабиринт».
По результатам методики «Обведи контур» можно сказать, что мальчики справились с заданием хорошо, по результатам исследования у них выявлен высокий уровень развития наглядно-действенного мышления. Результаты девочек показали средний уровень.
По результатам методики «Пройди через лабиринт» у мальчиков был выявлен высокий уровень наглядно-действенного мышления. У девочек средний и низкий уровни.
Таким образом, изучение наглядно-образного мышления показало, что девочки, которые участвовали в исследовании имеют недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления. А результаты мальчиков находятся на высоком уровне, это говорит, о достаточном уровне развития наглядно-образного мышления.
По результатам исследования нами была составлена коррекционно-развивающая программа для развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением слуха.