Содержание коррекционной работы при трудностях в освоении процесса чтения у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
Академия последипломного образования
Курсовая работа (проект)
на тему: «Содержание коррекционной работы при трудностях в освоении процесса чтения у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Содержание коррекционной работы при трудностях в освоении процесса чтения у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Организация: Средняя школа № 76, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст «Как я поймал раков» (А.Н. Корнев).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Карта психолого-педагогического обследования ребeнка №1.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологическая структура процесса чтения
1.2. Психологические функции, обеспечивающие успешность чтения
Выводы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1. Цель, методика и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ТРУДНОСТЯХ В ОСВОЕНИИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей с трудностями в обучении. Причины, которые вызывают это, многозначны. Решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Таким детям нужны: усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии.
Многие дети младшего школьного возраста с трудностями в обучении испытывают проблемы в освоении процесса чтения. Это может быть связанно, как с их психо-физиологическими особенностями, так и с рече-слуховыми расстройствами. Нарушения чтения у детей с трудностями в обучении носят системный характер. По данным специалистов (М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой). Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Процесс становления навыка чтения у учащихся младших классов с трудностями в обучении является более сложным, чем у их сверстников с нормальным развитием.
Вопрос обучения чтению является предметом исследований различных авторов как в специальной педагогике (Р.М. Боскис, Г.В. Васина, Е.А. Гончарова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Н.Р. Лурье, В.И. Насонова, Н.А. Цыпина и др.) так и в логопедии (Т.А. Алтухова, А.П. Воронова, Н.Г. Елина, С.Ф. Иваненко, Г.А. Каше, Н.Л. Крылова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и др.). В этих исследованиях были разработаны различные методологические аспекты проблемы обучения чтению в рамках традиционного подхода.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическая структура процесса чтения
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью деятельности различных анализаторов (зрительных, речевых, речевых, слуховых), различных систем головного мозга [6, с. 165].
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и распознавания букв. На основе зрительных процессов буквы соотносятся с соответствующими звуками, выполняется звуковое воспроизведение зрительного образа слова, читается слово. И, наконец, на основе соотношения звуковой формы слова со значением, происходит понимание прочитанного.
Процесс чтения можно условно разделить на две стороны: техническую и семантическую. Техническая сторона чтения предполагает распознавание букв, соотнесение зрительного образа написанного слова с его звуковой формой и слоговой и словесной связностью произношения. Смысловая сторона процесса чтения является его основной целью. Между этими аспектами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Правильное понимание прочитанного предопределено точностью зрительного восприятия, соотношением зрительного, слухового и кинестетического образа слова. С другой стороны, на процесс зрительного восприятия влияет семантическое содержание прочитанного [13, с. 99].
В процессе чтения взрослого человека реализуется только смысл прочитанного. Однако предшествующие этому психофизиологические операции проводятся как бы сами по себе, автоматически, бессознательно. В то же время эти операции, автоматизированные в процессе обучения чтению, сложны и многогранны. Сложность технической стороны процесса чтения отчетливо проявляется при анализе движений глаз читателя.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1 Цель, методика и организация экспериментального исследования
Принято характеризовать навык чтения, называя его четырьмя качествами: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, что влияет на смысл чтения.
Беглость – это скорость чтения, которая определяет понимание прочитанного. Эта скорость измеряется количеством символов, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов за 1 минуту).
Сознательность чтения в научной литературе последнего времени интерпретируется как понимание намерений автора, осознание художественных средств, которые помогают реализовать эту идею, и понимание его собственного отношения к тому, что он прочитал.
Таким образом, целью опытно-экспериментальной работы является изучение характеристик навыков чтения у учащихся второго класса с трудностями в обучении и у детей с нормой в развитии.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подобрать диагностические методики для выявления состояния навыка чтения у учащихся второго класса.
2. Изучить особенности навыков чтения у учащихся второго класса с трудностями в обучении и детей с нормой в развитии.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования состояния навыка чтения у учащихся второго класса с трудностями в обучении и у детей с нормой в развитии, сделать сравнительный анализ.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 76 города Минска».
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ТРУДНОСТЯХ В ОСВОЕНИИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Представим методы и приемы, а также направления деятельности коррекционной работы при трудностях в освоении процесса чтения у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении. Знакомство с произведением начинается с выразительного первоначального чтения текста педагогом или детьми. Затем практикуется вторичное чтение текста с анализом, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала. Педагог может использовать задания, связанные с развитием смысловой догадки, умением прогнозировать содержание, определять жанровую специфику произведения, эмоциональный характер текста, умение формулировать выводы. В процессе проектирования методических рекомендаций по формированию читательской деятельности у учащихся с трудностями в обучении ставились и решались следующие задачи:
− коррекция познавательной деятельности детей;
− развитие высших психических функций ребенка: восприятие, различные виды памяти и воспроизведение сохранённой информации;
− активизация процессов внимания и мышления;
− преодоление трудностей в обучении чтению;
− повышение интереса к учебе [2, с. 87].
Работа с детьми, имеющими трудности в овладении навыков чтения, должна проводиться систематически и поэтапно. Выявив детей с нарушением чтения с помощью критериев формирования навыков, педагог разрабатывает план коррекционной работы. На начальном этапе проводятся подготовительные упражнения, затем упражнения, непосредственно помогающие овладеть навыком чтения, и на заключительном этапе проводятся упражнения, направленные на закрепление сформированных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтение – это сложный психический процесс, который связан как с речью, так и с различными формами восприятия. Чтение сегодня в психологии рассматривается как целенаправленная деятельность, которая дает человеку знания, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организует его, может и изменяет, улучшает личность. Психологическое содержание чтения – это, прежде всего, процесс осмысленного восприятия и понимания письменной речи. Психологическая структура чтения включает в себя не менее пяти взаимодействующих звеньев: анализ и синтез звуковой буквы, семантическое угадывание, удержание информации, понимание, процесс контроля – сравнение гипотез, возникающих при чтении с написанными словами. Вся эта деятельность по чтению может осуществляться только при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей организации поведения.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются формирование устной речи, фонетико-фонематической (произношение, дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) и лексико-грамматической стороны речи; достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного восприятия. Дети с трудностями чтения читают медленнее, чем в школе. Они допускают такие ошибки при чтении, как пропуски, замены, перестановки букв, слоги, искажения окончаний, неполное прочтение слов. Для многих характерно угадывание прочитанного, есть трудности в составлении слогов. Искажения звукового состава слов и трудности в составлении слогов в большинстве случаев затрудняют понимание прочитанного детьми.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы было установлено, что у детей с трудностями в обучении навык чтения практически не сформирован, что и отражается в исследовании самого навыка чтения. Так как несформированность фонематической системы языка – основное препятствие в овладении грамотным чтением и письмом, то необходимо программу коррекции чтения направить на изучение сенсомоторного уровня речи. В группе детей без нарушений уровень навыков чтения находится на высоком уровне. Нарушений чтения у таких детей не обнаружено.
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Котомина. – М.: Ось-89, 2005. – 229 с.
2. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н.Н. Баль. – Мн., 2001. – 173 с.
3. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова. – М: Сайма, 2003. – 300 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
5. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – М.: Акцидент, 2005. – 64 с.
6. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 260 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. – М., 2004. – 230 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 320 с.
10. Завгородняя, А.С. Некоторые вопросы обучения детей дошкольного возраста с ОНР / А.С. Завгородняя, Е.А. Никулина // Недоразвитие и утрата речи. – М., 2005. – 56 с.
11. Зайдман, И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников / И.Н. Зайдман // Начальная школа. – 2003. – №6. – С. 5-14.
12. Казанская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2002. – № 5. – 106 с.
13. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. – М., 2008. – 168 с.
14. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 224 с.
15. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2003. – 280 с.
16. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 2005. – 253 с.
17. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 2006. – Т.3. – 44-52 с.
18. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
19. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушаков. – М., 2001. – 180 с.
20. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М., 2007. – 190 с.
21. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.
22. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М.Е. Хватцев. – СПб.: Дельта, 2004. – 150 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст «Как я поймал раков» (А.Н. Корнев).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Карта психолого-педагогического обследования ребeнка №1.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты