Введение
1. Методические основы монетаристского подхода
2. Критика монетаристской концепции (со стороны неокейнсианцев, сторонников теории предложения, неоавстрийской школы)
3. Использование идей монетаризма при проведении экономической политики (на примере Республики Беларусь)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема регулирования монетарной политики занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально–экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно–кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по–разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
Монетарная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства на изменение основных макроэкономических показателей путем воздействия на денежную массу.
Периодичность финансовых кризисов 1998 г., 2008-2009 гг., 2014-2015гг., происходящих в национальной экономике, указывают на недостаточную разработку теоретических и практических аспектов монетарной политики государства. Поэтому изучение вопросов совершенствования денежно-кредитной политики в условиях глобализации остается актуальным. Республике Беларусь необходимо выбрать соответствующую модель по повышению эффективности монетарной политики, усовершенствовать инструменты денежно-кредитной регулирования государством. В условиях зависимости отечественной экономики от национальных экономик других стран, остро стоит вопрос об анализе монетарной политики, что и обусловило актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования ― экономическая политика государства.
Предмет исследования ― монетаризм как политика государственного регулирования.
Цель работы: определить направления совершенствования монетарной политики Республики Беларусь в условиях экономического роста.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа, статистический метод сбора фактов.
Исследования и разработки: проведен анализ осуществления денежно-кредитной политики в США и Республике Беларусь, в результате которых выделены основные проблемы.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.
Апробация (внедрение): сообщение на научном кружке, выступление на поточной конференции по итогам года, выступление на университетской конференции.
Результаты внедрения: акт о внедрении в учебный процесс.
1. Методические основы монетаристского подхода
Былые достижения экономической политики, рассчитанной на основе кривой Филлипса, впоследствии, начиная с конца 60-ых гг., стали оборачиваться досадными и непонятными сбоями. Правительства разных стран начали получать совсем иные результаты по сравнению с теми, на которые они рассчитывали.
Четкая обратная связь между безработицей и инфляцией оказалась под большим вопросом. Все дело было в том, что в экономике развитых стран в конце 60-ых гг. появился не виданный ранее феномен – стагфляция, т.е. сочетание высоких уровней безработицы и инфляции. Кривая Филлипса была подвергнута серьезной ревизии, которую провела новая школа экономической теории, которая получила название «монетаризм».
Термин «монетаризм» ввел американский экономист Карл Бруннер в 1968 г., обозначавший такой подход, согласно которому количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. В настоящее время, под монетаризмом, как правило, понимают общетеоретический подход, признающий исключительную важность денег в экономике и отдающий приоритет денежно-кредитной политике, прямому регулированию темпов роста денежной массы в противоположность иным методам воздействия, прежде всего фискальным, направленным на активное вмешательство государства в экономику. При более широком подходе монетаризм можно понимать не только как совокупность практических рекомендаций, но и как концепцию, экономическую философию, альтернативную кейнсианству.
История монетаризма уходит своими корнями в количественную теорию денег, которая утверждает, что уровень цен пропорционален денежной массе. Отметим, что начало монетаристской концепции было положено в 1956 г., с выходом в свет фундаментальной работы Милтона Фридмана под названием «Исследование в области количественной теории денег». Работа давала представления и содержала основные положения, касающиеся количественной теории денег. В связи с этим, М. Фридмана считают основоположником монетаризма, впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. К ведущим монетаристам также относят Аллана Мелцера, Уильяма Пула, Анну Шварц, Гюнтера Коллега и Роберта Барро, а также Берил Спринкел.
Скорость обращения денег по доходу — это количество оборотов денежной массы в год при финансировании ежегодного потока дохода. Она равна отношению ВВП к денежной массе.
2. Критика монетаристской концепции (со стороны неокейнсианцев, сторонников теории предложения, неоавстрийской школы)
Монетаризм не раз подвергался критике со стороны представителей других направлений.
В 1963 году выходит знаменитая работа Фридмана, которую он написал в соавторстве с Д. Мейселменом «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897—1958 гг.», вызвавшая разногласия монетаристов с кейнсианцами. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи, их точка зрения была подвергнута жёсткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата, применяемого в данной работе.
В 1968 году выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», которая оказала значительное влияние на дальнейшее развитие экономической науки. В 1995 году Дж. Тобин назвал эту работу как «наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий. Под её влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.
Для подтверждения регулируемости денежной массы со стороны центрального банка монетаристы используют понятие денежного мультипликатора, основанного на регулировании денежной базы. В состав денежной базы включены: сумма наличных денег, выпущенных в обращение, остатки на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке. Модель «база — мультипликатор» играет важную роль в обосновании монетаристского тезиса об автономности денежной массы.
Данная концепция подверглась критике последователей кейнсианской школы — Дж. Тобина, Н. Калдора. Они подчеркивали, что в экономике, основанной на обращении кредитных денег, денежная масса изменяется в прямой зависимости от спроса экономических субъектов на наличные деньги и банковские депозиты.
Кейнсианцы критиковали мнение монетаристов по поводу того, что умеренные темпы роста предложения денег будут поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции. Они утверждали, что глупо отказываться от активной денежно-кредитной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующе на всю экономику.
3. Использование идей монетаризма при проведении экономической политики (на примере Республики Беларусь)
Самостоятельную денежно-кредитную политику Беларусь начала проводить с момента обретения независимости в 1992 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются основные направления монетарной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области монетарно политики, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования. В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [11].
Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Указом Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год». Рассмотрим степень их выполнения в таблице 3.1.
Как видно из таблицы 3.1, в 2016 году были утверждены следующие показатели: прирост средней широкой массы, изменение международных резервных активов, индекс потребительских цен, достаточность нормативного капитала. В 2017 и 2018 гг. в основные направления денежно-кредитной политики не был включён показатель достаточности нормативного капитала банков. Также в 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
Можно сделать вывод, что почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2016 году фактическое значение прироста средней широкой массы составило 5 % против планового 15-20 %. В 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9-12 %. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
Заключение
Монетаризм — направление в экономической науке, поставившее в основу функционирования экономики денежное обращение, а во главу угла государственной макроэкономической политики — ее денежно-кредитную составляющую. Монетаристы выводят свои постулаты из положения о стабильности скорости обращения денег и формулируют монетарное правило оптимальной макроэкономической политики, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального выпуска.
Монетаризм делает сильный акцент на объем денежной массы, как на фактор, определяющий уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в долгосрочной перспективе.
Влияние монетаризма на экономическую политику проявляется в том, что большинство стран устанавливает контрольные цифры объема денежной массы. Кроме того, несколько раз рекомендации монетаризма использовались при проведении политики «дорогих» денег для сокращения темпа инфляции. Требуется иного времени и труда, чтобы ценой спада сдержать рост заработной платы и цен.
С позиции монетаризма предложение денег обычно оказывает мощное, но трудно предсказуемое воздействие на экономику. Оно осуществляется с длительными и непостоянными лагами. В среднем требуется длительное время, чтобы изменение темпов роста денежной массы повлияло на ВВП, поэтому лаги длительные. Кроме того время, требующееся, чтобы это изменение повлияло на ВВП, в разных исторических случаях разное — лаги непостоянны. По расчетам Фридмана, длительность лагов может быть от 6 месяцев до 2 лет.
Монетаристы утверждают, что процентные ставки являются плохим ориентиром при проведении денежно-кредитной политики. Монетаристы считают также, что частная экономика внутренне стабильна.
Сторонники монетаризма утверждают, что хотя денежно-кредитная политика способна мощно влиять на ВНП, ее не следует активно использовать, чтобы она не дестабилизировала экономику. Соответственно, их собственная позиция состоит в том, что для минимизации потенциального ущерба, который может нанести неправильная политика, необходимо поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне.
Анализируя реализацию установленных показателей монетарной политики Республики Беларусь, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2016 году фактическое значение прироста средней широкой массы составило 5% против запланированных 15-20%. В 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
1. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
3. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
4. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
5. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
6. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
7. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
8. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
9. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
10. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
12. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
13. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
14. Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
15. Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
16. Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
17. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
18. Утешева, В. Функционирует ли канал банковского кредитования трансмиссионного механизма монетарной политики в Республике Беларусь? / В. Утешева // Банковский вестник. – 2019. – №. 5. – С. 26-33.
19. Харитончик, А. И., Дмитриев, Д. А. Исследование трансмиссионного механизма монетарной политики в Республике Беларусь/ А. И. Харитончик, Д. А. Дмитриев // Банковский вестник. – 2018. – №. 13. – С. 2-40.
20. Харитончик, А. И. Эффективность каналов трансмиссионного механизма монетарной политики в Республике Беларусь / А. И. Харитончик // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2020. – №. 1. – С. 29-40.