ВВЕДЕНИЕ
С развитием мирового хозяйства национальная экономика отдельной страны все больше зависит от результатов взаимодействия с другими странами.
Открытая экономика – экономика страны, тесно связанная с мировым рынком, международным разделением труда. Выступает антиподом замкнутых (автаркических) систем. Степень открытости характеризуется такими показателями, как: отношение экспорта и импорта к ВВП; движение капитала за границу и из-за границы; обратимость валюты; участие в международных экономических организациях. В современных условиях становится фактором развития национальной экономики, ориентиром на лучшие мировые стандарты.
Различают полную и частичную открытость экономики. Полная свойственна развитым, конкурентоспособным экономическим системам, частичная – экономике переходного периода, Беларусь взяла курс на переход к открытой экономике.
В настоящее время основная доля доходов бюджета Республики Беларусь формируется за счет налоговых поступлений. При этом особый акцент делается на налог на добавленную стоимость. Правильно сформированная и последовательно осуществляемая налогово-бюджетная политика, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, баланса государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что на сегодняшний день экономика Республики Беларусь, бюджетно-налоговая сфера находятся в неустойчивой стадии своего развития, и как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба всей страны в целом. Более того, актуальность темы подтверждается ускорением инновационного развития и финансовой глобализацией в мире, что неизбежно приводит к усложнению задач, стоящих перед государством, и повышению роли финансов в системе.
Финансовая стабилизация экономики Республики Беларусь невозможна без проведения эффективной бюджетно-налоговой политики. Государственное регулирование непосредственно связано с решением таких проблем, как снижение бюджетного дефицита и государственного долга, обеспечение достаточных и стабильных поступлений в бюджет, повышение уровня собираемости налогов и сборов, снижение налоговой нагрузки на экономику и др.
Цель работы: изучить налогово-бюджетную политику Республики Беларусь, выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть модель малой открытой экономики и ее основные черты;
2. изучить налогово-бюджетную политику в условиях фиксированного валютного курса.
1. МОДЕЛЬ МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Открытая национальная экономика – экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром.
В открытой экономике значительная часть выпущенной продукции экспортируется за границу. В открытой экономике расходы на произведенную продукцию можно разложить на четыре составляющие:
1. потребление отечественных товаров и услуг;
2. инвестирование расходов на отечественные товары и услуги;
3. государственные закупки отечественных товаров и услуг;
4. экспорт товаров и услуг, произведенных внутри страны [2, с.66].
Абсолютно открытой или закрытой экономики не существует. Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.
Открытая экономика – это экономика, в которой международные транзакции играют значительную роль. По данным международной статистики, наиболее открытыми экономиками (и в тоже время более зависимыми от мировой торговли) считаются такие страны, как Сингапур (международные сделки составляют 95,8% ВВП страны); Малайзия (94,6% ВВП); Объединенные Арабские Эмираты (91,4% ВВП); Словакия (77,6%); Бельгия (70,9%); Эстония (67,1%). Единственная страна мира, которую можно назвать закрытой экономикой, – это Северная Корея, где внешние операции не превышают 6% внутреннего продукта [18, c.176].
Степень открытости экономики обычно зависит от объемов внешней торговли страны или от политической линии её правительства. [16, с.25]
При анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.
На степень открытости влияют масштаб страны, численность населения, размер внутреннего рынка, относительная обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности национальной политики государства, характер внешнеэкономических связей.
Открытая экономика предполагает в международных расчетах использование иностранных валют; она находит своё отражение в платёжном балансе страны, в частности в балансе текущих операций и балансе движения капитала. [20, с.26].
При анализе степени открытости страны по отношению к внешнему миру следует обращать внимание на масштабы национального производства и ее научно-производственный потенциал, на то место, которое страна занимает в международных валютно-кредитных отношениях.
2. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ФИКСИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО КУРСА
Бюджетно-налоговая или Фискальная политика является неотъемлемой частью финансовой политики. Его основное назначение вытекает из природы и функции налогообложения. Налоги – это обязательные сборы, осуществляемые в соответствии с национальным законодательством. Иными словами, это обязательные платежи в бюджеты юридических и физических лиц, установленные и принудительно изъятые государством в форме перераспределения части общественных благ, используемых для удовлетворения потребностей государства. Как известно, налогообложение является одним из источников финансирования всех сфер государственной деятельности и экономическим инструментом реализации национальных приоритетов.
Фискальная политика – совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.
Основными задачами фискальной политики являются:
- сглаживание колебаний экономического цикла,
- обеспечение устойчивых темпов экономического роста,
- достижение высокого уровня занятости,
- снижение инфляции [2, c.83].
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.
Основными инструментами фискальной политики являются:
- налоговые ставки;
- правительственные расходы,
- трансферты.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Таким образом, налоговую политику можно определить, как часть национальной политики, характеризующуюся согласованными действиями государства по разработке концепции налоговой системы, использованию налоговых механизмов, а также внедрению налоговой системы на практике и мониторингу ее эффективности. Это ключевой элемент экономической политики и инструмент корректировки макроэкономических показателей. Налоговая политика, как специфическая сфера человеческой деятельности, относится к категории надстройки.
3. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Бюджетно-налоговая политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Государственный бюджет, являясь главным инструментом мобилизации и расходования финансовых ресурсов государства, представляет реальную возможность воздействовать на развитие национальной экономики страны, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. [1, c.44]
Беларусь традиционно проводит умеренную бюджетно-налоговую политику (фискальную).
Правовую основу фискальной политики формируют Бюджетный Кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год; постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете; Налоговый Кодекс Республики Беларусь; иные законы, приказы, постановления Президента и органов государственной власти Республики Беларусь.
Разработка основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь возложена на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство [7, с.77].
Особенностями фискальной политики в Республике Беларусь являются:
- высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами;
- преимущественное проведение дискреционной стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;
- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы;
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов.
Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь полностью продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. В отличие от времен СССР, бюджетно-налоговая политика не базируется на умозрительных, идеологических построениях. Государство пытается только достичь стабильности и некоторого роста экономики. Добиваются этой цели двумя способами:
- поддержкой производственной базы страны;
- стимулированием экспорта производимой в стране продукции.
Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования были рассмотрены задачи, связанные с определением модели малой открытой экономики, налогово-бюджетной политики в условиях фиксированного валютного курса и проблемы ее реализации в национальной экономике Республики Беларусь.
На основании освоения полученной темы сделаем следующие выводы.
Открытая национальная экономика – экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром. Степень открытости экономики обычно зависит от объемов внешней торговли страны или от политической линии её правительства. Выделяют большую и малую открытую экономику, поведение которых на мировой арене значительно различается.
Большая открытая экономика – это национальная экономика крупной страны с достаточно большим потенциалом, на которую приходится значительная доля мировых сбережений и инвестиций.
Малая открытая экономика – это экономика небольшой страны с очень ограниченным производственным потенциалом и финансовыми возможностями.
С финансовой точки зрения существуют экономические отношения, которые государство может использовать для текущих фискальных мер. Налогово-бюджетная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.
Основными инструментами являются налоги и государственные закупки. Во времена сокращения производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать то и другое. т.е. проводить стимулирующую политику. Чтобы снизить инфляцию, проводят политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику. Это сокращение государственных расходов, увеличение налогов или объединение обоих мер.
Налоговая система страны эффективна, когда она основана на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые преимущества для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальное налоговое бремя и т.д.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.
Экономическая роль бюджета важна. Это часть финансов контролируемой государством страны, поэтому государство может вмешиваться в рыночные механизмы через бюджет. Во-вторых, бюджет является одним из способов сбора средств для решения крупных глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедность, безработица, голод, грамотность, здоровье нации и т.д.).
1. Апацкая А.А. Бюджетно-налоговая политика. / А. А. Апацкая // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – №8/2018. – с.44-46.
2. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 c.
3. Государственный долг на 1 сентября 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases/62a8e0cb5a9e4652.html.
4. Киреева Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова. – Минск: Белорусский экономический журнал, 2015. – с. 84-98.
5. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина. – 8-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 428 с.
6. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – 266 с
7. Мельникова Н.А. Эффективность налоговой политики Республики Беларусь и методы налогового регулирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред.коллегия: М.К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2016. – Вып.10. - С. 77-81
8. Министерство финансов Республики Беларусь. Налоговая система Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/tax_policy/tax_system/.
9. Налоговая система Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа:https://myfin.by/wiki/term/nalogovaya-sistema-respubliki-belarus.
10. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
11. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2018-2020 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/27092017.pdf.
12. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019-2021 годы. Направления совершенствования налоговой и бюджетной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/06092018.pdf.
13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь за 2019 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2020_01_ot.pdf.
14. Печень Е. Приоритеты бюджетной политики на 2019 год. / Е. Печень // Финансы, учёт, аудит. – №9/2018. – С.7-10.
15. Полоник, С.С. Классификация социально-экономических систем. Разработка принципа «малой страны с открытой экономикой» / С.С.Полоник, В.В.Полоник // Новая экономика. – 2013. - № 2. – С. 25-33.
16. Прокопович, И. А. Проблемы налогового регулирования Республики Беларусь / И.А. Прокопович. // Налоговое планирование. – 2015. – №8. – С. 3-8.
17. Слабодчикова, Д.В. Преимущества и недостатки фискальной политики / Д.В. Слабодчикова, М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Том 7. – № 2. – С. 176 – 179.
18. Советникова О.П., Петрова А.В., Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь, 2019. – С. 52-53.
19. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь // Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/strategy/.
20. Струк, Т. Г. Финансы и финансовый рынок: учебно-методический комплекс / Т. Г. Струк. – Минск: БГУ, 2015. – 230 с.