Введение
1 Сущность и государственное регулирование конкурентоспособности организации
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
1.2 Формы, методы и принципы государственного регулирования конкурентной среды
2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
2.2 Оценка конкурентной среды предприятия ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
3 Направления повышения конкурентной среды ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды. Качество этой работы на всех уровнях управления очень низкое.
Состояние государственного регулирования конкурентной среды проанализированы в работах Г. Л. Азоева и А. П. Челенкова «Конкурентные преимущества фирмы».
Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках.
В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам.
Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.
В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.
В отраслевых и региональных программах демонополизации предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т. е. на экономических, технических, организационных и правовых условиях, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке.
Целью данной курсовой работы является определение форм, методов и принципов государственного регулирования создания и развития конкурентной среды предприятия.
1 Сущность и государственное регулирование конкурентоспособности организации
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
В экономической литературе определено несколько подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее распространенные:
По словам авторам Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» конкуренция – это присутствие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке, а также возможность для покупателей и продавцов свободно входить и выходить из рынка. [1, с. 348].
Автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р.А. раскрывает понятие «конкуренция» как процесс управления
Конкурентным преимуществом организации для достижения успеха или других целей в борьбе с конкурентами, будь то в законодательстве или в естественных условиях [2, с. 82].
Спиридонов И.А. в своей книге «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики» определяет конкуренцию как экономический процесс взаимодействия и борьбы между организациями, действующими на рынке, с целью предоставления лучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения максимальной прибыли [3, с. 49].
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений, способствует увеличить предложение товаров и услуг, адаптируется к меняющимся потребностям потребителей и постоянно выводит на рынок новые, более совершенные продукты.
Сущность конкуренции и ее движущие силы были подробно изучены в трудах известного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция промышленности и конкурирующие силы находятся значительно дальше обычного противостояния сторон в конкретной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все они в той или иной степени являются конкурентами, влияющими на отрасль.
2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
Молодечненский городской молочный завод был основан в 1945г. Мощность завода составляла 40 тонн переработки молока в смену. С 1945 г. по 1970 г. молочный завод находился на площади Свободы в городе Молодечно.
В январе 1971 г. были введены в эксплуатацию корпуса нового гормолзавода с цехом сыроделия по адресу тупик Пушкина, 5-а (в настоящее время ул. Нагорная, 7). Мощность завода составляла 60 тонн переработки молока в смену со следующим ассортиментом:
- цельномолочная продукция;
- кисломолочная продукция;
- творог и творожные изделия;
- сыр твердый;
- масло сливочное;
- мороженое.
В 1979 г. производство мороженого и масла сливочного было прекращено.
На основании решения Молодечненского райисполкома от 13 февраля 1997 года № 2, был преобразован в акционерное общество. Общество зарегистрировано решением Минского облисполкома от 31.07.1997 года.
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» было создано 21.05.2009 г. на основании решения Минского областного исполнительного комитета №97 от 9 февраля 2009 года в результате реорганизации в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Молодечненский гормолзавод» открытого акционерного общества «Вилейский гормолзавод», открытого акционерного общества «Нарочанский маслосырзавод» и открытого акционерного общества «Воложинский маслосырзавод».
Общество является преемником прав и обязанностей названных акционерных обществ в соответствии с передаточными актами, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать ОАО «Молодечненский молочный комбинат».
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, расчётный и другие счета в учреждениях банков.
Доля частной собственности коллектива, приобретенная работниками завода по чекам «Имущество», составляет 10%, жителям города принадлежит 15%, государству 75%.
3 Направления повышения конкурентной среды ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
В современных экономических условиях рекламная деятельность имеет важное значение в деятельности предприятий, что в первую очередь обусловлено ее коммуникационной ролью.
Регулирование рекламой деятельности на рынке решает различные задачи. Главная из них – защитить предприятия от недобросовестных действий конкурентов, отрицательно сказывающихся на эффективности их деятельности, а общество – от рекламы, влекущей за собой негативные для потребителей и государства последствия.
Важнейшей составляющей системы управления рекламной деятельностью является государственное регулирование. Оно осуществляется как путем создания широкой законодательной базы, так и путем формирования системы исполнительных органов, осуществляющих контроль.
В Республике Беларусь на государственные контролирующие органы возлагается решение следующих задач в сфере рекламы:
- направление рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и решении, об осуществлении контррекламы;
- направление материалов о нарушении законодательства Республики Беларусь о рекламе в суд для применения мер административного воздействия, а при неоднократном нарушении – в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- направление в органы прокуратуры и другие подведомственные ей правоохранительные органы материалов по признакам правонарушений в области рекламы.
Основными направлениями государственного регулирования рекламы являются:
- реклама товаров (услуг), представляющих потенциальную опасность для потребителей;
- распространение необоснованных утверждений;
- правовая защита товарных знаков;
- охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;
- использование сравнительной рекламы (ее недопустимость);
- реклама, направленная на детей и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений, способствует увеличить предложение товаров и услуг, адаптируется к меняющимся потребностям потребителей и постоянно выводит на рынок новые, более совершенные продукты.
Конкурентоспособность предприятия - это совокупность признаков, которые отличают его от других хозяйствующих субъектов с большей степенью удовлетворения потребностей населения в его товарах (работах, услугах), эффективностью деятельности, способностью и динамикой адаптироваться к рыночным условиям, а также способностью экономического развития на основе разработки и реализации конкурентных стратегий.
Молодечненский городской молочный завод был основан в 1945г. Мощность завода составляла 40 тонн переработки молока в смену. ОАО «Молодечненский молочный комбинат» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, расчётный и другие счета в учреждениях банков.
Доля частной собственности коллектива, приобретенная работниками завода по чекам «Имущество», составляет 10%, жителям города принадлежит 15%, государству 75%.
На ОАО «Молодечненский молочный комбинат» внедрена политика предприятия с решением основных задач: соответствовать требованиям систем менеджмента качества, безопасности пищевых продуктов, систем управления окружающей средой и охраной труда.
На основании проведенного анализа финансово-экономических показателей можно сказать, что работа ОАО «Молодечненский молочный комбинат» не достаточно эффективна.
Выручка от реализации продукции в 2018 г. снизилась на 562 тыс. руб. по сравнению с 2017г., показатель чистой прибыли снизился на 1407 тыс. руб. в сравнении с 2017 г., соответственно и рентабельность по конечному финансовому результату пошла на убыль, и составила в 2018г. -3,4 %.
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» необходимо повышать свои конкурентные позиции, увеличивать относительную долю рынка, что с учетом имеющихся сильных сторон и рыночных возможностей является осуществимой задачей.
При оценке привлекательности отрасли видно, что ОАО «Молодечненский молочный комбинат» и ОАО «Смолевичский молочный завод» разделили соперничество между собой. Это связанно со стабильностью спроса на выпускаемую ими продукцию и достаточно высокий уровень конкуренции.
1. Макконнел, К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика 2 часть. (пер. с англ.) / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2002. – 1126 с.
2. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 486 с.
3. Спиридонов, И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учебное пособие. / И. А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 266 с.
4. Портер, М.Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Э Портер. – М. : Альпина, 2017. – 454 с.
5. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун. - Маркетинг в России и за рубежом. 2010. – №4. – С. 44–54.
6. Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова. - Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3. – С. 52–60.
7. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков. – 2012. – №4 (65). – С. 29–35
8. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 327 с.
9. Ковалев, М.Н. Маркетинг : учеб. пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. Кабаева, О.В. Устименко. - Гомель : Гомельский филиал УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2012. – 377 с.
10. Раицкий, К. А. Экономика организации : учебник для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498
11. Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
12. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2010. – 158 с.
13. Тарелко, В. В. Обоснование коммуникационной и экономической эффективности мероприятий брэндинга / В. В. Тарелко // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 2. – С. 4-7.
14. Тимошина, О. С. Экономический анализ конкурентоспособности организации / О. С. Тимошина // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2017. – № 12. – С. 57-66.
15. Александрович, Я. М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции / Я. М. Александрович // Экономический бюллетень. – 2016. – №7. – С. 86 – 98.
16. Мишин, Ю.Н. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю. Н. Мишин. – 2017. – №1. – С. 39 – 45.
17. Печенкин, А. И. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. И. Печенкин // Маркетинг.– 2017. – №2 (51). – С. 23 – 26.