Введение
1. Экономическая природа, цель, мотивы и эволюция предпринимательства
2. Состояние и проблемы предпринимательства в Республике Беларусь
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Введение
Предпринимательство в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Неотъемлемой частью экономической политики страны является государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства, которая направлена на активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, наращивание экспорта товаров и услуг, производство импортозамещающей продукции, ускоренное развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, сельской местности.
1. Экономическая природа, цель, мотивы и эволюция предпринимательства
Понятие предпринимательства интересовало экономистов с момента зарождения экономических отношений.
Начало разработки теории предпринимательства положил ирландский и английский ученый Ричард Кантильон. Он впервые ввел в обращение термин "предприниматель", который отождествлялся в основном с посредником. Предприниматель, по его мнению, был субъектом особым, наделенным способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю степень ответственности за принимаемые решения не только в типичных ситуациях, но и в критические моменты. При этом он подчеркивал, что предприниматели преуспевают и в производстве, но не обязательно являются собственниками действующего капитала. К предпринимателям в производстве он относил тех, кто, приобретая необходимые средства производства, производит продукцию для продажи с целью получения прибыли [1, стр. 7].
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика — это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Смит считал, что труд - это подлинный источник богатства. Он разработал теорию о роли рынка в развитии народного хозяйства, утверждал, что размещение капитала в своей стране наиболее благоприятно для национального благополучия, особенно при капитализации прибыли в отрасли материального производства [2, стр. 16].
Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Согласно его мнению, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства.
2. Состояние и проблемы предпринимательства в Республике Беларусь
Малые и средние предприятия оказывают заметное влияние на рост экономического потенциала и благосостояния граждан государств – участников СНГ. Они создают рабочие места, обеспечивая занятость населения, содействуют повышению уровня жизни и социальной стабильности общества. Уровень данного сектора постоянно растет.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса государства – участники СНГ последовательно принимают специальные законодательные акты, направленные на создание благоприятных условий образования и функционирования малых и средних предприятий. Принимаются меры по упрощению разрешительных процедур, сокращается перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, развиваются меры господдержки.
В этих целях в последнее время реализованы ряд комплексных мероприятий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), при этом достигнуты следующие важные результаты.
В Республике Беларусь усилены законодательные механизмы саморегулирования бизнеса при минимальном контроле со стороны государства, введен уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов деятельности, систематизированы и сокращены (в 10 раз) общие противопожарные, санитарно-эпидемиологические, природоохранные, ветеринарные требования, отменены излишние административные барьеры в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли, общественного питания, рекламы и др. До 2021 года объявлен мораторий на повышение существующих и введение новых налогов.
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
К факторам, обуславливающим развития предпринимательства в Республике Беларусь, относятся:
- переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка, часто расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах массового спроса, но и индивидуального характера;
- наличие правовых гарантий предпринимателям;
- поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой и финансово – кредитной политики;
- благожелательное отношение со стороны общества;
- устойчивое, стабильное социально – политическое положение государства, которое способствует привлечению иностранного капитала;
- развитие рыночной инфраструктуры (инновационные центры, банки, биржи, рекламные агентства и пр.);
- повышение материального и культурного уровня населения, расширение круга их запросов и интересов;
- это реальная форма связи производителя с собственностью на средства производства;
- необходимость создания конкуренции на рынке;
- необходимость соединить интересы науки и производства.
В течение 2019 года в стране была продолжена системная работа по реализации мер, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь № 7 в целях формирования условий для развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности.
Заключение
Понятие предпринимательской деятельности содержится в ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Государственное предпринимательство является одной из форм вмешательства государства в экономику. Также оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Следует также отметить, что государственное предпринимательство в первую очередь должно развивается в тех областях, которые не имеют интерес у частных предпринимателей. Это связано с тем, что государственные предприятия по сравнению с частными являются менее эффективными. Несмотря на то, что государственные предприятия наделены большими правами и ответственностью, они всегда отстают от частных в хозяйственной самостоятельности.
1. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 696 с.
2. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
3. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. А. С. Пелиха. Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 384 с.
4. Савкина Р. В. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Р. В. Савкина, Е. Г. Мальцева. – М.: КНОРУС, 2013. – 214 с.
5. Филимонова Н. М., Моргунова Н. В., Ловкова Е. С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
6. Лапуста М. Г., Поршнев А. Г., Скамай Л. Г. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 448 с.
7. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М: ИНФРА – М, 1997. – 608 с.
8. Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 313 с.
9. Мельников Н. К. Основы экономики и предпринимательства. – Мн.: «Экоперспектива», 2001. – 288
10. Лекции по микроэкономике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/suschnost-predprinimatelstva-353.
11. Основы предпринимательства (в вопросах и ответах): Учебно-практическое пособие / Врублевский Б. И., Врублевский В. Б., Сенько И. В. – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие», 2004. – 50с.
12. Основы предпринимательства: Учебник / Врублевский Б. И., Врублевский В. Б., Сенько И. В. – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие», 2005. – 207 с.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений, внесенных в 2006-2008 гг. / авт. обзора В. С. Каменков. – Минск: Амалфея, 2008. – 736 с.
14. Переверзев М. П., Лунева А. М. Предпринимательство и бизнес: Учебник / Под ред. проф. М. П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 176 с.
15. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое – знание», 2011. – 664 с.
16. Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики: курс лекций / А.Д. Нестерова. – Калининград: Калининградский университет, 2009. - 63 с.
17. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2020. Статистический сборник.
18. Отчет о реализации в 2019 году Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 – 2020 годы.
19. Деловая среда-2019: оценка состояния и направления совершенствования - Читать полностью: http://ced.by/ru/news-by-tags/~shownews/delovaja-sreda-2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ced.by/ru/news-by-tags/~shownews/delovaja-sreda-2019.
20. Совет по развитию предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ced.by/ru/news-by-tags/~shownews/2020-08-28-predlozhenia-msp-2021-2025.