ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЮЗАБИЛИТИ САЙТА. ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО ЮЗАБИЛИТИ
2. АНАЛИЗ САЙТА ОРГАНИЗАЦИИ СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЮЗАБИЛИТИ
2.1 Характеристика организации связи и ее деятельности в интернете
2.2 Анализ интерфейса сайта. Фокус группа
2.3 Анализ сценария взаимодействия посетителей на сайте
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЮЗАБИЛИТИ САЙТА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества Интернет превратился в одну из основ экономики развитых стран. С одной стороны, ведущие интернет- вносят существенный вклад в экономику стран, где они базируются, с другой стороны, практически любой бизнес, не представленный в Интернете, рано или поздно теряет рынок. Для продвижения своего бизнеса в Интернете организации применяют разнообразные методы и выделяют значительные средства, однако эффективности их использования не всегда уделяется достаточное внимание.
Следствием недостаточно эффективного использования ресурсов, выделенных на продвижение в Интернете, является существенное неудобство, которое пользователь испытывает при посещении целого ряда сайтов. Каждый из нас может составить свой список неудобных сайтов, при этом в него обязательно попадут сайты крупных компаний, затративших гигантские средства на их создание и продвижение, но не проявивших заботу о потенциальных посетителях своих сайтов. Удобство сайта для пользователя принято характеризовать понятием «юзабилити».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на эффективность маркетинговой деятельности организации в сети интернет влияет не только продвижение и раскрученность интернет-сайта, но и удобство пользования сайтом организации с очки зрения различных параметров. Поэтому анализ качества организации сайта с точки зрения простоты и удобства является наиболее важным
Объектом исследования является организация связи РУП «Белтелеком».
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЮЗАБИЛИТИ САЙТА. ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО ЮЗАБИЛИТИ
В современном мире сайты есть у всех компаний. Люди тратят огромное количество денег, времени и сил на то, чтобы сайт выполнял поставленные перед ним задачи. Всевозможное продвижение, передовой дизайн – все это прекрасно, но бесполезно, если сайт недостаточно понятен и «приветлив» с пользователем [16].
С увеличением числа интернет-ресурсов становится актуальным вопрос повышения конкурентоспособности сайтов. Важным аспектом при разработке привлекательного для пользователя сайта является юзабилити.
Сперва, стоит разобраться, что же обозначает термин «юзабилити» (англ. usability). «Ясность и простота веб-страницы – как хорошее освещение для витрины магазина, при них все кажется лучше» [8]. Usability –это то, насколько сайт удобен в пользовании для обычного потребителя. Зачастую бывает так, что сайт очень красив по дизайну, но пользователю абсолютно неудобен для поиска информации и, как бы не привлекала его графика, он все равно уйдет на менее красивый, но более понятный сайт. Usability позволяет оптимизировать сайт для быстрого поиска нужной информации и сделать его максимально удобным в пользовании.
Юзабилити-тестирование – это наблюдение за людьми, которые пользуются тем, что вы создали. Проводится это наблюдение для того, чтобы понять, что именно неудобно в сайте и как это можно исправить.
Почему юзабилити-тестирование всегда дает результат?
Нет сайтов без изъяна
При таком тесте большинство действительно серьезных проблем легко выявляются.
Такой вид деятельности помогает совершенствоваться разработчику как дизайнеру сайта.
Как проводится тестирование? В книге «Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга» автор говорит о том, что достаточно легко проводить юзабилити-тестирование без найма каких-либо дополнительных кадров. Отбор участников тестирования в фокус-группу проводится по срезу ЦА. Экспертная фокус группа может состоять из 5-7 человек. Им дается ряд заданий на выполнение каких-либо действий на сайте, а далее анализируется насколько легко/сложно и за какое количество времени были выполнены эти задания. Тестирование проводится в обстановке, схожей с той, в которой обычно находится испытуемый. Лучший вариант, например, на рабочем месте при наличии стандартных отвлекающих факторов.
2 АНАЛИЗ САЙТА ОРГАНИЗАЦИИ СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЮЗАБИЛИТИ
2.1 Характеристика организации связи и ее деятельности в интернете
1 августа 2004 года в соответствии с приказом Министерства связи и информатизации от 7.07.2004 г. № 189 Республиканское государственное объединение «Белтелеком» было преобразовано в Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком» – РУП «Белтелеком». Областные республиканские унитарные предприятия электросвязи, а также УП «Минская городская телефонная сеть», УП «Междугородная связь», УП «Минская телефонно–телеграфная станция», входившие в состав «Белтелеком», реорганизованы в филиалы РУП «Белтелеком» путем присоединения.
РУП «Белтелеком» оказывает следующие около 60 видов услуг электросвязи, в том числе:
1. Услуги, связанные с телефоном.
2. Услуги телефонной связи: местная, междугородная связь, международная связь, телефонная связь с таксофонов.
3. Услуги расширенной возможности телефонной связи.
1) Факсимильная связь – это быстрая передача копий документов на любые расстояния.
2) Справочно–информационные, сервисные информационные услуги и услуги автоинформатора, реализуемые на базе ЦОВ (цех обработки вызовов – справочно–информационный цех), оказываемые по телефону.
3) Современные высокотехнологичные услуги:
– Интернет (различные тарифные планы: нелимитируемого доступа, с предоплаченным трафиком, тарифы почасового доступа в Интернет).
– IPTV. В 2009 г. РУП «Белтелеком» ввел в промышленное пользование новую услугу под торговой маркой ZALA. IP–телевидением принято называть цифровую технологию многопрограммного интерактивного телевизионного вещания в IP–сети с помощью пакетной передачи видео–данных по IP–протоколу
РУП «Белтелеком» – национальный оператор электросвязи Республики Беларусь. За годы развития предприятием построена разветвленная сеть телекоммуникаций на территории страны, сеть магистральных волоконно–оптических линий связи (ВОЛС) с выходом на сопредельные государства. РУП «Белтелеком» разрабатывает качественно новые телекоммуникационные сервисы. Предприятие обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Для организации международных каналов спутниковой связи эксплуатируется комплекс наземных станций спутниковой связи «Телепорт».
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЮЗАБИЛИТИ САЙТА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Анализ сайта РУП «Белтелеком» с использованием метода фокус-группы показал, что такие характеристики сайта как удобство, дизайн, простота пользования находятся на довольно высоком уровне. Для того, чтобы модернизировать сайт организации и повысить уровень его используемости необходимо узнать мнение как можно большего числа пользователей о том, насколько сайт является практичным и комфортным для них. Для этого, на сайте организации необходимо внедрить вкладку с онлайн-опрос, на основе которого можно было бы выявить недостатки организации сайта и узнать, что клиенты хотели бы видеть на сайте организации. На данный момент такого рода опрос на сайте отсутствует. Его можно было бы разместить на вкладке «Обратная связь» на официальном сайте организации.
В последнее время в Интернете много различных вариантов проведения опроса. Сначала был проведен сравнительный анализ более чем 15 сайтов, а затем варианты сокращены до трех: Survio.com, Anketolog.ru, Webanketa.com. В конечном итоге был выбран сайт Anketolog.ru. Это объясняется наличием всех необходимых функций для проведения опроса и нескольких дополнительных факторов. Первым критерием является функционал, который включает в себя дизайн вариантов ответов, которые можно задать, используя данный сервис. Как видно из табл. 3.1 дизайн ответов различен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, согласно многим исследованиям, ежегодно растет процент пользователей сети Интернет, это объясняется тем, что пользователь может найти совершенно любую информацию, которая интересует его на данный момент. Для того чтобы создать эффективный и популярный интернет-ресурс, необходимо уделять внимание многим факторам, например, грамотно выстроенному контенту, привлекательному дизайну, юзабилити сайта и его функциональной наполненности. При создании сайтов различной направленности разработчики акцентируют особое внимание на юзабилити.
Юзабилити – это удобное и простое использование сайта. Высокий уровень юзабилити дает возможность получить больший процент расположенности пользователя к сайту. Главная цель повышения юзабилити сайта – улучшить сайт так, чтобы при быстром просмотре пользователя.
Объектом исследования данной работы выступает РУП «Белтелеком».
Организация является ведущей телекоммуникационной компанией с многолетней историей, персонал которой обеспечивает и развивает важные для государства, общества, частных и корпоративных клиентов технологии связи. В своей деятельности предприятие делает ставку на активную политику расширения и улучшения услуг электросвязи. Компания динамично развивается и занимает доминирующую позицию на телекоммуникационном рынке Республики Беларусь, являясь крупнейшим оператором электросвязи на территории нашей страны. В своей деятельности организация активно использует возможности сети Интернет.
Анализ интерфейса сайта организации с использованием метода Фокус группы показал, что вцелом посетители сайта оценивают такие критерии как простота использования, удобство, эстетичность и информативность сайта с положительной стороны. В качестве мероприятия, которое будет способствовать улучшению юзабилити сайта и привлечению новых клиентов является внедрение на сайте раздела «опрос», пройдя который организации сможет узнать о преимуществах и недостатках сайта непосредственно от пользователей. Данная функция позволит привлечь внимание пользователей и усовершенствовать работу сайта.
1. ГОСТ Р ИСО 9241-210–2012 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем [Электронный ресурс] // Информационный портал по стандартизации. М., 2013. Режим доступа: http://standard.gost.ru/wps/wcm/connect/d661e080413f5db8a4e9fe7ab9890bef/GOST_R_ISO_9241-210-2012.pdf?MOD=AJPERES.
2. Критерии юзабилити [Электронный ресурс] // Сайт компании Rezonans [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rezonans.ru/audit-saytov/informaciya/yuzabiliti-saytov/kriterii-yuzabiliti.html.
3. Юзабилити анализ: разновидности и отличия. Как провести анализ сайта? [Электронный ресурс] // KeyVision. WebAnalytics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://keyvision.ru/blog/item/id/56/.
4. Юзабилити сайта // Энциклопедия поискового продвижения сайтов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sembook.ru/book/povyshenie-konversii-sayta/yuzabiliti-sayta/.
5. Юзабилити сайта: критерии оценки // Блог Вебмастера. Dicim [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dicim.net/yuzabiliti-sajta-kriterii-ocenki.html.
6. Юзабилити сайта по полочкам // Сервис «Сайтполис» – проверка юзабилити сайтов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sitepolice.ru/blog/usability/25639/.
7. How Long Do Users Stay on Web Pages? // Nielsen Norman Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nngroup.com/articles/how-long-do-users-stay-on-web-pages/.
8. Стив Круг о понятии юзабилити. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.executive.ru/management/marketing/1312532-chem-luchshe-uzabiliti-saita-tem-bolshe-loyalnyh-klientov.
9. Что такое юзабилити сайта, и почему это важно. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nicomnn.ru/stati/yuzabiliti/70-chto-takoe-yuzabiliti-sajta-i-pochemu-eto-vazhno.
10. 10 советов по улучшению юзабилити сайта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lpgenerator.ru/blog/2018/03/11/10-sovetov-po-uluchsheniyu-yuzabiliti-sajta/.
11. Якоб Нильсен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B1.
12. Как параметры экрана влияют на конверсию лендинга? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lpgenerator1.rssing.com/chan-25731122/all_p54.html.
13. РУП «Белтелеком» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beltelecom.by.
14. Servio.com / официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.survio.com/ru/.
15. Webanketa.com / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://webanketa.com/.
16. Алфимцев, Александр 25 упражнений по юзабилити / Александр Алфимцев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 108 c.
17. Калиновский, А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным / А.И. Калиновский. - М.: Мн: Новое знание, 2005. - 220 c.
18. Круг, Стив Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга / Стив Круг. - М.: Питер, 2010. - 319 c.
19. Круг, Стив Не заставляйте меня думать. Веб-юзабилити и здравый смысл / Стив Круг. - М.: Эксмо, 2014. - 844 c.
20. Кучинская В.С. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кучинская // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. – 2014. – С 39-40.