ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность корпоративной культуры, её особенности
1.2 Виды и основные элементы корпоративной культуры
1.3 Место корпоративной культуры в системе управления организацией
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ TRANS.EU
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ корпоративной культуры организации
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОМПАНИИ TRANS.EU
3.1 Основные направления совершенствования системы формирования корпоративной культуры организации
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из таких воспроизводимых источников успешного развития отечественных организаций может служить сильная корпоративная культура, базирующаяся на национальной культуре и ценностных ориентациях работников.
Корпоративная культура оказывает значительное влияние, как на отдельных сотрудников, так и на организацию в целом, выступая таким фактором, который осуществляет большое влияние на внутреннюю жизнь и управления структурой компании. Корпоративная культура способна поддерживать и ориентировать на выполнение долгосрочных корпоративных целей, на определенный алгоритм поведения и действий путем воздействия на образ поведения и мыслей.
В период экономического кризиса многие предприниматели небезосновательно делают ставку именно на корпоративную культуру, ведь благодаря ей можно мобилизовать персонал для достижения важных стратегических целей, сориентировать отдельные подразделения на общую командную работу, повысить эффективность труда и улучшить производственные показатели. Стабильная и положительная корпоративная культура - мощная сила, облегчающая поиск решений в сложных ситуациях и способствующая благоприятному исходу конфликтов в коллективе.
Ведущие организации давно осознали необходимость формирования некоего общего корпоративного духа, культуры, связывающей изначально совершенно разных людей и направляющей их к общей цели.
Целью данной работы является изучение особенностей формирования корпоративной культуры как инструмента управления персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 рассмотреть теоретические основы формирования корпоративной культуры предприятия;
2 провести анализ формирования корпоративной культуры на примере Trans.Eu;
3 показать основные направления совершенствования системы формирования корпоративной культуры в Trans.Eu.
Объектом исследования является организация Trans.Eu как носитель корпоративной культуры.
Предметом исследования выступает проблема формирования и развития корпоративной культуры организации Trans.Eu.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность корпоративной культуры, её особенности
Термин «корпоративная культура» впервые появился в XIX веке в Западной Европе. Развитие капиталистических отношений в конце XIX и в начале ХХ века вызвало интерес и к формированию корпоративной культуры, как общественного явления, которое повышало эффективность и результативность деятельности компаний и организаций [1, с. 88].
Современное понятие «корпоративная культура» весьма широко.
Корпоративная культура — это собранные воедино саморегулируемые модели поведения, восприятия, мышления и убеждений, определяющие наши действия. В своем лучшем проявлении корпоративная культура является невероятно ценным источником новых возможностей для сотрудников, она стимулирует их развитие, тем самым способствуя постоянному росту производительности труда. Но в своем худшем проявлении корпоративная культура может, напротив, препятствовать росту производительности труда, ослабляет эмоциональную связь сотрудников с компанией, что негативно отражается на долгосрочных перспективах компании.
Большинство крупных компаний по своей структуре так сложны, что их корпоративная культура проявляет себя одновременно и с лучшей, и с худшей стороны. Это объясняется тем, что корпоративная культура крупной компании обычно состоит из нескольких взаимопроникающих субкультур, каждая из которых влияет на остальные и одновременно зависит от них.
Корпоративная культура живет и развивается в единой символике, с помощью которой передаются ценностные ориентации, негласные правила поведения, представления о «допустимом» и «недопустимом» образе действий, через нормы, ценности, убеждения и ожидания, принимаемых сотрудниками, которые полагаются в основу построения отношений и взаимодействий, как внутри коллектива, так и за его пределами [2, с. 336].
Корпоративная культура — это определенная основа, вокруг которой сплачиваются сотрудники, считающие нормой трудовой деятельности - трудолюбие и работоспособность, умение работать в коллективе, взаимопомощь, высокий профессионализм, играющие ведущую роль в становлении нормального морально-этического климата в любой организации [3, с. 213].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ TRANS.EU
2.1 Общая характеристика деятельности организации
Trans.eu Group S.A. – технологическая компания, созданная в 2004 году. Это одна из самых значимых транспортных бирж в Европе, а также современная логистическая платформу для автомобильного транспорта.
Платформа Trans.eu – настоящая платформа TMS класса 4.0. Она объединяет грузоотправителей, логистических операторов, экспедиторов и перевозчиков.
Сегодня компания состоит из 12 иностранных филиалов, а также 8 компаний, специализирующихся на предоставлении различных услуг для автомобильного транспорта.
Сегодня на Платформе Trans.eu работает более 40 000 компаний из стран Европы и СНГ. Это лучшее решение для ежедневной работы перевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей. Более 200 000 онлайн заявок на грузоперевозки каждый день.
Одной из компаний, работающих на платформе Trans.eu, является ИООО «ЛогинтрансБел». Данная организация предоставляет логистические услуги от Trans.eu Group S.A. на территории Республики Беларусь.
ИООО «ЛогинтрансБел» создано в соответствии с «Законом о предприятиях в Республике Беларусь», «Законом о собственности» и другими законодательными актами Республики Беларусь на основе общей долевой формы собственности. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банках, имеет право на простую круглую печать, штамп, символику. Правоспособность предприятия возникает с момента его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации. Предприятие не имеет обособленных подразделений, в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Уставом предприятия.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОМПАНИИ TRANS.EU
3.1 Основные направления совершенствования системы формирования корпоративной культуры организации
В результате проделанной работы во второй главе были сделаны выводы о необходимости совершенствования, существующей в компании Trans.ue, а именно в ИООО «ЛогинтрансБел», корпоративной культуры.
Стоит заметить, что эффективно развитая корпоративная культура подразумевает развитую кадровую политику, которая ориентирована всецело на формирование высокоэффективного персонала в компании [15].
Именно поэтому необходимо совершенствовать методы оценки персонала ИООО «ЛогинтрансБел». В различных областях человеческой деятельности требуется квалификация, назначенная по результатам аттестации. Текущая практика аттестации дает четкое представление о перспективах разработки процедур для их автоматизации.
Электронная оценка персонала подразумевает использование компонента электронного тестирования, который позволяет тестировать сотрудников различных профилей (как правило, базовый модуль содержит тесты для специалистов в области юридического, экономического планирования, финансового, бухгалтерского, производственного и технического обслуживания); включая набор документов, регулирующих оценку персонала в компании [16].
В ИООО «ЛогинтрансБел» достаточно эффективным вариантом будет установка Maintest4.
Maintest4 – программа психологической диагностики. Разработчик – HR-Лаборатория «Гуманитарные технологии» (Human Technologies) создана в 1992 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова как одно из инновационных предприятий Научного парка МГУ. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор А.Г. Шмелев [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе была поставлена цель изучить корпоративную организации на примере Trans.eu. В процессе выполнения работы были изучены теоретические аспекты корпоративной культуры. В результате можно сделать выводы.
В процессе трудовой деятельности базовое поведение ценности, и символика образовываются сотрудниками компании и отражают индивидуальность данной компании. Наиболее важными элементами корпоративной культуры являются ценности, миссия, цели компании, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы.
Корпоративная культура включает разделяемые всеми сотрудниками компании ценности и убеждения, принятые образцы поведения, ритуалы, правила и традиции, которые предопределяют нормы их поведения и характер жизнедеятельности организации, и способны воспроизводиться в этой организации через формальных или неформальных лидеров
Trans.eu Group S.A. – технологическая компания, созданная в 2004 году. Это одна из самых значимых транспортных бирж в Европе, а также современная логистическая платформу для автомобильного транспорта.
Одной из компаний, работающих на платформе Trans.eu, является ИООО «ЛогинтрансБел». Данная организация предоставляет логистические услуги от Trans.eu Group S.A. на территории Республики Беларусь.
Анализ экономических показателей организации за 2017-2019 гг. показал увеличение ключевых показателей эффективности деятельности организации, что говорит об улучшении финансового состояния организации за исследуемый период.
Анализ структуры и динамики трудовых ресурсов показал, что за анализируемый период в организации наблюдалось увеличение текучести кадров. В 2017 году коэффициент текучести кадров составил 0,0667, в 2019 году – 0,182, т.е. коэффициент увеличился на 0,1153.
При этом за три года возросло и значение показателя по выбытию с 0,0667 пункта в 2017 году до 0,273 пункта в 2019 году, или на 0,2063 пункта за три года. Вследствие этого произошло увеличение показателя текучести в 2019 году по сравнению с 2017 годом.
1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА, 2017. - 235 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб, 2014. - 832 с.
3. Федяева А.Ф. Формирование корпоративной культуры организации средствами PR // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. - №5-1. - С. 213-216.
4. Нерсиян Т.Я. Организационная культура в современной экономике. - М.: «Анкил», 2017. - 104 с.
5. Тренев Н. Ценности, корпоративная культура и экономика // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - №1. - С. 294-297.
6. Алавердов А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: МФПУ Синергия, 2016.
7. Каймакова М.В. Анализ использования человеческих ресурсов: текст лекций. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 80 с.
8. Гулинин В.С. Эффективное управление персоналом // Персональный менеджмент. - 2016. - №1. - С. 46.
9. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2016. - 289 с.
10. Козлов В.В. Корпоративная культура: учебно-практ. пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2015. - 304 с.
11. Levitt T. Industrial Purchasing Behaviour: A study of communication effects / T. Levitt. – Harvard, Business School, Boston, MA, 2005. – 240 p.
12. Elkington J. Cannibals with forks: the triple bottom line of 21st century business / J. Elkington. – Chichester: Capstone Publishing, 2007 – 243 p.
13. Снесарева Е. В. Развитие эмоционального интеллекта руководителя для совершенствования управления в бизнесе / Е.В. Снесарева // Менеджмент сегодня. – 2007. – N 6. – С. 344 –353.
14. Чайков, М. Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет усиления мотивации работников / М. Ю. Чайков, А. М. Чайкова // Человек и труд. – 2015. – № 1. – С. 64-65.
15. Тебекин, А.В. Управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2016. – 624 c.
16. Димитриева, С.Д. HR-маркетинг как составляющая системы управления персоналом / С.Д. Димитриева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-1. – С. 109-112.
17. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. – М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2015. – 695 c.
18. Дятлов А.В. Этика и культура организационного поведения / А.В. Дятлов, А.В. Попов // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 9. – С. 78-83.
19. Лайкер, Д. Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Д. Лайкер. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 354 c.
20. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. – М.: КноРус, 2016. – 634 c.