Введение
1 Теоретические основы ценовой политики организации
1.1 Содержание и элементы ценовой политики организации
1.2 Особенности ценовой политики в торговле
2 Анализ и оценка ценовой политики Гомельского филиала Гомельского областного потребительского общества
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ ценовой политики Гомельского филиала Гомельского областного потребительского общества
3 Пути совершенствования ценовой политики в Гомельском филиале Гомельского областного потребительского общества
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Долгосрочная цель создания, функционирования и развития предприятия любой формы собственности заключается в максимизации объема прибыли или «ценности предприятия», то есть той суммы денег, которую можно получить при продаже ее активов. Наиболее гибким и значимым инструментом коммерческой политики предприятия является цена. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия. Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и покупателями и помогают созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие. Они определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.
Верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рынка.
В современных условиях отечественные промышленные предприятия все в большей степени осваивают и широко применяют современные методы конкурентной борьбы и формируют потенциал выхода со своей продукцией на мировые рынки. Среди факторов конкурентоспособности продукции цена остается одним из ведущих, а эффективный механизм управления ценообразованием на предприятии позволяет проводить адекватную ценовую политику.
Вместе с тем, ценовая стратегия и тактика значительной части промышленных предприятий далеки от совершенства, нет глубокого анализа и понимания потенциала предприятия в области ценообразования и использования ценовых факторов в конкурентной борьбе. Слабо используется механизм ценообразования в качестве фактора эффективности деятельности предприятия, обеспечения должного объема выручки и прибыли.
Актуальность выбранной темы определяется усложнением рыночных условий и обострением конкурентной борьбы на внутреннем рынке, а также расширяющимся выходом на мировые рынки. В результате очень важно для любой организации осваивать методы эффективной ценовой политики в передовых, высокотехнологичных отраслях промышленного производства.
Объектом исследования является Гомельский филиал Гомельского областного потребительского общества.
Предмет исследования – ценовая политика Гомельский филиал Гомельского областного потребительского общества.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Содержание и элементы ценовой политики организации
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Принципы рыночной экономики, атмосфера предпринимательства всех ее субъектов заставляют организации разрабатывать и применять собственную политику цен.
Ценовая политика фирмы – это исключительно важный инструмент фирмы-товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой [1].
Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения конечного генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге – это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи. Сущность ценовой политики предприятия заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в той или иной рыночной ситуации [2].
Существует множество определений ценовой политики предприятия, так, например, по мнению Деевой А.И. ценовая политика (политика цен) – это общие принципы, которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги, а Данченок Л.А. считает, что в любых условиях фирма не может позволить себе одного – устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.
Ценовую политику организации условно можно представить в виде двух частей.
Во-первых, это часть ценовой политики, отражающая финансовые отношения с покупателями по поводу цен на реализацию готовой продукции.
Во-вторых, – часть ценовой политики, отражающая финансовые отношения с поставщиками по поводу цен на приобретаемые и потребляемые ресурсы.
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОМЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
Гомельский филиал является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива. В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, положениями, действующими в потребительской кооперации, деятельность осуществляется на основании Устава.
Основной целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.
Предметом деятельности Общества являются:
– организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
– закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
– производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
– оказание платных услуг населению;
– организация рынков для торговли товарами;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Деятельностью правления руководит председатель правления. Кандидатура председателя правления Гомельского филиала Гомельского ОБЛПО избирается Собранием уполномоченных по согласованию с Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, областным союзом и соответствующим районным исполнительным органом.
Организационная структура аппарата управления Гомельского филиала Гомельского ОБЛПО представлена на рисунке 2.1.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В ГОМЕЛЬСКОМ ФИЛИАЛЕ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
Непосредственно по совершенствованию ценовой политике можно предложить следующие мероприятия:
Мероприятие 1 – конкурентная стратегия ценообразования [33].
Гомельский филиал Гомельского ОБЛПО может использовать методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, то есть устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены продукции Гомельского филиала Гомельского ОБЛПО с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
Гомельский филиал Гомельского ОБЛПО может использовать следующие методы установления цены с ориентацией на конкурентов:
Метод следования за рыночными ценами. Предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его.
Если Гомельский филиал Гомельского ОБЛПО усиливает дифференциацию своих товаров по отношению к товарам и услугам конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.
Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен.
Привычные цены – это цены, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики изменения цен в сторону повышения, так как в течение длительного времени сохраняется ставший для покупателей и продавцов привычным определенный уровень цен. Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возможность повышения цен.
Чтобы разрушить привычные цены и произвести их повышение, в Гомельский филиал Гомельского ОБЛПО следует провести коренное улучшение выбора качества товара, его функциональных свойств, упаковки, стиля, дизайна, значения, то есть придать ему большую привлекательность и таким образом адаптировать его к целевому рынку прогнозируемых покупателей, обеспечивая тем самым новое место товара на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государства с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики и оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Вместе с тем, ценовая политика многих фирм особенно нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки во многом вызваны наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний руководителей в области маркетинга.
Установление окончательного уровня цены наиболее ответственный момент в области ценообразования. Предприятие должно учитывать целый ряд аспектов. Например, психологическое восприятие цены покупателями, его роль важна потому, что покупатели зачастую увязывают цену с таким показателем товара, как его качество, и могут предпочесть более дорогой товар как лучший и престижный.
Объектом исследования выступило Гомельский филиал Гомельского ОБЛПО.
В рассматриваемом периоде в деятельности Гомельского филиала наблюдается тенденция снижения, что указывает на недостаточно эффективную систему ценообразования, которую использует компания. Необходимо провести мероприятия по ее совершенствованию.
Одним из ключевых элементов ценообразования является уровень спроса на продукцию со стороны покупателей, поэтому в качестве мероприятий предлагается внедрение рекламы на телевидении.
Экономический эффект от внедрения мероприятия составит 6245,63 руб.
1. Алексеев, А.В. Развитие оптового и розничного рынка / А.В. Алексеев // Маркетинг. – 2012. – № 1. – С. 12-14.
2. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности /А.В. Абрютина. – М, «Финансы и статистика. 2012. – 416 с.
3. Балакирев, С. Управление товарным ассортиментом / С. Балакирев // Современная торговля. – 2018. – № 2. – С. 26-33.
4. Гарифулин, А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин // ПЭО: планово-экономический отдел. – 2019. – № 6.
5. Алексеев, А.В. Современный розничный рынок: обретение устойчивости / А.В. Алексеев // ЭКО. – 2019. – № 12. С. 19-23.
6. Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2018. – 481 с.
7. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: Учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2020. – 424 с.
8. Якубова, Э.В. Розничная и оптовая торговля. Состояние и перспективы / Э.В. Якубова. – Ставрополь, 2012. – 90 с.
9. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимшанов, О.В. Португалов, В.Е. Новиков и др., Под ред. И.К. Салимисанова. – М., 2003.
10. Полещук, И.И., Терештина, В.В. Ценообразование. Учебник. / И.И. Полещук, В.В. Терешина. – Мн., 2002.
11. Белоусова, С.Н. Маркетинг: Учебное пособие /С.Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 314 с.
12. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л. А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2016. – 752 c.
14. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
15. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
16. Емельянова, Т.В. Ценообразование: Учебное пособие / Т.В. Емельянова, – Мн., – 2004.
17. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. – М.: КНОРУС, 2016. – 298 с.
18. Паламарчук, А.С., Паштова, Л.Г. Экономика предприятия / А.С. Паламарчук, Л.Г. Паштова. – М.: Инфра-М, 2015. – 361 с.
19. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – М.: КНОРУС, 2016. – 120 с.
20. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимшанов, О.В. Португалов, В.Е. Новиков и др., Под ред. И.К. Салимисанова. – М., 2003.