Особенности периода в вокальной музыке
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности периода в вокальной музыке»
по дисциплине: «Теория музыки»
2021
45.00 BYN
Особенности периода в вокальной музыке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория музыки
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
РАЗДЕЛ 3 АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Фредерик Лоу (Frederick Loewe), имя при рождении Фриц Лёве, Fritz Löwe; 10 июня 1901, Берлин — 14 февраля 1988, Палм-Спрингс, Калифорния) — американский композитор австро-немецкого происхождения. Его мюзикл «Моя прекрасная леди» (1956) вошел в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Талант композитора ярко проявился уже в детстве: в пять лет он играл на пианино, в семь писал музыку для выступлений отца, а в 13 стал самым юным солистом оркестра Берлинской филармонии. В 15-летнем возрасте Ф. Лоу написал сразу же ставшей популярной песню «Катрина», ноты которой были распроданы в количестве более одного миллиона экземпляров.
В 1924 году Ф. Лоу переехал в США, однако до того как американские продюсеры сумели по достоинству оценить его музыкальное дарование, ему пришлось перепробовать немало самых разнообразных профессий. В частности, он работал тапером, сельскохозяйственным рабочим, золотоискателем и даже выступал как боксер в категории «веса пера». В Америке композитор взял себе имя Фредерик.
В начале 30-х годов Ф. Лоу становится пианистом в пивном баре немецкого квартала Нью-Йорка. Здесь он снова начинает сочинять — сначала песни, а затем и произведения для музыкального театра. С 1942 года начинается его совместная работа с Аланом Лернером. Их мюзиклы все больше завоевывают публику.
Первый успех пришел лишь в 1947 году после мюзикла «Бригадун». Но подлинный триумф настал в 1956 году, когда был написан мюзикл «Моя прекрасная леди», по которому в 1964 году был поставлен фильм (с Одри Хепберн в главной роли), получивший 8 премий «Оскар». Но сам Ф. Лоу не выдвигался ни по одной музыкальной категории, а приз получил человек, переложивший музыку для фильма. Свой приз Ф. Лоу получил в 1959 году за лучшую песню к фильму «Жижи» (фильм, кстати, завоевал 9 «Оскаров»).
РАЗДЕЛ 1 ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Специфика анализа вокальной музыки осложняется наличием текста. Мелодия может быть связана с речевой интонацией более или менее непосредственно. Художественный образ стиха может отразиться в музыке обобщенно и детализированно. Форма вокального произведения в какойто мере зависит от структуры текста. Это отражается на особенностях периода в вокальной музыке, которые могут быть следующими:
1. Начальные периоды, которые в инструментальной музыке оттеняются кадансом, в вокальной часто незамкнуты. Фактором завершенности служит текст.
2. Малая пригодность для мотивной разработки, поэтому нехарактерны развивающие построения. Основной способ развития – вариантно-продолжающее развитие. Вариантность распространяется и на репризы.
Специфика вокальных форм – влияние на музыку выразительности и структуры текста. Влияние текста на общий эмоциональный характер произведения, подчеркивание музыкой смысла отдельных слов, влияние строфики текста на членение музыкальной формы, влияние ритмики, стоп стиха на метроритм музыки. Необходимость и возможность более индивидуального построения музыкальной формы.
Общие особенности периода вокальных форм: уменьшение роли точных реприз, усиление сквозного, текучего развития. Особенности использования в вокальной музыке отдельных типовых музыкальных форм. Собственно вокальные формы, специфичные именно для вокальных жанров. Классификация:
- куплетная;
- куплетно-вариационная и куплетно-вариантная;
- строфическая;
- запевно-припевная;
- рефренная;
- многочастная репризная и сквозная;
- смешанные модулирующие формы.
РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Начинается номер мюзикла вступлением, которое длится 16 тактов. Оно имеет достаточно свободное речетативное изложение. Но, в то же время, свобода изложения мелодии и аккомпанемента, находится в рамках строго структурированной формы построения (8+8). Первое построение (1-8 т.) также структурировано по фразам (4+4). Начинается первое предложение в тональности a-moll. Гармонизация его достаточно свободная. Композитор не придерживается строгих гармоний. Уже в рамках первого предложения постоянная смена тональностей, появление диезов и бемолей приводит изложение музыкального материала из a-moll через D7 в Des-dur. Однако наличие каданса не утверждает новую тональность. И второе построение начинается также с минора.
Второе построение (9-16 т.) излагается все в той же свободной манере в рамках строго структурированной формы (4+4). Стоит отметить, что во втором предложении вокальная партия заканчивается в 12 такте на D7 к G-dur. Далее звучит оркестровый проигрыш, на фоне которого звучит речетатив Хиггенса. Вторая фраза первого построения утверждает G-dur в качестве доминанты к C-dur, в котором звучит первая часть номера и его основная тема.
Таким образом, вступление имеет четкую структуру, которая представляет собой построение, состоящее из двух частей, модулирующий. Речитативность изложения мелодической линии, а также зыбкость и неопределенность гармоний и тонального плана, наличие проигрыша в конце позволяют охарактеризовать данный раздел, как вступление к основной экспозиционной части.
Первая часть (изложение главной темы) представляет собой период. Однако стоит отметить, что, несмотря на его квадратность (8+8) в конце композитор добавляет на возгласе «I can do without you!» еще три такта, что в целом расширяет период до 19 тактов. Период состоит из двух предложений. Первое предложение (17-24 т.) начинается в C-dur и модулирует в e-moll.
РАЗДЕЛ 3 АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Общий характер произведения грациозно шутливый и скерцозный. Музыка проникнута радостью, весельем и жизнеутверждающим началом. Все это ярко отражено в музыкальной ткани номера.
Говоря о мелодической линии, стоит отметить, ее легкость и грациозность. Она лишена каких-либо драматических скачков. Основное движение осуществляется восьмыми в терции небольших интервалов. Во вступлении, как отмечалось ранее, мелодия имеет более речитативный характер, хотя быстрый темп не лишает ее изящности. Мелодическая линия первого предложения более близка основной теме произведения, которая изложена в экспозиции по характеру и типу движения.
Во втором предложении вступления мелодия начинается с квинтового нисходящего скачка и звучит на одном звуке, что делает ее более речетативной, приближенной к разговору. Это подчеркивается отсутствием движения в сопровождении, которое в первом предложении было более гибким, насыщенным.
Основная тема носит шутливый жизнерадостный характер. Мелодия достаточно проста, что подчеркивает ее игривый непринужденный характер. Не выходит за рамки квартового интервала. Типичный для танцевальной шутливой музыки аккомпанемент бас-аккорд создает образ девушки, необремененной заботами, флиртующей и жизнерадостной.
В следующем разделе мелодия приостанавливается и излагается долгими половинными длительностями. Здесь чувствуется некий укор. Однако, несмотря на несколько другое изложение мелодии, явного контраста не ощущается, так как аккомпанемент продолжает поддерживать все тоже настроение.
Более контрастно мелодическая линия звучит в первом предложении третьего раздела. Она становится более упругой, что подчеркивается интервальным сопровождением в аккомпанементе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бродвейская премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» состоялась 15 марта 1956 года. Шоу сразу же стало пользоваться бешеной популярностью, билеты были распроданы на полгода вперед. Однако ошеломляющий успех мюзикла был для его создателей полной неожиданностью. Мюзикл был сыгран на Бродвее 2 717 раз. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах.
Номер «Without you» является с точки зрения драматургии простым произведением. Главное, на что должны обратить внимание исполнители, это жизнерадостный характер музыки. Номер должен звучать легко и беззаботно. Необходимо, чтобы развитие музыкального материала было сквозным, нигде не останавливалось, чтобы тем самым подчеркнуть непродолжительность и мимолетность момента, который запечатлен в данном сочинении.
С точки зрения структуры сочинения можно отметить его строгость и квадратность, которая, тем не менее, не ощущается явно, что достигается композитором за счет сквозного гармонического развития, а также незамкнутости периодов. Таким образом, в рамках строгой формы, композитору удалось воплотить шутливый жизнерадостный женских образ.
В качестве основного выразительного средства здесь можно отметить гармонию, которая насыщена различными красками, частой сменой и игрой тональностей. Соблюдая квадратность структуры, композитор свободно использует гармонические созвучия, что придает музыке романтичность и большую свободу.
В целом характер номера шутливый и скерцозный, который подчеркивается простой в изложении мелодией, четким ритмом, легким штрихом исполнения, отсутствием драматических кульминационных моментов. Номер «Without you» является образцом воплощения непостоянного женского образа, который характерен для жанра мюзикла.
1. Бахтин, А.А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей / А.А. Бахтин. – М.: 2006. – 143 с.
2. Бурцева, А.Н. Истоки мюзикла. Социокультурный анализ / А.Н. Бурцева. – Ломоносовские чтения, 2003. - 112 с.
3. Кампус, Э. О мюзикле / Э. Кампус; пер. с эст. В.В. Самойлова. – Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1983. – 128 с.
4. Мир мюзиклов. Что такое мюзикл. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://musicalworld.ws/musical/musical.html.
5. Мировые мюзиклы. О жанре. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.belcanto.ru/loewe.html.
6. Мюзикл Лоу «Моя прекрасная леди» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.musicals.ru/.
7. Мюзикл «Моя прекрасная леди» на сцене Мариинки Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.labirint.ru/authors/22548/.
8. Фредерик Лоу Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.belcanto.ru/loewe.html.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты