Психологические особенности гендерной социализации в дошкольном возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности гендерной социализации в дошкольном возрасте»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности гендерной социализации в дошкольном возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план программы по гендерной социализации детей 4-5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Картотека игр по гендерной социализации детей 4-5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Список индикаторов для контроля воспитателем процесса гендерной социализации дошкольников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические исследования гендерных различий
1.2 Психология гендерных различий дошкольников
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Сущность гендерной социализации
2.2 Гендерная социализация дошкольников
2.3 Программа по формированию особенностей гендерной социализации в дошкольном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни подрастающего человека, временем, когда закладываются и развиваются важнейшие социальные навыки, двигательные умения, эмоциональные и чувственные процессы; происходит бурное психофизическое развитие всех органов и систем организма ребенка. Именно многоуровневое и системное развитие личности и организма ребенка определяет важность данного периода и направленное психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей, способностей и желаний.
Особое место в периоде дошкольного детства занимает посещение учреждения дошкольного образования, в котором осуществляется планомерный и системный подход к воспитанию и развитию дошкольника, формированию у него социальных, психоэмоциональных, физических, учебных, развивающих умений и навыков, соответствующих способностям и индивидуальным особенностям ребенка, а также оптимальному уровню развития личности. Все направления образовательного процесса, осуществляемого в учреждении дошкольного образования, являются составляющими гармоничного развития личности ребенка. Учебная программа дошкольного образования на 2019-2020 год выделяет следующие направления образовательного процесса: физическое развитие; социально-нравственное и личностное развитие; познавательное, речевое и эстетическое развитие.
Вопросами гендерного подхода в воспитании дошкольников занимались многие исследователи. При этом вопросы о гендерном различии поднимались еще с древнейших времен. В условиях патриархального общества гендерные различия заключались в отличительной деятельности мужчины и женщины. При этом мужчина в семье – добытчик, а женщина – хранительница очага. Об этом рассуждали Аристотель, Платон. В дальнейшем эта тема развивалась и поддерживалась Т. Мором, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо и др.
При этом тема гендерного развития и воспитания не является сугубо педагогической и также затрагивает вопросы философии, социологии, психологии. В философии дифференциация маскулинного и фемининного рассматривалась в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В. Соловьёва, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др. В социологии ученые различных школ и направлений указывали на проблемы равноправия и различий между мужчинами и женщинами. Среди исследователей следует указать, В.А. Геодакяна, Л. Тайгера, Р. Фокса, П. Бергер, С. Бэм, С.И. Голод, Гофман, Д. Зиммерман, Т. Лукман, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, П.Н. Шихирев и др.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические исследования гендерных различий
Еще с древнейших времен филосовами Аристотелем, Платоном, Т. Мором, Т. Кампанеллой, Ж.-Ж. Руссо и другими рассматривались вопросы о социальном назначении мужчин и женщин. При этом на протяжении всего существования человечества социальные роли мужчины и женщины остаются дискуссионными. Все теории социальных ролей опирались на религиозные догмы о первенстве мужчин. С XVIII века такое положение в корне стало меняться. Первой с осуждением патриархального общества выступила британская философ М. Уолстонкрафт [2, с. 123]. В работе Т.В.Бендаса было отмечено мнение французского философа Ф. Фурье и обращено внимание на отражение статуса женщин и мужчин в обществе через языковые словоформы. Он утверждал, что если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, то это признак неравенства полов [15, с. 59].
В русской философии дифференциация маскулинного и фемининного рассматривалась в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В. Соловьёва, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др. Они рассматривали различия мужского и женского начал на основе духовности. Н.А. Бердяев в труде «Метафизика пола и любви» убедительно доказал, что равноправие не означает одинаковость [10, с. 201].
В социологии, так, как и в философии, учёные активно обсуждали проблему равноправия и различий между мужчинами и женщинами. Представители биологического направления В.А. Геодакян, Л. Тайгер, и др. утверждали, что предметом естественного отбора являются не только физические, но и поведенческие характеристики. Представители социального конструктивизма (П. Бергер, С. Бэм, С.И. Голод, Гофман, Т. Лукман, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, П.Н. Шихирев и др.) отрицали наличие причинной связи между мужской и женской анатомией и определёнными общественными ролями, которые принимаются как естественный порядок вещей. Для представителей социального конструктивизма социализация представляла собой процесс научения и интериоризации культурно-нормативных стандартов, стабилизирующих социум. При этом теория конструирования гендера делает акцент на активности научаемого индивида. С.И. Голод выдвинул идею о том, что половая специфика и половые субкультуры детерминированы тремя сопряжёнными составляющими: природной, культурно-исторической (филогенетической), и прижизненно-социальной (онтогенетической) [21, с. 165, 22].
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Сущность гендерной социализации
Проблема гендерного воспитания чрезвычайно актуальна для детей дошкольного возраста, так как данный период детерминирован интенсивным физиологическим созреванием организма и формированием психики.
Проблемой гендерного воспитания занимались многие исследователи, такие как: Л.В. Градусова, И.Н. Евтушенко, И.С. Клецина, И.С. Кон, Л.В. Коломийченко, Ю.В. Перлова, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева, А.А. Чекалина, Н.А. Шинкарева и др.
Исследования И.С. Клециной посвящены проблемам социализации в различные возрастные периоды и гендерным аспектам процесса социализации, реализуемым на трех уровнях: макросоциальном, в пространстве межличностных отношений и на внутриличностном уровне [23].
Т.А. Репина занималась проблемой онтогенеза половой социализации и спецификой воспитания детей разного пола, анализом подходов отечественных и зарубежных психологов к данной проблеме, содержанием и перспективой изменения половых ролей, анализом особенностей полоролевых различий у людей. Т.А. Репиной были подобраны и разработаны тесты для диагностики уровня развития у детей дошкольного возраста начал качеств мужественности и женственности, адекватных представлений о семейных ролях, подробно описаны пути и средства их формирования [1, с. 74].
Ю.В. Перлова рассматривала вопросы преемственности гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, занималась разработкой системно-структурной модели реализации принципа преемственности и выявлением педагогических условий его эффективности в
гендерном воспитании детей [7, с. 55].
Е.А. Конышева изучала формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры–драматизации [29, с. 76].
Д.И. Фельдштейн полагает, что процесс присвоения ребёнком социальных норм является процессом единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, социализация позволяет ребёнку принять нормы человеческого сосуществования, а с другой стороны, процесс социализации каждого отдельного ребёнка носит ярко выраженный индивидуальных характер [15, с.78].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были решены следующие задачи и сделаны следующие выводы.
Исследование социальных ролей мужчины и женщины интересовал исследователей с древних времен. До XVIII века, практически все исследования основывались на приоритете мужчины перед женщиной, и социальное поведение строилось на патриархате. Однако, с XVIII исследователи стали рассматривать и иные возможные позиции. Постепенно гендерная составляющая стала основой многочисленных работ не только в философии, но и в том числе в педагогике.
Гендерное воспитание дошкольников основывается не только на установлении четкого разграничения между мальчиками и девочками. Это довольно обширный комплекс мероприятий, которые включают в себя специализированные методики обучения. Основываясь на половозрастных особенностях необходимо выстраивать специальные подходы по развитию мальчиков и девочек. При этом, не обязательно выделять раздельное обучение мальчиков и девочек. Гендерная социализация может происходить и в коллективном обучении, при этом быть еще эффективнее, нежели раздельное обучение.
1. сущностные характеристики гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста раскрываются в ориентации педагогической деятельности по воспитанию представителей обоего пола на стимулирование к самореализации их индивидуальности, обоснование гендерного воспитания как культуросообразной среды, результатом которого является формирование культуры взаимоотношений подрастающего поколения как граждан, нравственных личностей, способных к самореализации;
2. дошкольное детство является чувствительным периодом, в котором процессы гендерной социализации протекают наиболее интенсивно, поскольку данный возрастной период является временем интенсивного усвоения моделей и форм поведения. К моменту завершения периода дошкольного детства ребенок абсолютно осознает половую принадлежность, совпадая с протеканием процесса усиления половой дифференциации поведения;
3. гендерная социализация детей дошкольного возраста формируется не единомоментно, при этом важно понимать, что развитие происходит не только в учреждении дошкольного образования, а и в семье.
Важно понимать, что гендерная социализация должна быть направлена на формирование у мальчиков и девочек половых различий, положения в обществе и т.д. При этом, важно не только проводить формирование гендерной социализации в учреждении дошкольного образования, но и в семье. Осложнения заключаются в том, что в настоящее время в большом количестве женщины воспитывают детей одни. При этом, если в семье воспитывается мальчик, то он получает ограниченные понимания функции мужчины в социальном мире, усложняется это и тем, что в дошкольном возрасте дети проводят практически весь день в учреждении дошкольного образования, где воспитателем являются женщины. Следовательно, становление гендерной социализации мальчика осложняется многократно.
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 70–78.
2. Баурова, Ю.В. Гендерный подход в обучении / Ю.В. Баурова // Народное образование. – 2019. – № 7. – С. 217-221.
3. Богданович, О.Н. Формирование гендерной культуры у дошкольников/ О.Н. Богданович. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. 6 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2015. – 382 с.
5. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в детском саду: физиологические, гигиенические и социальные аспекты [Текст]Москва: «Пашков дом», 2016. – 80 с.
6. Гусева, Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 141–146
7. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Челябинск, 2008. 22 с.
8. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира: нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ В.Д. Еремеева. – СПб.: Тускарора, 2017. – 180 с.
9. Исаев, Д.Н., Каган, В.Е. Половое воспитание детей / Д.Н.Исаев, В.Е. Каган. – М., 2015. – 162 с
10. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 65-69.
11. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С.Клецина. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
12. Клецина, И.С. Гендерный подход в анализе процесса социализации в период дошкольного детства / И.С.Клецина // Психолог в детском саду. – 2017. – № 1. – С. 12-25.
13. Кодекс Республики Беларусь об образовании: [от 13 января 2011 г.: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г.]: по состоянию на 3 августа 2020 года. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2020. - 398 с.
14. Коновальчик, Е.А., Смотрицкая, Г.Е. Воспитание гендерной культуры ребенка / Е.А.Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. Мн.: Национальный институт образования, 2008. С. 14-15.
15. Конышева, Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Конышева Елена Алексеевна; Перм. гос. пед. ун-т ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2016. — 22 с.
16. Никитина, А.А. Особенности гендерной социализации современных мальчиков / А.А.Никитина // Психолог в детском саду. – 2012. – № 1. – С. 42-54.
17. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 146-152.
18. Смотрицкая, Г.Е. Тенденции развития современной семьи и проблемы формирования гендерной культуры семейных отношений подрастающего поколения / Г.Е.Смотрицкая // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 63-67.
19. Столяренко, Л.Д. Гендерная социализация // Психология личности / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 314-352.
20. Суматохин, С.В. Значение социокультурной среды в формировании у детей гендерной идентичности / С.В.Суматохин // Воспитание дошкольников. – 2018. – № 2. – С. 47-53.
21. Татаринцева, Н. Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2019. – №3. – С. 28–33.
22. Учебная программа дошкольного образования: (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / Министерство образования Республики Беларусь. - Минск : Национальный институт образования, 2019. - 479 с.
23. Хайсарова, Г.М. Роль педагогической культуры родителей в гендерном воспитании детей / Г.М.Хайсарова // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-59.
24. Чеснокова, О. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики / О.Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 8. – С. 28-35.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план программы по гендерной социализации детей 4-5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Картотека игр по гендерной социализации детей 4-5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Список индикаторов для контроля воспитателем процесса гендерной социализации дошкольников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты