Влияние автотранспорта на климатические процессы
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние автотранспорта на климатические процессы»
по дисциплине: «Биоэкология»
2021
45.00 BYN
Влияние автотранспорта на климатические процессы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Биоэкология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Климат. Основные климатообразующие факторы
1.2 Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
1.2.1 Классификация источников загрязнения
1.2.2 Типы загрязнения атмосферного воздуха
1.2.3 Физическое загрязнение
1.2.4 Передвижные источники
1.3 Влияние автотранспорта на окружающую среду
1.4 Влияние автотранспорта на глобальное потепление климата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Проблема глобальных климатических изменений оказалась в центре внимания в связи с ожидаемым потеплением, вызванным техногенными выбросами парниковых газов и таянье ледников [1].
Изменения глобального климата есть совокупность региональных его изменений различных временных и пространственных масштабов.
Причины изменения климата глобальны и региональны. Изменения климата Республики Беларусь происходят на фоне глобальных изменений, связанных с естественными и антропогенными факторами, поэтому возникают разнообразные сценарии изменения климатических условий [3].
В последние годы экологические проблемы, в том числе и изменения климата, стали неизбежными спутниками современной цивилизации. Острота этих проблем обусловлена активным вовлечением природных ресурсов в сферу хозяйственной деятельности человечества.
Изменению климата активнее всего способствует загрязнение атмосферы. Атмосферу загрязняют аэрозоли, промышленные выбросы, содержащие оксиды серы, азота, углерода, газы и пары химических веществ, которые могут отрицательно влиять на состояние здоровья людей, растительность, животный мир, а также здания, сооружения.
Таким образом, одним из наиболее важных факторов, определяющих воздействие внешнего мира на живые объекты, является состояние воздушной среды.
Научно-технический прогресс, развитие промышленности и транспорта вызывают всё более интенсивное использование природных ресурсов Земли, что в сочетании с ростом населения и непрекращающейся урбанизации приводит к усилению нагрузки на окружающую среду и, в первую очередь – загрязнение атмосферы.
Актуальность. В настоящее время начинает отчетливо проявляться взаимодействие промышленных выбросов разных стран, которое угрожает существованию жизни на Земле.
Поэтому борьба с загрязнением атмосферы становится одной из важнейших социальных проблем глобального характера и требует широкого внедрения различных организационных и технических мероприятий, улучшающих состояние атмосферного воздуха.
Цель работы определение влияния автотранспорта на климатические процессы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.
- раскрыть сущность понятия «климат», дать характеристику климатообразующих факторов;
- рассмотреть основные источники загрязнения атмосферного воздуха;
- рассмотреть влияние автотранспорта на климат.
Объект исследования – информация об загрязнителях атмосферы, и их влиянии на климат.
Предмет исследования – влияние автотранспорта на климатические процессы.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Климат. Основные климатообразующие факторы
Климат - многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения. Климат - статистический ансамбль состояний, через который проходит система: гидросфера → литосфера → атмосфера за несколько десятилетий.
Под климатом принято понимать усреднённое значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий) то есть климат это средняя погода [1].
Изучением климата занимается такая наука, как климатология. Усиление влияния антропогенной деятельности человека на все сферы его жизнедеятельности, дало мощный толчок развитию климатологии. Всеобщее осознание ограниченности природных ресурсов и необходимости их сохранения способствовали этому обстоятельству и выдвинули климатологию в ряд ключевых наук.
Возник интерес к климатологии и в нашей республике. Причиной тому является наметившаяся тенденция изменения климата Беларуси и усиление его экстремальности. Антропогенное влияние на климат уже не ограничивается изменением климата крупных городов республики.
Предметом изучения климатологии являются следующие основные элементы климата: барометрическое давление воздуха, измеряемое барометром; солнечная радиация, измеряемая гелиографом; температура воздуха, измеряемая термометром, ее суточная, месячная и годовая амплитуда и изменчивость, влажность воздуха, определяемая гигрометром; чистота воздуха; ветер, измеряемый анемометром; осадки, определяемые плювиометром; облачность, испарение, температура, ионизация, радиоактивность почвы и т. д. [1].
Физические механизмы, определяющие внешние воздействия на климатическую систему, а также основные взаимодействия между звеньями климатической системы называются климатообразующими факторами.
1.2 Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
Загрязнение воздуха – это изменение состава атмосферы в результате попадания загрязняющих веществ. Примесь в атмосфере – это рассеянное в атмосфере вещество, не имеющее постоянного состава. Введение новых, нетипичных физических, химических и биологических активных веществ в любую среду или превышение естественного среднего долгосрочного уровня этих активных веществ рассматривается как загрязнение [3, 4].
Источниками загрязнения городской среды являются объекты производственной и хозяйственной деятельности людей, вносящие загрязнения в воздух, воду, почву города. Источниками загрязнения атмосферного воздуха загрязняющими веществами являются транспортный и теплоэнергетический комплексы, промышленные предприятия цветной и черной металлургии, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроение, строительная промышленность, пищевая промышленность, газовая промышленность, а также жилищное строительство и коммунальные услуги [2].
Существует два типа загрязнения воздуха: естественное и техногенное. Загрязнение воздуха происходит естественным образом в результате пыльных бурь, извержений вулканов, лесных и степных пожаров, эрозии почвы, биологического разложения, особенно жизнедеятельности почвенных бактерий. В атмосферу попадают как твердые, так и газообразные вещества [3, 6].
Пыль, поднимающаяся с поверхности земли, состоит из мелких частиц горных пород, остатков почвы от растительности и живых организмов. Размер пылевых частиц составляет от 1 до нескольких микрометров, в зависимости от их происхождения. На высоте от 1 до 2 км от поверхности земли содержание пылевых частиц в воздухе составляет от 0,002 до 0,02 г/м3. В некоторых случаях при пыльных бурях до 100 г эта концентрация может увеличиваться в десять и 100 г/м3 и более.
В атмосферном воздухе также содержится пыль от лесных, степных и торфяных пожаров. Она представляет собой частицы золы, которые образуются при сжигании органических веществ.
Мировой океан также является источником загрязнения воздуха твердыми частицами. Брызги, поднимающиеся над поверхностью моря или океана, быстро испаряются, а растворенные соли кальция, натрия, магния и калия в виде микроскопических кристаллов остаются в атмосфере и переносятся на большие расстояния воздушными потоками. В атмосфере также обитают мельчайшие микроорганизмы, гибкие бактерии и споры.
1.3 Влияние автотранспорта на окружающую среду
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду является значительным, поскольку транспорт является основным потребителем энергии и сжигает большую часть всей нефти в мире.
В транспортном секторе дорожное движение является крупнейшим источником глобального потепления [4].
К другим воздействиям дорожного движения на окружающую среду относятся заторы на дорогах и разрастание городов, которые могут занимать естественные места обитания и сельскохозяйственные районы. Вызывает беспокойство также влияние выбросов транспортных средств на здоровье.
Многие ученые полагают, что глобальное сокращение выбросов от автомобилей окажет значительное положительное влияние на качество воздуха, кислотные дожди, смог и изменение климата.
Оксиды углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения – вот опасный «коктейль», который мы «пьем» каждый день на улицах нашего города. Автомобильный шум также вреден и для человека - он влияет не только на слух, но и на развитие высокого кровяного давления, язвы желудка и диабета. Загрязнение дорог оказывает как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие на окружающую среду.
Большое количество газов и твердых частиц выделяется в результате выброса выхлопных газов автомобилей, последствия которых приводят к обострению глобального потепления и выпадению кислотных дождей. Шум двигателя и пролитое топливо также приводят к загрязнению.
Загрязнение дорог имеет влияние в нескольких фронтах:
- глобальное потепление;
- загрязнение воздуха, воды и почвы;
- влияние на здоровье человека.
При эксплуатации автомобиля с двигателями внутреннего сгорания источниками выбросов загрязняющих веществ являются:
- картерные газы;
- неконтролируемое разливание горюче-смазочных жидкостей на поверхность;
- отработанные газы;
- испарение из систем питания [23].
Выхлопные газы автомобилей содержат большое количество свинца, который вместе с солями других металлов попадает в почву, поверхностные и грунтовые воды и поглощается растениями, которые затем используются и потребляются людьми. Выхлопные газы автомобилей содержат различные парниковые газы, такие как оксид углерода и оксиды азота.
1.4 Влияние автотранспорта на глобальное потепление климата
В 1988 году Всемирная метеорологическая организация в соответствии с программой ООН по окружающей среде создала МГЭИК, которая регулярно публикует отчеты о будущих изменениях «глобального» климата и возможных последствиях этих изменений для различных видов экономической деятельности.
По мнению МГЭИК, «глобальное потепление» климата, начавшееся в середине 1970-х гг., не вызывает сомнений, это подтверждает: повышение среднегодовой температуры приземного слоя атмосферы и океана и уменьшение площади морского льда.
Многие ученые считают, что процесс глобального потепления вызван увеличением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в первую очередь углекислого газа (CO2), который образуется в результате сжигания ископаемого топлива, и его накопления в атмосфере.
Ряд уважаемых экологов и климатологов считают, что климат Земли изменяется циклически, и что цивилизация только ускоряет течение природных процессов.
Итак, есть три основные причины, по которым радиационный баланс земного шара может измениться и тем самым вызвать изменение климата:
- изменение параметров орбиты Земли или уровня потока солнечной радиации, попадающего в верхнюю границу атмосферы;
- изменение доли солнечной радиации, которая отражается в пространстве (эта доля может измениться из-за изменений облачности, концентрации атмосферного аэрозоля или отражающих свойств подстилающей поверхности);
- изменение потока длинноволнового излучения, покидающего космос, из-за изменения концентрации загрязняющих веществ в атмосфере.
Другой вопрос, который возникает, касается роли тепловой энергии в изменении климата, выбрасываемой в атмосферу крупными городами, энергетическими и промышленными комплексами, транспортным потоком и т. д.
Однако количество энергии, производимой в настоящее время во всем мире по отношению к энергии солнечного излучения, поглощаемой Землей, составляет всего лишь сотые, а то и тысячные доли процента, поэтому даже десятикратное увеличение производства энергии не окажет существенного влияния на глобальное изменение климата на Земле [18].
В ощутимой степени это может повлиять только на региональный уровень. На этом основании можно сделать чрезвычайно важный вывод: ожидаемый значительный рост производства и использования энергии человечеством в ближайшем будущем не ограничивает человечество в отношении глобального потепления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Климат - многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения.
Выделяют следующие климатообразующие факторы, которые обусловлены природным и антропогенным воздействием на атмосферу: солнечная радиация, изменения циркуляции атмосферы, особенности рельефа и подстилающей поверхности, морские течения.
Наиболее существенными факторами антропогенного воздействия на климат, являются: изменение газового состава атмосферы вследствие выбросов в нее продуктов сжигания органического топлива – радиационно-активных малых газовых компонентов, таких как углекислый газ, окислы азота, фреоны, метан, озон и другие; изменение аэрозольного состава атмосферы вследствие поступления в нее сажи, продуктов сгорания в виде соединений серы.
Загрязнение воздуха на планете только в последние годы приняло трансграничный межгосударственный масштаб. Следовательно, текущая проблема долгосрочного изменения климата будет зависеть от концентрации СО2 в атмосфере, которая динамически взаимодействует с биосферой и гидросферой, а также от уровня антропогенных выбросов СО2 в атмосферу, включая продукты сжигания топлива, которое потребляли транспортные средства и промышленные предприятия.
Выхлопные газы автомобилей содержат большое количество свинца, который вместе с солями других металлов попадает в почву, поверхностные и грунтовые воды и поглощается растениями, которые затем используются и потребляются людьми.
Выхлопные газы автомобилей содержат различные парниковые газы, такие как оксид углерода и оксиды азота.
Эти газы обладают способностью блокировать солнечные лучи, отражающиеся от поверхности земли. Эта солнечная энергия попадает в атмосферу Земли и вызывает колебания температуры. Это один из основных факторов глобального потепления.
Вредное воздействие глобального потепления на окружающую среду проявляется в таких негативных последствиях, как опустынивание, усиление таяния снега и льда, повышение уровня моря, сильные штормы и экстремальные природные явления.
1. Агаджанян, Н.И. Экология, здоровье и перспективы выживания Н.И. Агаджанян // Зеленый мир. – 2004. – № 13-14. – С. 10-14.
2. Белов, С.В. Охрана окружающей среды: учеб. для техн. спец. вузов – 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьяков. – М., Наука, 2011. – 319 с.
3. Викторов, А.А. Основы медико-экологической безопасности: Учебное пособие / А.А. Викторов –Москва: МИФИ, 2016. –192 с.
4. Воробейчик, Е.Л. Экологическое нормирование / Е.Л. Воробейчик, О.Ф. Садыков, М.Г. Фарафонтов. – Екатеринбург: Мир, 2014. – 282 с.
5. Гигиена и экология человека: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений / Н.А Матвеева [и др.]; под ред. Н.А.Матвеевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.
6. Денисов, В.В. Экология города: учебное пособие / В.В. Денисов. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008. – 832 с.
7. Израэль, Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Израэль. – М.: Гидрометеоиздат, 2015 – 121 с.
8. Келина, Н.Ю., Безручко Н.В. Экология человека/ Н. Ю. Келина– Ростов н/Д : Феникс, 2015. –394 с.
9. Ковриго, П.А. Изменения климата и использование климатических ресурсов / П.А. Ковриго, В.Ф. Логинов, Я.К. Еловичева и др. – Минск, БДУ. 2016. – 262 с.
10. Комаров, В. Д. Интегративная наука об окружающей среде / В.Д. Комаров // Вопросы экологии и охраны природы СПб. – 2017. – № 11. – С. 9-14.
11. Комарова, Л.Ф. Инженерные методы защиты окружающей среды. Техника защиты атмосферы и гидросферы от промышленных загрязнений: учебное пособие / Л.Ф. Комарова, Л.А. Кормина. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010. – 391 с.
12. Коробкин, В.И., Передельский А.В. Экология: Учебник для вузов /В.И. Коробкин — Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2015. — 215 с.
13. Лавров, С.Б. Глобальные проблемы современности / С.Б. Лавров. - СПб.: СПбГУПМ, 2018. – 72 с.
14. Логинов, В.Ф. Глобальные и региональные изменения климата: причины и следствия / В.Ф. Логинов. – Минск: ТетраСистемс, 2018. – 496 с.
15. Логинов, В.Ф. Опасные метеорологические явления на территории Беларуси / В.Ф. Логинов, А.А. Волчек, И.Н. Шпока; Национальная академия наук Беларуси, Институт природопользования. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 129 с.
16. Логинов, В.Ф. Причины и следствия климатических изменений / В.Ф. Логинов. – Минск: Навука i тэхнiка, 2012. – 320 с.
17. Луканин, Ю.В. Промышленно-транспортная экология: учеб. для вузов / В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко. – М.: Асвета, 2018. – 273 с.
18. Павлова, Е.И. Экология транспорта: учебник для вузов / Е.И. Павлова. – М.: Мир, 2017. – 248 с.
19. Ревич, Б.А. Окружающая среда и здоровье населения: Региональная экологическая политика / Б.А. Ревич, С.Л. Авалиани, Г.И. Тихонова. – М.: ЦЭПР, 2018. – 149 с.
20. Степановских, А.С. Экология: учебник для вузов / А.С. Степановских. – М, 2016. – 703 с.
21. Стольберг, И.Ф. Экология города: учебник / И.Ф. Стольберг. – Либра, 2015. – 464 с.
22. Хомич, В.А. Экология городской среды: Учеб. пособие для вузов / В.А. Хомич. – Омск: СибАДИ, 2017. – 267 с.
23. Хромов, С.П. Метеорология и климатология: учебник. – 7-е изд./ С.П. Хромов, М.А. Петросянц. – М.: Наука, 2016. – 582 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты