Передвижная розничная сеть потребительской кооперации и ее роль в обслуживании сельских жителей
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Передвижная розничная сеть потребительской кооперации и ее роль в обслуживании сельских жителей»
по дисциплине: «Организация и технология отрасли (торговля)»
2020
45.00 BYN
Передвижная розничная сеть потребительской кооперации и ее роль в обслуживании сельских жителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация и технология отрасли (торговля)
Организация: Барановичское РАЙПО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПЕРЕДВИЖНОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АВТОМАГАЗИНА КАК ОСНОВНОГО ОБЪЕКТА ПЕРЕДВИЖНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика Барановичского районного потребительского общества
2.1 Формирование ассортимента товаров в автомагазинах
2.2 Организация розничной продажи товаров и обслуживания населения через автомагазины
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРЕДВИЖНОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – это отрасль торговли, которая подразумевает реализацию товаров и услуг конечным потребителям с целью обмена на денежные средства, исключая, при этом, их дальнейшую перепродажу.
Во все времена торговля являлась довольно прибыльным и перспективным видом деятельности. Не является это исключением и для республики Беларусь. Торговая деятельность – это довольно важная отрасль в развитии экономики страны и всего общества в целом. Она обеспечивает логичность и завершенность торгово-технологического процесса.
Рациональное построение розничной торговой сети должно реализовываться с учетом многих особенностей (климатических, демографических, экономических и социальных). Именно поэтому розничная торговая сеть включает предприятия, которые отличаются друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками.
Передвижная торговая сеть имеет много преимуществ по сравнению со стационарными торговыми объектами – она мобильна, малозатратна (не платится аренда и содержание здания), удобна, компактна, максимально приближена к покупателю. Кроме того, только она способна повышать качество торгового обслуживания в той местности, где стационарной торговой сети нет и не предвидится.
В настоящее время передвижная торговая сеть в Беларуси довольно активно развивается. Ранее данную форму торговли использовала только потребительская кооперация – для обслуживания сельского населения. В настоящее время автомагазины внедряют и ведущие торговые сети страны, и перерабатывающая промышленность (хлебозаводы, мясокомбинаты).
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время передвижная торговля, особенно в системе потребительской кооперации, является наиболее удобным и эффективным вариантом розничной торговли не только в сельской местности страны, но и в крупных городах. Это обусловлено тем, что, во-первых, тем, что далеко не каждый населенный пункт может похвастаться наличием хотя бы одного стационарного торгового объекта. А во-вторых, в крупных городах такая сеть приближена к покупателю и предлагает минимальные цены.
1 Понятие передвижной розничной торговой сети, характеристика отдельных видов, современные тенденции развития
Розничная торговля – это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Розничная торговля является одной из основных сфер обеспечения населения товарами. Именно она помогает установить баланс между товарным спросом и товарным предложением, является двигателем для развития перерабатывающей промышленности. Кроме того торговля – это один из основных источников прямых денежных средств в бюджет страны [1, c. 155].
Республика Беларусь в настоящее время находится на переходном пути развития к рыночной экономике. Это означает, что розничная торговля также находится в стадии бурного развития. Это сопровождается развитием разных форм торговли, а также развитием обширной конкурентной среды. Из года в год появляются новые торговые сети, они расширяются укрупняются. растет доля частного бизнеса с небольшими торговыми точками [11].
Розничная торговля завершает процесс товарного обраще¬ния, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. Розничная торговая сеть – это совокупность розничных торговых объектов, являющаяся основной частью розничной торговли. Ее основная задача – это обеспечение качественного торгового обслуживания населения [2, c. 78-79].
Наличие среди предприятий розничной торговли различных типов магазинов – это один из основных показателей состояния розничной торговли в условиях рыночной экономики. Таким образом, розничная торговая сеть имеет довольно обширную классификацию. Основными классификационными признаками являются товарно-ассортиментный профиль и стационарность торговых объектов. Основным признаком является стационарность, так как от нее зависит организация торгового обслуживания в торговых объектах.
По данному признаку розничная торговая сеть делится на следующие основные виды:
- стационарная (это магазины различных форматов);
- полустационарная (это мелкорозничная торговая сеть – киоски, павильоны, палатки, ларьки и торговые автоматы);
- передвижная (включает развозную и разносную торговлю) [3, c. 56].
Передвижная розничная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков. Обычно это либо отдаленные населенные пункты, либо населенные пункты с очень маленькой численностью населения (крупным торговца нерентабельно открывать в данной местности стационарные торговые точки). Изучим более подробно основные виды передвижной розничной сети.
2 Организация работы автомагазина как основного объекта передвижной торговой сети потребительской кооперации
2.1 Общая характеристика Барановичского районного потребительского общества
В состав Брестского областного союза потребительских обществ входит десять взаимодействующих между собой отраслей и видов деятельности – торговля (как розничная, так и оптовая), общественное питание, промышленность, заготовка сельскохозяйственной продукции и сырья, транспорт, рынки, оказание платных услуг населению и внешнеэкономическая деятельность [6].
В состав Брестского облпотребсоюза входит 15 районных потребительских обществ, в составе которых находится 76 филиалов и унитарных предприятий РАЙПО, а также две межрайонные торговые базы, два транспортных предприятия, вычислительный центр и унитарное предприятие «Брестский рынок». Торговая деятельность осуществляется в 20 городах Брестской области, 9 поселках городского типа и более чем в 2 тысячах сельских населенных пунктах [7].
Потребительская кооперация Барановичского района начала формироваться в ноябре 1939 года – был образован Новомышский районный союз потребительских обществ. В его состав входило 5 сельских потребительских обществ. В связи с упразднением Барановичской области 8 января 1954 года Новомышский райпотребсоюз стал подчиняться Брестскому облпотребсоюзу. Однако уже через 3 года Новомышский район был переименован в Барановичский, тем самым Новомышский райпотребсоюз также стал Барановичским райпотребсоюзом.
18 апреля 1996 года Барановичский райпотребсоюз был преобразован по территориальному признаку в Барановичское районное потребительское общество. Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создано в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.
Адрес Барановичского районного потребительского общества: Республика Беларусь, Брестская область, г. Барановичи, ул. Гагарина, д. 19. В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Брестского областного союза потребительских обществ и настоящим Уставом.
3 Направления развития передвижной торговли потребительской кооперации, оценка ее результативности
Потребительская кооперация Республики Беларусь – это сложная многоотраслевая структура, которой до сих пор удалось сохранить высокие позиции в торговой отрасли страны. Потребительская кооперация за счет использования различных форм торговли выполняет очень важную социальную функцию, заключающуюся в торговом обслуживании сельской местности, оказании необходимых услуг сельскому населению. Именно для этой цели и существует развозная торговля с использованием автомагазинов. Однако и в этой сфере розничной торговли начинает возрастать конкуренция – появилась торговля продовольственными товарами на почте, ООО «Евроторг» стало активно развивать сеть автомагазинов [11].
Основными направлениями развития торговли в системе потребительской кооперации в части передвижной торговли являются:
- обслуживание малых населенных пунктов в сельской местности с численностью жителей менее 100 человек с помощью автомагазинов не менее трех раз в неделю;
- закупка современных автомагазинов;
- исследование эффективности работы автомагазинов (сбор, анализ и обработка информации о товарах, спросе, покупателях, конкурентах);
- тщательная разработка и повышение эффективности маршрутов автомагазинов;
- анализ внешней среды и конкуренции;
- соблюдения правил торговли Республики Беларусь;
- оптимизация и совершенствование ассортимента реализуемых товаров;
- расширение спектра оказываемых населению услуг;
- закупка нового торгового оборудования для автомагазинов [12].
На сегодняшний день торговля с использованием автомагазинов снова набирает обороты. Развивается она не только в сельской местности, но и в крупных городах. Чаще всего, кроме обслуживания населения автомагазины занимаются розничной продажей колбасными и мясными изделиями, молоком и молочной продукцией, выпечкой и хлебобулочными изделиями, цветами.
При этом состояние развозной торговли потребительской кооперации находится на невысоком уровне, так как недостаточными темпами осуществляется обновление автопарка автомагазинов – те автомагазины, которые есть в наличии, отстают от современных требований к перевозкам, эффективного управления транспортом, основных технико-экономических показателей работы транспорта [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы была достигнута поставленная цель – изучено понятие передвижной розничной сети потребительской кооперации и ее роль в обслуживании сельских жителей. Для этого поэтапно была решена каждая из поставленных задач и получены следующие выводы:
Розничной торговлей является довольно важная сфера деятельности, отвечающая за обеспечение населения товарами и услугами. Розничная торговая сеть – это совокупность розничных торговых объектов, являющаяся основной частью розничной торговли. Она обладает довольно широкой классификацией. Основной классификационный признак – стационарность.
Передвижная розничная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков. Обычно это либо отдаленные населенные пункты, либо населенные пункты с очень маленькой численностью населения (крупным торговца нерентабельно открывать в данной местности стационарные торговые точки). Основными видами передвижной торговой сети являются: развозная торговля, разносная торговля, посылочная и интернет-торговля.
Объектом исследования в данной работе является состояние и развитие передвижной торговли в Барановичском районном потребительском обществе. Адрес Барановичского районного потребительского общества: Республика Беларусь, Брестская область, г. Барановичи, ул. Гагарина, д. 19. Барановичское районное потребительское общество на добровольной основе входит в Брестский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Формирование ассортимента товаров в автомагазинах Барановичского райпо является довольно сложным процессом, на который оказывает влияние большое количество как общих, так и специфических факторов. Перечень основных групп и подгрупп товаров, который будет реализован в автомагазине, зависит от специфики обслуживаемого контингента покупателей.
Основным фактором, который определяет число потребительских комплексов, является количество автомагазинов. Вместе с этим всегда нужно брать во внимание структуру товарооборота, конкуренцию с другими магазинами и торговыми сетями и некоторые другие факторы.
В основном розничная продажа товаров через автомагазины используется Барановичским райпо для осуществления обслуживания малочисленных и отдаленных деревень Барановичского района. По состоянию на 1 января 2021 года всего на балансе Барановичского райпо находится 7 автомагазинов. Они обслуживают 157 населенных пунктов Барановичского района с общей численностью населения 5,5 тысяч человек.
1 Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций / В.В. Квасникова. – Витебск: ВГТУ, 2009. – 400 с.
2 Пахбухчиянц, О.В. Организация и технология торговли / О.В. Пахбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
3 Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2016. – 317 с.
4 Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2013 – 336 с.
5 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская, Р.Н. Кольцова. – Минск, Вышейшая школа, 2009 – 370 с.
6 Офицальный сейт Брестского облпотребсоюза [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.brest.bks.by.
7 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Ф.Г. Панкратов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 504 с.
8 Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2011. – 411 c.
9 Кент, Т. Розничная торговля: учебник для студентов вузов / Т.Кент, О.Омар; пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 719 с.
10 Карпова, Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учебное пособие./ Е.В. Карпова. – М.: КноРус, 2015. – 256 с.
11 Турлай, М.А. Локтев, А.В.Формирование розничной торговли в Беларуси: Материалы конференции студентов БГЭУ. – Минск, 2017. – С. 284-285.
12 Пигунова О.В., Терещук А.И. Пути совершенствования работы автомагазинов на основе рационализации маршрутов и графиков доставки товаров: Материалы конференции студентов БТЭУПК. – Гомель, 2018. – С. 226-228.
13 Постановление МАРТ №28 от 27 июня 2017 года «О перечнях товаров» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files.
14 Развитие отраслей деятельности потребительской кооперации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bks.gov.by/programma.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты