Анализ производства и реализации продукции промышленных предприятий
БГУТ (бывш. МГУП) Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ производства и реализации продукции промышленных предприятий»
по дисциплине: «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности»
2021
45.00 BYN
Анализ производства и реализации продукции промышленных предприятий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Анализ хозяйственной деятельности в промышленности
Организация: Могилевский завод электродвигателей, ОАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные показатели деятельности за 2018-2019 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Договор поставки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные показатели деятельности за 2018-2019 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Договор поставки.
Поделиться
Введение
1 Теоретические вопросы анализа производства и реализации продукции
1.1 Экономическая сущность показателей производства и реализации продукции
1.2 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
1.3 Методика анализа производства и реализации продукции (аналитический обзор литературных источников)
1.4 Краткая экономическая характеристика предприятия
2 Анализ производства и реализации продукции
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ ритмичности производства продукции
2.5 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции
2.6 Анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема реализации продукции
3 Внутрипроизводственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции
3.1 Источники резервов роста производства продукции, методика их выявления и подсчета
3.2 Подсчет и обобщение резервов производства и реализации продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени взаимосвязи между собой и итоговыми показателями.
Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям рыночной.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей, из-за нехватки ресурсов, и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность организации. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение в любой организации.
Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции, а так же исследование, обобщение и оценка выявленных с его помощью резервов.
Объектом в данной работе выступает ОАО «Могилевский завод электродвигателей».
Предметом – объем производства и реализации предприятия.
1 Теоретические вопросы анализа производства и реализации продукции
1.1 Экономическая сущность показателей производства и реализации продукции
Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах [1, с. 62].
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных организациях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители [2, с. 41].
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
2 Анализ производства и реализации продукции
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Жизнедеятельность промышленного предприятия зависит от величины прибыли, получаемой от реализации его продукции, спрос на которую определяется ее качеством, преимуществом перед конкурентами. От изменения показателей объема производства и реализации зависят все технико-экономические и финансовые показатели, поэтому анализ работы промышленных предприятий, как правило, начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции.
Задачи, решаемые в процессе анализа:
а) оценка выполнения плана и изменения динамики производства и реализации продукции;
б) определение влияния факторов на изменение величины показателей;
в) выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции в соответствии с имеющимся на рынке спросом;
г) разработку мероприятий по использованию выявленных резервов и расчет экономической эффективности ожидаемой от их внедрения.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Обобщающими показателями объема производства являются реализованная продукция (РП) и валовая продукция (ВП).
Анализ начинается с изучения динамики валовой продукции. Анализируются показатели выпуска за ряд лет. Стоимостные показатели должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен является важнейшим условием сопоставимости данных.
Анализ динамики позволяет выявить закономерности и тенденции в изменении показателя, наличие сезонности и цикличности спроса на продукцию. Выполняют анализ с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
3 Внутрипроизводственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции
3.1 Источники резервов роста производства продукции, методика их выявления и подсчета
Теоретические разработки, а также практический анализ показали, что большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают себестоимость, затраты, ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Основными источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются:
- снижение расходов сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции;
- уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции;
- снижение расхода заработной платы на единицу продукции;
- сокращение административно-управленческих расходов;
- ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Уменьшение затрат сырья и материалов достигается за счет снижения норм их расходов, сокращение отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных материалов, внедрения безотходных технологий. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение цен на сырье и материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении - уменьшаются.
Снижение издержек предприятия обеспечивается за счет уменьшения затрат живого труда на единицу продукции и опережающих темпов роста его производительности по отношению к темпам роста средней заработной платы
Резервы снижения себестоимости продукции – это внутрипроизводственные возможности уменьшения себестоимости продукции за счет роста эффективности использования ресурсов предприятия, поддающиеся количественному измерению.
У ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» есть такие резервы для оптимизации и снижения затрат на производство продукции, которые позволят улучшить качественные показатели хозяйственной деятельности предприятия (повысить конкурентоспособность производимой продукции, увеличить объем ее производства и реализации, ускорить оборачиваемость оборотных средств).
Резервом снижения себестоимости производства продукции является рост ее производства, тогда экономия произойдет за счет снижения суммы постоянных затрат на 1 руб. производимой продукции.
Заключение
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Анализ процесса производства должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, в ходе формирования и выполнения производственной программы дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. Во-вторых, в процессе анализа определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово-экономических последствий.
Говоря о показателях финансового состояния, можно сделать акцент на том, что они не соответствуют нормативному значению, что говорит о неплатежеспособности ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель», так коэффициент текущей ликвидности при нормативе не менее 1,7 составил в 2019 г. 0,35, что меньше предыдущего периода на 0,09.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами принял отрицательное значение в течение анализируемого периода, так в 2019 г. показатель составил – 1,84, что больше предыдущего периода на 0,62.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами лишь в 2018 г. достиг значения, которые бы соответствовало нормативному, к 2019 г. данный показатель увеличился до 0,98.
ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» работает с системой менеджмента качества ISO 9001:2015.
Кроме этого, наличие СМК в ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» позволяет потребителям не беспокоиться о безопасности изделий, так как соответствие санитарным нормам – это обязательный пункт СМК.
Причины аритмичности на ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально- технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Договорные обязательства по поставке продукции формируют портфель заказов предприятия. Объемы поставок, сроки их выполнения и качество выполнения работ по договорным обязательствам являются обязательными к исполнению в производственной деятельности.
1. Белолипецкий, В.Г. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / В. Г. Белолипцкий. – М.: Кнорус, 2018. – 1580 с.
2. Герасимова, В.И. Анализ хозяйственной деятельности : пособие / В.И.Герасимова, Г.Л. Харевич. – Мн. : Акад.упр. при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 222 с.
3. Герасимова, В.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / В.И. Герасимова, Г.А. Харевич. – Мн.: Право и экономика, 2017. – 514 с.
4. Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Т.П.Елисеева. – Мн.: Соврем. школа, 2017. – 944 с.
5. Илышева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие для вузов / Н.Н.Илышева. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 431 с.
6. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Н.П.Любушин. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 448 с.
7. Просветов, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: задачи и решения : учеб.-методич. пособие для вузов / Г.И.Просветов. – М.: РДЛ, 2017. – 192 с.
8. Прыкин, Б.В. Экономический анализ предприятия : учеб. пособие / Б.В. Прыкин. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. – 368 с.
9. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / Г.В.Савицкая. – М.: ИНФРА – М., 2018. – 512 с.
10. Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации : учеб. пособие для вузов / Н.Н.Селезнева. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 583 с.
11. Титов, В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / В.И. Титов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 352с.
12. Чуев, И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 352 с.
13. Черногорский, С.А. Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений : учеб. пособие для вузов / С.А.Черногорский. – СПб: Герда, 2017. – 256 с.
14. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс. / А.С. Головачев и другие. Под ред. В.И. Кудашёва. – Мн.: Издательство МИУ, 2016. – 340 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные показатели деятельности за 2018-2019 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Договор поставки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные показатели деятельности за 2018-2019 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Договор поставки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты