ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Особенности развития речи детей в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности речевого развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Коррекционная работа по формированию речи детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения
2.2 Методические рекомендации по развитию речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения, а существенной её частью справедливо считается накопление словаря.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи необходимо уделять особое внимание.
Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи [19].
Интеллектуальная недостаточность - это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер [16, с. 156].
Следовательно, дети с нарушением интеллекта - особая категория, для которой постижение речи является ежедневной нелегкой работой.
Актуальность данной работы определяется тем, что развитие речи ребенка является неотъемлемой частью постижения мира и формирования знаний об окружающей действительности. Проблема состоит в том, что дети с интеллектуальной недостаточностью не обладают большинством функциональных речевых навыков в отличие от детей с нормальным развитием. Причины интеллектуальных нарушений у детей достаточно разнообразны и являются предметом изучения различных специалистов. Важно то, что для полноценного развития ребенку необходимо речевое общение, отсутствие такового влечет за собой, помимо медицинских проблем, проблемы психолого-педагогического характера [16; 22].
Цель работы: разработать методические рекомендации по развитию речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
2. Проанализировать особенности развития речи детей в онтогенезе.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Особенности развития речи детей в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный [1].
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тятя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Коррекционная работа по формированию речи детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения
Работа над речью должна строится комплексно и состоит из направлений:
1. Развитие понимания речи.
2. Формирование словарного запаса.
3. Формирование продуктивной устной речи.
4. Обучение диалогической и монологической речи.
Развитие понимания речи
Большая роль в развитии понимания речи принадлежит личностным особенностям речи педагога. Следует учитывать четкость произношения слов, ясность фраз, тембр речи, ее эмоциональное окрашивание.
Приемы обучения пониманию устной речи:
- вопросы;
- включение ребенка в диалог, беседу;
- поручения;
- инструкции.
Приемы обучения пониманию письменной речи:
- ответы на вопросы по тексту; нахождение ответа в тексте;
- составление плана текста;
- озаглавливание текста;
- составление перечня ключевых слов;
- составление алгоритма рассказа на развитие умения понимать прочитанное (прием - задом наперед) [18].
Формирование словарного запаса
Содержание словарной работы предусматривает формирование первоначального состава словарного запаса, обозначающего элементы усваиваемой ребенком культуры: материальной, интеллектуальной, соционормативной.
Расширение, уточнение, активизация словарного запаса учащихся требует проведения целенаправленной работы, постоянного использования действенных и наглядных приемов обучения, а также системы специальных упражнений, вызывающих у учеников интерес и положительные эмоции, побуждающих активно употреблять приобретенные слова, закрепляя их в речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение психолого-педагогической литературы по теме курсовой работы показало, что дошкольники с интеллектуальной недостаточность имеют значительные трудности в формировании и развитии речи.
Проблема формирования и развития речи актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем обучение детей.
На основе анализа психолого – педагогической литературы нами были определены значительные трудности: ограничен в объёме используемых слов, неточность употребления слова, не умение использовать в речи, грамматические правильные предложения, а также трудности в коммуникации со сверстниками.
Последовательность, с которой осуществляется овладение речью детьми с сохранным и нарушенным интеллектом, протекает в русле общих закономерностей развития, но со значительным замедлением.
Последовательность развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью та же, но протекает с определённым своеобразием. Развитие речи детей происходит в процессе занятий, рассматривания картин, в процессе предметно – практическое деятельности и прогулок, но при этом главная цель остаётся становление грамматически правильной и осознанной речевой деятельности.
Недостаточная сформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств стимулирования развития речи и преодоление имеющихся трудностей имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – Инфра-М, 2017. – 512 с.
2. Аксёнова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2016. – 400 с
3. Алексеева, А. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. – 3-е изд., – М.; 2000. – 211 с.
4. Алексеева, А. М. Речевое развитие дошкольников – учебное пособие. – М.; 1999. – 276 с.
5. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1964. – 302 с.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология. – М., 2000. – 211 с.
7. Баряева, Л. Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Каро Санкт-Петербург, – 2009. – 154 с.
8. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. Для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 219 с.
9. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 398 с.
10. Гогуадзе, Г. В. Раннее развитие. – М. : Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – 63 с.
11. Егорова, В. Г. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егоровой. – Иркутск, 1988. – 95 с.
12. Кисконьян, Е. В. Специфика выражения эмоциональных состояний детьми с лёгкой и умеренной умственно отсталостью / Е В Кисконьян // Изучение и образование детей с нарушениями развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов / Урал гос пед ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 265 с.
13. Куссмауль, А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. - Киев, 1979.
14. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых дошкольников. / Р.И. Лалаева - Л., 1988. – 162 с
15. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М. : МПСИ, 1997. – 386 с.
16. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
17. Миронова, С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи и интеллектуальными нарушениями / Под ред. Мироновой С. А. – М., 2003. – 164 с.
18. Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика. – Москва, «Форум-Инфра-М», 2007. – 218 с.
19. Пузанова, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2003. – 457 с.
20. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребёнка / С. Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
21. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 143 с.
22. Чиркина, В.Г. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М .: АРКТИ, 2002. – 160 с.