Морской кадетский корпус период Великой Отечественной войны
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Морской кадетский корпус период Великой Отечественной войны»
по дисциплине: «История»
2021
45.00 BYN
Морской кадетский корпус период Великой Отечественной войны
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Историография и источники
Глава 2. Кадетский корпус в первые месяцы ВОВ
Глава 3. Кадетский корпус в условиях блокады Ленинграда
Глава 4. Выдающиеся выпускники и их вклад в Победу
Заключение
Список использованных источников
Введение
Середина XX в. в мировой истории ознаменовалась Второй Мировой войной – самым разрушительным военным конфликтом, который когда-либо происходил в мировой истории. В ней оказалось задействовано большинство стран мира, она принесла огромные материальные и людские потери. Такое огромное событие оказало влияние и на развитие стран мира и в последующие десятилетия.
Великая Отечественная война, являясь составной частью Второй Мировой войны, является одним из самых известных, славных и страшных моментов в истории народов, входивших в состав Советского Союза. Она затронула жизнь каждого человека, оставила свой след сквозь поколения, который не исчез и по сей день.
Различным аспектам этой страницы истории посвящено огромное количество различных научных исследований. Великая Отечественная война привлекает к себе ученых самых разных сфер, и даже внутри исторической науки ею интересуются различные направления. И по сей день, несмотря на уже опубликованные статьи, монографии, защищенные диссертации, остается немало пробелов, актуальных тем, дискуссионных вопросов.
Прежде всего, Великая Отечественная война является предметом интереса военной истории. Для получения полной и объективной картины военного прошлого необходимо исследовать не только ход боевых действий, но и систему подготовки кадров, ее функционирование в годы войны, вклад выпускников в итоговый результат.
Объект исследования – военно-морское образование СССР.
Предмет исследования – Морской кадетский корпус в период Великой Отечественной войны.
Цель курсовой работы – рассмотреть положение Морского кадетского корпуса в период Великой Отечественной войны.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
• рассмотреть развитие Кадетского корпуса в первые месяцы Великой Отечественной войны;
• изучить положение Кадетского корпуса в условиях блокады Ленинграда;
• выявить выдающихся выпускников и определить их вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Глава 1. Историография и источники
Курсовая работа, также как и любое историческое исследование, должно основываться на использовании источников и анализе имеющейся по данной теме историографической базы. Это дает возможность историку узнать о тех проблемах, которые были актуальны в рамках рассматриваемой темы, о существующих в науке точках зрение, дискуссионных аспектах, а также о том, насколько изучена данная тема, какие изданы публикации, чему уделено много внимания, а какие аспекты проблемы были оставлены без серьезного внимания. Опора на источники и историографию делает работу историка более объективной, позволяет шире взглянуть на проблемное поле. Без опоры на источниковую и историографическую базу нельзя представить работу профессионального историка.
Морской кадетский корпус с момента своего основания славился храбростью и талантом своих выпускников. В такое тяжелое время, как в Великую Отечественную войну, моряки, являющиеся выпускниками данного учебного заведения, не могли вновь не проявить свою доблесть в морских сражениях с врагом.
Она помогала отстаивать свою Родину в тяжелых битвах и вместе с хорошей подготовкой способствовала продвижению выпускников по карьерной лестнице. В связи с этим в качестве одного из источников, использованных в рамках данной курсовой работы, являются список адмиралов, вице–адмиралов, контр–адмиралов ВМФ СССР (1940–1945) [1] и список инженер–адмиралов, инженер–вице–адмиралов, инженер–контр–адмиралов ВМФ СССР (1940–1945) [2]. Они позволяют установить лица, занимавшие высшие командные посты в военно-морском флоте в военное время, с целью установления тех, кто являлся выпускниками Морского кадетского корпуса. Это позволяет оценить не только их боевые заслуги, но и дать оценку роли Морского кадетского корпуса в системе подготовки кадров для высшего военно-морского командования СССР.
С данным видом источников тесно связан полный список кавалеров ордена Ушакова I степени [3]. Эта советская награда для офицеров Военно-Морского Флота, названная в честь прославленного адмирала, который также в свое время окончил Морской кадетский корпус, вручалась за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских активных операций, поэтому имела тесную связь с выпускниками Морского кадетского корпуса, занимавшими высокие посты.
Глава 2. Кадетский корпус в первые месяцы ВОВ
В предвоенный период происходила реорганизация Военно-Морского Флота СССР. В Главном морском штабе появились новые управления и отделы, флоты были пополнены кораблями, а в Балтийском море было организовано строительство новых военно-морских баз.
Все это требовало увеличения численности командного, политического и инженерно-технического состава флота, что, в свою очередь, способствовало развитию системы военно-морского образования: «К началу войны в 1941 г. сеть военно-морских образовательных учреждений страны включала 2 академии: Военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова (г. Ленинград) и Военно-морскую медицинскую академию (г. Ленинград), 7 военно-морских училищ: Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (г. Ленинград), Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского (г. Ленинград), Военно-морское училище береговой обороны им. Ленинского комсомола Украины (г. Севастополь), Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (г. Владивосток), Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова (г. Севастополь), Бакинское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова, Военное инженерно-техническое училище ВМФ (г. Ленинград), 2 военно-морских авиационных училища (Ейское военное авиационное училище летчиков и Николаевское военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского), Высшие специальные офицерские классы ВМФ, 7 военно-морских спецшкол Наркомпроса РСФСР в г. Москве, Ленинграде, Горьком, Владивостоке, Одессе, Киеве и Баку» [7, с. 89].
Летом 1941 г. курсанты Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе (так в то время именовался Морской кадетский корпус) первого, второго и третьего курсов после окончания экзаменационной сессии начали прохождение летней практики на кораблях Балтийского флота. Учащиеся первого и второго курсов с этой целью были направлены в отряды учебных кораблей, а старшего, третьего, третьего курса – боевых кораблей Балтийского флота. Однако летняя практика курсантов не была окончена, ведь 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.
В 12 часов 15 минут этого же дня весь личный состав ВВМУ им. М.В. Фрунзе по радио слушал выступление заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова. После этого началось обсуждение случившегося, результатом чему стало принятие резолюции, в которой говорилось: «Фрунзенцы готовы выступить все, как один, на священную справедливую войну против германских фашистских агрессоров» [15, с. 233].
Глава 4. Выдающиеся выпускники и их вклад в Победу
К началу Великой Отечественной войны на основных командных должностях Военно-Морского Флота СССР, а также на флотах и флотилиях находились выпускники училища имени М.В. Фрунзе. Кроме того, народным комиссаром Военно-Морского Флота был бывший училища адмирал Н.Г. Кузнецов, как и заместитель начальника Главного морского штаба адмирал В.А. Алафузов. Выпускниками рассматриваемого учебного заведения были занимавшие основные должности в Главном морском штабе, в центральных управлениях и военных советах и штабах флотов и флотилий. Командный состав всех флотов Советского Союза в период Великой Отечественной войны имел в своем составе выпускников ВВМУ им. М.В. Фрунзе.
Балтийским флотом в течение всего военного времени командовали бывший фрунзевец вице-адмирал В.Ф. Трибуц, Лиепайской военно-морской базой командовал выпускник 1927 г., капитан 1 ранга М.С. Клевенекий.
Именно у Лиепаи начался боевой путь Герой Советского Союза С. Осипова, который был командиром отряда, позднее – дивизиона торпедных катеров, а затем стал контр-адмиралом, В годы Великой Отечественной войны торпедные катера под его потопили пять миноносцев противника, два торпедных катера, четыре транспорта, сбили два самолета: «И уже в первые дни в боях под Либавой отличился отряд торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта С.А. Осипова, которые последними покинули базу, имея на борту ее командование и штаб. Беспримерный героизм проявили и участники Таллиннского прорыва в конце августа, выполнявшие свои боевые задачи в условиях тяжелой минной обстановки, артиллерийских обстрелов, атак вражеских самолетов и торпедных катеров» [9].
Яркой страницей в истории Великой Отечественной войны является оборона военно-морской базы у города Ханко. Здесь, в числе ее руководителей участников были выпускники ВВМУ им. М.В. Фрунзе: Ю.Ф. Ралль, В.П. Дрозд, М.И. Полетаев, П. Г. Иванушкин, П.Г. Максимов, И.А. Богданов, В.И. Маслов, П.Н. Петунии, А. В. Заяц [15, с. 267].
В начале сентября 1941 г. немецкие войска вышли па левый берег Невы, с суши окружив Ленинград. Единственной возможностью поддерживать связь с городом был водный путь. Поэтому на Ладожскую флотилию были возложены обязанности по обеспечению Ленинграда всем необходимым, по налаживанию эвакуации населения, заводского оборудования, ценного имущества. При этом сама флотилия была образована незадолго до начала блокады Ленинграда – 5 июля 1941 г. из учебных кораблей тех военно-морских учебных заведений, которые располагались в городе: «Самоотверженно выполнял обязанности начальника экспедиции подводных работ особого назначения Ладожской военной флотилии фрупзевец капитан 2 ранга П.Г. Серебряков.
Заключение
Заключение
Великая Отечественная война является одной из самых важных страниц истории. Этот сложный период в середине XX в. стал во многом переломным не только для истории СССР и входящих в него республик, но и всего мира. Во время войны с ней были так или иначе связаны все стороны жизни общества, в том числе и образование. Всю тяжесть этих лет ощутили на себе учебные заведения, связанные с подготовкой военных кадров, в которых остро нуждалась советская армия.
Рассмотрев развитие ВВМУ им. М.В. Фрунзе в годы Великой Отечественной войны, можно сделать следующие выводы:
• несмотря на сохраняющийся в исторической науке интерес к истории Великой Отечественной войны, история данного учебного заведения в послевоенный период изучалась слабо, несмотря на тот вклад, который ВВМУ им. М.В. Фрунзе внесло в подuотовку кадров для Военно-Морского Флота СССР. Нет специальных исторических исследований, посвященных данной проблематике, о развитии учебного заведения можно судить на основе воспоминаний бывших учащихся;
• подготовка кадров для Военно-Морского Флота СССР в рассматриваемом в рамках курсовой работы учебном заведении не прекращалась, несмотря на необходимость эвакуации сначала из блокадного Ленинграда, а затем из Астрахани. План подготовки командного состава претерпел ряд изменений, причинами которых стал военный период. К главным особенностям можно отнести включение в курс подготовки основ ведения сухопутного боя и обращения со стрелковым оружием, а также включение новейшего боевого опыта в учебную программу. Первое нововведение было связано с тем, что выпускники училища не всегда отправлялись нести боевую службу на флот, в случае необходимости, что было особенно часто в начальный период Великой Отечественной войны, курсанты направлялись в пехоту. Второе нововведение также было продиктовано военными нуждами подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых давать отпор натиску врага. Это подчеркивает высокий преподавательский уровень данного учебного заведения, которое в такой сложный период стремилось осмыслять получаемый опыт и передавать его через учебный процесс курсантам;
• в годы Великой Отечественной войны население СССР проявило мужество и героизм в борьбе с врагом в самых разных сферах, не только непосредственно связанных с военными действиями.
1. Список адмиралов, вице–адмиралов, контр–адмиралов ВМФ СССР (1940–1945) [Электронный источник] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B5–%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80–%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%9C%D0%A4_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_(1940%E2%80%941945) .
2. Список инженер–адмиралов, инженер–вице–адмиралов, инженер–контр–адмиралов ВМФ СССР (1940–1945) [Электронный источник] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80–%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80–%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B5–%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80–%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80–%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%9C%D0%A4_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_(1940%E2%80%941945) .
3. Полный список кавалеров ордена Ушакова I степени [Электронный источник] / Режим доступа: https://vechi.com.ua/nagradi/ordena–ussr/78.html.
4. Послужной список Апостоли Бориса Николаевича к наградному листу 1945 года [Электронный источник] / Режим доступа: http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/014/3–1–1141/00000161.jpg&id=51030071&id1=da878dfe8fdc1a44be19c0a4cf92db5b.
5. Послужной список Жукова Бориса Михайловича к наградному листу 1945 года [Электронный источник] / Режим доступа: http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3–1–827/00000165.jpg&id=51519523&id1=9d5be6a27eba2727b2277f97f7f564b4.
6. Герои Советского Союза Военно–Морского Флота. 1937–1945 / Москва: Воениздат, 1977.
7. Петров, Б.Ф. В боях и походах: Из воспоминаний военного моряка / Б.Ф, Петров. Ленинград: Лениздат, 1988. – 268 с.
8. Уваров, П.Ю. На ходовом мостике / П.Ю. Уваров. – Киев: Политиздат Украины, 1980. – 272 с.
9. Степанов, М. Первый выпуск лейтенантов флота [Электронный источник] / Режим доступа: http://gazetam.ru/no280401/st02.htm.
10. Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза: Сборник / Москва: Воениздат, 1975. – 598 с.
11. Лурье, В.М. Адмиралы и генералы Военно–Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско–японской войн (1941–1945) / В.М. Лурье. – Санкт–Петербург: Русско–балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. – 280 с.
12. Лурье, В. М. Военные моряки – Герои подводных глубин (1938–2005) / В.М. Лурье. – Москва: Кучково поле, 2006. – 368 с.
13. Шкадов, И.Н. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / И. Н. Шкадов. – Москва: Воениздат, 1988. – 863 с.
14. Антонова, В.В. Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Краткая история: факты, события, люди Ленинград / В.В. Антонова, В.Ю. Грибовский, В.С. Лобов. – 1989. – 192 с.
15. Гельфонд, Г.М. Там за Невой моря и океаны: История Высшего военно-морского ордена Ленина, Краснознаменного, ордена Ушакова училища им. М.В. Фрунзе / Г.М. Гельфонд, А.Ф. Жаров, А.Б. Стрелов. – Москва: Воениздат, 1976. – 365 с.
16. Кузинец, И.М. Трудные дороги войны: к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / И.М. Кузинец. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Бранко», 2015. – 216 с.
17. Бережной, С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928–1945: Справочник / С.С. Бережной. – Москва: Воениздат, 1988. – 712 с.
18. Гречанюк, Н.М. Дважды Краснознаменный Балтийский флот / Н.М. Гречанюк, В.И. Дмитриев, А.И. Корниенко. – Москва: Воениздат, 1990. – 342 с.
19. Дьяконов, Ю.П. От Навигацкой школы до Морского корпуса Петра Великого [Электронный источник] / Режим доступа: https://allmines.net/catalog/russia/vuz/vvmolku3/.
20. Морозов, М.Э. Советский подводный флот 1922–1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ Москва, 2006. –877 с.
21. Организационное укрепление и техническое оснащение Советских Вооруженных Сил [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.istorya.ru/book/ww2/147.php.
22. Осипов, С.А. С кратчайшей дистанции / С.А. Осипов // Морской сборник. – 1975. – № 11. – С.85–87.
23. Федоровский, И.Р. О преемственности кадетского дела в России [Электронный источник] / Режим доступа: https://archive.org/stream/kadetskaiaperekl8020098800/kadetskaiaperekl8020098800_djvu.txt.
24. Холодов–Воронцов, А.В. Королевское училище [Электронный источник] / Режим доступа: http://gazetam.ru/st08.htm.
25. Царева, Т.Б. Все награды Второй мировой войны. Ордена, медали и нагрудные знаки / Т.Б. Царева. – Ростов-на-Дону: Владис, 2010. – 512 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты