Суверенитет Республики Беларусь: понятие, возникновение, гарантии
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Суверенитет Республики Беларусь: понятие, возникновение, гарантии»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Суверенитет Республики Беларусь: понятие, возникновение, гарантии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
Глава 1 Государственный суверенитет: сущность и юридическая природа
1.1 Понятие государственного суверенитета и его виды
1.2 Взаимосвязь суверенитета народа, нации и государства
Глава 2 История возникновения и развития государственного суверенитета Республики Беларусь
2.1 Этапы становления суверенитета Республики Беларусь
2.2 Развитие государственного суверенитета Республики Беларусь на современном этапе
Глава 3 Гарантии суверенитета Республики Беларусь
3.1 Понятие гарантий суверенитета
3.2 Обороноспособность как необходимая гарантия государственного суверенитета Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
На сегодняшний день государство, самостоятельно и наиболее полным образом обеспечивающее своё функционирование на всех уровнях государственной власти, независимое от всех субъектов из вне в принятии любых решений как внутри государства, так и исходящие из него, а также имеющее полноценный аппарат государственной власти, беспрекословно является полноценным, а главное – суверенной формой организации общества.
Так, суверенитет государства сочетает в себе два таких понятия, как верховенство и независимость. Это означает, что признак суверенности имеется в наличии тогда, когда имеет место полная политическая самостоятельность, а также полноценный, слаженный и систематически функционирующий государственный аппарат.
В истории политики понятие суверенитета имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Главным и основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим и провозгласившим полную независимость Республики Беларусь на международной арене, является Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Таким образом, суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене и является собирательным признаком государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере в дальнейшем.
Глава 1 Государственный суверенитет: сущность и юридическая природа
1.1 Понятие государственного суверенитета и его виды
Государство имеет ряд признаков, благодаря которым оно и может называться таковым. Один из важнейших признаков, наряду с наличием государственной символики, правом сбора налогов и другими – это суверенитет государства [1, c. 59].
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
По мнению В.М. Веремеенко, суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами [2, c. 116].
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:
– верховенство;
– независимость;
– самостоятельность;
– единство.
Рассматривая каждый конкретный признак суверенности, можно дать данным признакам следующую характеристику:
Верховенство, как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Глава 2 История возникновения и развития государственного суверенитета Республики Беларусь
2.1 Этапы становления суверенитета Республики Беларусь
Обычно политические процессы, особенно когда речь идет о становлении государственности, получают свое законодательное подкрепление. Это характерно также и для белорусской государственности, получившей свое новое, качественное развитие с начала 1991 г. Этот период был насыщен важными событиями, которые шаг за шагом приближали распад СССР и обретение пятнадцатью республиками государственного суверенитета.
Именно 1991 год стал переломным: был завершен распад СССР и начато масштабное строительство независимого белорусского государства. Фоном этого стали следующие крупные политические события и важные законодательные решения. Особое место среди законодательных актов Верховного Совета в сфере государственного строительства занимает принятый 27 февраля 1991 г. Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» [12, с.127].
Больше политическое, чем юридическое значение имело принятое на пятой сессии Верховного Совета Постановление от 25 августа 1991 г. «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Республики Беларусь». Этот вывод мы основываем на том, что все основные вопросы уже были решены в Декларации, которой был придан статус конституционного закона и в законе от 25 августа 1991 г., которым внесены изменения в Конституцию. Согласно пункту 1 постановления была объявлена политическая и экономическая независимость Республики Беларусь.
Верховный Совет 25 августа 1991 г. принял Закон «О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Республики Беларусь», который также имел значение для развития государственности. Им, в частности, союзно-республиканское Министерство внутренних дел Республики Беларусь было преобразовано в республиканское Министерство с подчинением ему внутренних войск МВД СССР и учебных заведений, расположенных на территории Республики Беларусь, союзно-республиканский Комитет государственной безопасности – в республиканский Комитет [3].
Таким образом, два ведущих «силовых» органа перешли в исключительную юрисдикцию республики.
Глава 3 Гарантии суверенитета Республики Беларусь
3.1 Понятие гарантий суверенитета
В условиях появления все новых вызовов национальной безопасности в лице международного терроризма, деятельности экстремистских группировок, энергетического дисбаланса в мире, углубления экономической взаимозависимости государств возрастает актуальность пока еще мало исследованной проблемы гарантий государственного суверенитета.
В общем виде под гарантиями государственного суверенитета понимают средства, условия, приемы, способы, которые свидетельствуют о существовании независимого государства.
Как пишет А.В. Белов, суверенитет подразумевает способность государства обеспечивать собственную внешнюю и внутреннюю безопасность. Под гарантией суверенитета следует понимать материальные, организационно-правовые предпосылки и условия превращения существования независимого государства в реальность [22, с. 124].
Указанная трактовка понятия «гарантий суверенитета» довольно широко распространено как в отечественном праве, так в зарубежном.
Основой создания экономических гарантий являются материальные блага: наличие профицитного бюджета, позволяющего выделить необходимые средства на оборонные нужды для сохранения определенной территории, природных ресурсов, стабильной экономики, суверенитета и территориальной целостности.
Организационные гарантии – это создание и эффективное функционирование системы государственных учреждений с целью обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, неприкосновенности его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, Министерство внутренних дел.
Правовые гарантии – это наличие соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения: заключение международных мирных договоров, политика отказа от вмешательства в дела других государств, нейтралитет и соблюдение норм международного права [22, с.125].
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти.
Понятие суверенитета, как главного признака государственности, можно сделать вывод о том, что данное понятие неотъемлемо включает в себя единство, независимость, самостоятельность действий и решений, как на внутригосударственном уровне, так и на межгосударственном, на международной арене.
Также верховенство законов, нормативное регулирование является главным источником любого руководства к действию всех государственных органов, организаций, а также физических и юридических лиц. Кроме того, это обусловлено наличием полноценного и постоянно действующего, законодательного органа и соответствующей ветви власти.
Наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере дальнейшем.
Именно суверенитет, заключающий в себе полную независимость действий, решений и развитие идеологии дает право государству быть полноправным членом международных организаций и иных межгосударственных образований, принимать участие в международных крупнейших спортивных массовых соревнованиях, конкурсах и иных международных объединениях на соревновательной основе, а также на международном уровне осуществлять взаимодействия разного рода с другими суверенными государствами.
Рассмотрев виды суверенитета, и, выделив такие, как народный суверенитет, национальный и государственный, можем заключить вывод о том, что государственный суверенитет и народный являются смежными и параллельными определениями для правового государства.
1. Александров, Н.Г. Теория государства и права. Учебник / Н.Г. Александров, Ф.И. Калинычев, А.В. Мицкевич, А.Л. Недавний, и др. – М.: Юрид. лит., 2016. – 640 c.
2. Верееменко, В. М. Конституционное право: учебное пособие / В. М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 488 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
4. Витушко, В.А. Теория механизма правового регулирования суверенного государства: автореф. дис. д-ра юрид. наук / В.А. Витушко. – Минск, 2017. – 42 с.
5. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 2015. – 271 с.
6. Василевич, Г. А. Конституционное право : учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. – 279 с.
7. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов/ С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Изд. 2-е, исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. –480 с.
8. Канашевич, Н.М. Институты и механизмы государственной власти: Учебно-методическое пособие / Н.М. Канашевич. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2013. – 84 с.
9. Баглай, М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
10. Бредихин, А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен : автореф. … дис. канд. юрид. наук. 12.00.01 / А. Л. Бредихин . – Белгород, 2016. – 23 с.
11. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2017. – 510 с.
12. Витрук, Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан / Н.В. Витрук. – М.: Наука, 2010. – 342 с.
13. О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 25 августа 1991 г. №1015-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
14. Лазарев, В.В. Конституционное право: учебник / В.В. Лазарев. – М.: Новый юрист, 2018. – 544 с.
15. Демичев, Д. М. Конституционное право: учеб. пособие/ Д. М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 351 с.
16. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (г. Минск, 8 декабря 1991 года) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
17. Понятие, признаки, структура государственной власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/4-55804.html.
18. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 № 193-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
19. Бабаев, В.К. Общая теория права / В.К. Бабаев. – Н. Новгород: Пламя, 2013. – 544 с.
20. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2016. – 656 с.
21. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / В.Н. Хропанюк. – М., 2015. – 384 с.
22. Белов, А.В. Конституционное право: Актуальные проблемы теории и практики / В.А. Белов. – М.: Юрайт, 2019. – 678 с.
23. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
24. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
25. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах : Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты