Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
БГУТ (бывш. МГУП) Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Государственный бюджет
1.1 Понятие государственного бюджета, его функции и роль
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета
1.3 Понятие и структура бюджетной системы
1.4 Бюджетный процесс, его принципы, участники и стадии
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
2.1 Понятие бюджетного дефицита, причины и пути его сокращения
2.2 Понятие государственного долга, его виды и способы управления
3 Государственный бюджет Республики Беларусь и проблемы государственного долга на современном этапе
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь
3.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
3.3 Финансирование дефицита (профицита) республиканского бюджета
3.4 Государственный долг Республики Беларусь и способы управления им
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние экономики государства, её перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита. Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год.
Государственный бюджет как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение приобретает в условиях рыночной экономики. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение общегосударственных программ и мероприятий. В этой связи бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо и выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия дефицита и профицита бюджета.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Объект исследования – государственный бюджет.
Предмет исследования – состояние государственного бюджета Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – анализ государственного бюджета, бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
Для достижения цели в работе следует решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственного бюджета;
- рассмотреть проблемы бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь и проблемы государственного долга на современном этапе.
Теоретической и методической основой представленной курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты по теме исследования, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати.
Информационной базой послужили данные, характеризующие состояние и развитие бюджетно-налоговой политики, находящиеся в публичном доступе (данные Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального статистического комитета Республики Беларусь).
В процессе написания курсовой работы использовались аналитический метод, методы сравнения, балансовый, метод графической интерпретации.
1 Государственный бюджет
1.1 Понятие государственного бюджета, его функции и роль
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание) [15, c. 68].
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
- по форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
- по сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
- по материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов.
С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением в части формирования и использования средств государственного бюджета, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
2.1 Понятие бюджетного дефицита, причины и пути его сокращения
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над доходами – это финансовое явление, с которым неизбежно сталкивались все государства мира в определенные периоды своей истории. Несомненно, дефицит бюджета – явление нежелательное для государства: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно приведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств – к увеличению государственного долга. Тем не менее, дефицит бюджета нельзя однозначно отнести к категории чрезвычайных, катастрофических событий, поскольку качество и характер дефицита могут быть разными. Это может быть связано с необходимостью крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного хода социальных процессов, а становится следствием стремления государства обеспечить поступательные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Проблема бюджетного дефицита – одна из самых острых и дискуссионных на сегодняшний день. Обсуждая её, часто ссылаются на опыт различных стран, экономика которых нормально функционирует даже при 5-процентном и 10-процентном уровнях бюджетного дефицита по отношению к ВВП. При этом, однако, они не учитывается такое важное обстоятельство, как источники финансирования бюджетного дефицита в этих странах, хотя именно выбор источников финансирования бюджетного дефицита, а не его размер имеет фундаментальное значение для функционирования национальной экономики [8, с. 93].
Дефицит бюджета может финансироваться из трех основных источников: внутренние и внешние займы, денежная эмиссия. Эмиссионное финансирование дефицита бюджета фактически приводит к росту инфляции. В случае финансирования государственных расходов за счет внутренних заимствований в частном секторе количество товаров и услуг в национальной экономике остается неизменным, а последствия такой задолженности зависят от экономической ситуации и состояния рынков труда и капитала. При наличии свободных денежных средств в стране и недостаточном спросе на капитал со стороны частного сектора увеличение государственных расходов, финансируемых за счет внутренних займов, становится фактором, способствующим экономическому развитию. Такое перераспределение направлений использования валового продукта не представляет угрозы для экономического положения страны.
Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних займов означает появление возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Однако при этом возврат долга и его обслуживание будут происходить за счет будущего производства, а это потребует в будущем соответствующего увеличения объема импортируемых товаров и услуг.
3 Государственный бюджет Республики Беларусь и проблемы государственного долга на современном этапе
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь
Организация и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. Оно определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой. Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства [15, с. 111].
Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями экономики страны в целях их пропорционального развития. Пользуясь бюджетом, как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли и те экономические районы, которые требуют на данном этапе более стремительного развития. Посредством бюджета государство обеспечивает решение глобальных общенациональных задач, связанных с научно-техническим развитием, социальной защитой населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
Местные бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Министерство финансов и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Это очень динамичная категория, которая зависит от многих объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждый конкретный исторический период в разных странах.
Средства, сосредоточенные в государственном бюджете, предназначены для реализации государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. За счет бюджета реализуются общегосударственные региональные программы общегосударственного экономического и социального характера.
Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих и взаимосвязанных частей: доходов и расходов. Доходная и расходная части бюджета являются указателями на источники доходов, направления и расходование средств.
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны на основе экономических и правовых норм.
Организационно бюджетная система построена в соответствии с установленными принципами. Организация бюджетной системы, то есть структура бюджета определяется государственным устройством страны.
Бюджетный процесс – процедура создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, регулируемая законодательством.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит бюджета - явление нежелательное для государства: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно приведет к инфляции, с помощью неэмиссионных фондов - к увеличению государственного долга. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Государственный долг, с одной стороны, является обязательством для государства и активом держателей государственных облигаций (государственных ценных бумаг).
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. За период 2018-2019 гг., консолидированный бюджет Республики Беларусь был исполнен с профицитом. В 2020 году, впервые с 2011 года государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 2 689,5 млн. руб.
Республиканский бюджет по итогам 2020 года исполнен с дефицитом в размере -2,2 млрд. рублей (1,5% ВВП) при плановом дефиците (по отношению к уточненным параметрам) – минус 3,0 млрд. рублей. При этом в 2018 году республиканский бюджет был исполнен с профицитом 4,7 млрд. руб., а в 2019 году – 3,1 млрд. руб. На 1 января 2021 г. государственный долг Республики Беларусь составил 57 775,9 млн. руб., увеличившись за 2020 г. на 12 985,3 млн. руб.
1. Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2019. — № 6. — С. 14-18.
2. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
3. Бабич, Д. С. Налоговая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования / Д. С. Бабич // Актуальные проблемы налоговой политики. – 2020. – С. 8-10.
4. Горбатенко, И. В., Филипцов, А. М. Влияние структуры экономики Республики Беларусь на торговый баланс и государственный бюджет // Экономика и банки. – 2017. – №. 2. – С.84-89.
5. Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
6. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года // Министерство экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by /uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf.
7. Коробова, Н. М. Контроль в системе государственного управления Республики Беларусь // Молодежная наука-гарант инновационного развития АПК. – 2019. – С. 114-118.
8. Лученок А.И. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики / А.И. Лученок [и др.]. Монография. Под научной редакцией А.И.Лученка; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. – Минск: Беларуская навука, 2015. – 371 с.
9. Мельникова, Н.А. Основные направления по совершенствованию бюджетной и налоговой политики Республики Беларусь / Н.А. Мельникова // Формирование макро- и микроэкономических механизмов монетарно-финансовой политики для эффективного функционирования современных интеграционных систем : сборник научных статей [Электронный ресурс] / Н. А. Мельникова [и др.]; редкол.: Н. А. Мельникова, Т. Г. Струк. – Минск, БГУ, Экономический фак., Каф. корпоративных финансов. – Минск: БГУ, 2018. – 101 с.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Министерство экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
11. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2018 году / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
12. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2019 году / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2020 году / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yj2020.pdf.
14. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap.
15. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
16. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты